Сдержанность
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Индекс
Община, 147 Героем называют человека, который действует самоотверженно, но это определение не полно. Герой тот, кто действует самоотверженно, неуклонно, сознательно и, действуя во имя Общего блага, тем приближает течение космической эволюции. Можно встречать героев в текущей жизни. Не следует считать это понятие неприложимым. Страшась произносить такое понятие, мы сами отрываем путь в страну правды. Нужно познать геройство в жизни, нужно бесстрашно признать наличность врагов, нужно помнить, что меч есть жезл героя. Уменье обратить меч в жезл должно найти место среди трудового дня. Как поникнут все магические формулы перед неудержимым скачком через бездну к живоносному Солнцу. Только познавшие реальность могут говорить о Солнце без поверхностной слезливости. Хотим видеть вас стойко побеждающими. Каждая победа учит сдержанности, но эта сдержанность трепещет полетами. Не бойтесь больших определений и, отправляясь на подвиг, скажите, чтоб приготовили пищу на завтра. Идущий на подвиг должен идти, как на колокол труда. Устремленному достаточна самая тонкая поверхность. Устремитесь!
Грани Агни Йоги
1960 г. Авг. 7. Сдержанность во всем подобна плотине, накапливающей воду для полезной работы. Даже безудержные духовные пылания прежде времени сжигают телесную оболочку. Именно огонь, обузданный, и сдержанный, и подчиненный тем воле, будет энергией, могущей быть использованной по усмотрению и желанию его обладателя. Энергии мыслей, эмоций и чувств человека, не будучи контролируемы и управляемы его волей, исчерпывают свою силу сами по себе – бесцельно и бесполезно, часто разрушая нервную систему и здоровье человека. Сдержанность Определяем, как накопителя Агни. Отшельники, дававшие обет молчания, знали чудодейственную силу сдержанности. В улыбке, словах, жестах, движениях, мыслях, эмоциях, чувствах – во всем уявляется сдержанность йога. Сдержанность эмоций настолько необычна, что люди начинают ощущать в присутствии владеющего своими чувствами человека какое-то беспокойство, неловкость и даже страх. Они чувствуют собранную силу огня, и эта необычность тревожит. Обыватели не отдают себе отчета в том, насколько необходима эта сдержанность и умение владеть собою. Человек несдержанный подобен паровой машине с открытыми клапанами, через которые бесполезно уходит пар. Не может такая машина дать полезной работы. Утечка энергии слишком велика. Не донести воды в дырявом сосуде. Накопление и конденсация Агни и мер требуют особых. И можно порадоваться тому, что не преходящи и не временны труды, потраченные на утверждение в себе кристаллов коагулированного огня. В этом смысле значение сдержанности велико, ибо сдержанность, применяемая в жизни, позволяет увеличивать запас Агни и собирать элементы бессмертия в микрокосмосе человека.
Сдержанность и спокойствие – качества, близкие друг другу по природе. Кульминирует и венчает их равновесие. Через сдержанность и спокойствие приходят к равновесию, этому высшему качеству духа. Каждое усилие в этом направлении плодоносно. Даже мысли полезны о них, ибо когда-то и где-то равновесие духа достигнуто будет стремящимся к Свету. Люди копят деньги и собирают вещи с тем, чтобы рано или поздно с ними расстаться, как, впрочем, и со всем остальным, чем владеют. Но собиратель кристаллов огня и накопитель Агни собирает нетленные ценности духа, которые неотъемлемы и вечны и нужны во всех мирах. Так поступая, мудро проводит он более длинную линию, которая уменьшает и умеряет значение ограниченных линий земной жизни. Для «навсегда» нужны накопления эти, ибо они остаются навечно с обладателем их.
1961 г. 181. ...Удары чаще всего наносятся по открытому сердцу, и в этом отношении опаснее всего близкие люди. Потому и говорилось о «ларце закрытом». Каждое открытие себя подставляет внутреннюю сущность случайным ударам со стороны тех, кому открывается сердце. Потому лучше как можно меньше говорить о себе. Каждой несдержанной эмоцией отдает себя во власть человек тому, перед кем эта эмоция явлена. Потому сдержанность необходима как самозащита. Особенно же она необходима еще потому, что в прорывы, образуемые на ауре несдерживаемыми эмоциями, устремляется темная свора. Отсюда неизбежное чувство омрачения или отемнения после каждого уявления эмоциональной несдержанности. В каждом движении, происходящем в сознании, приходится учитывать наличие двух миров, чтобы иметь правильную оценку происходящего. Мерою двух миров измеряются явления жизни. Сдержанность является показателем степени овладения своими энергиями и энергиями своих проводников. Лишь сдержанная сила может дать нужную работу. Сдержанность мысли, сдержанность слов, сдержанность движений, сдержанность эмоций – так накапливается огненная сила внутри. Накопленная, она послужит и безошибочному распознаванию, ибо универсальна.
1961 г. 195. (Авг. 24). ...Сдержанность хороша уже тем, что означает бережение огненной энергии. Если вместо десяти слов сказать только два – это уже хорошо. Если вместо размахивания руками подержать их в покое, это тоже укажет на бережение. Если подавить суетливость и беспокойство, это тоже уже достижение. Так в течение дня можно подумать и многое сделать для сохранения энергии высшей. Некоторые эмоции астрала являются пожирателями психической энергии: особенно страх, во всех формах и видах; особенно раздражение; особенно сомнение и злоба; особенно суетливость и беспокойство. Так все отрицательные качества духа будут расточителями огненной энергии, а положительные – собирателями и накопителями. Сознательная, напряженная, постоянно бодрствующая сдержанность слов и эмоций накопителем будет. Мельник тоже сдерживает течение воды, чтобы собрать ее для полезной работы. Он потратит ее, когда придет время, но на работу и под контролем своим. Стоит ее не сдержать – и никакой работы не будет. То же происходит и с психической энергией человека. Принесли ли когда-нибудь кому-нибудь вред сдержанность и самообладание? Или равновесие духа? Нет... Никогда. Ибо это качества абсолютно положительные по своей природе. Путь долог. Ненужная поклажа в пути тяжела. Запасемся же самым необходимым.
1962 г. 313. (М. А. Й.). Каждый день неотменно можно брать какое-либо наиболее звучащее в данный момент качество духа для утверждения. Сегодня возьмем сдержанность. Кто же сказал, что внутреннее свое состояние надо выносить на обозрение людям. Сдержанность означает и защищенность, ибо каждое приоткрытие своего сознания ставит его под удар неуравновешенности чужого сознания. Лучше, когда не за что уцепиться, так как люди имеют наклонность к тому, чтобы цепляться за все, кажущееся им неудовлетворяющим их представления о том, каков, по их мнению, должен быть человек. Потому каждое слово должно быть строго обдумано. Лишние слова устраняются совершенно. Говорить из-за так называемой вежливости и занимать кого-то разговорами недопустимо, когда каждое слово огненной вспышке подобно и вонзается в сознание собеседника, как стрела. Раньше, когда огненность мысли была не столь напряженной, ответственность за слова была не столь велика, но рост внутренних огней усиливает и ответственность за каждое слово. Можно отметить, как иногда сильно и болезненно реагируют сейчас люди на то, что им говорится. Потому семь раз лучше отмерить, прежде чем отрезать мысль, облеченную словами. Сдержанность в этом случае хороша тем, что не допускает излишних слов. Люди любят так говорить, что нет никакой надобности обременять их своими словами. Лучше им предоставить возможность высказаться, чем делать это самому. Но когда приходится все же сказать свое слово, пусть оно будет скупым и под суровым контролем.
1962 г. 500. (Нояб. 8). Сила несдерживаемая – не сила. Силу нельзя накопить, не сдерживая ее постоянно. Потому Говорим об обуздании себя, что, необузданная, она расточается постоянно и утекает, оставляя человека исчерпанным и пустым. Дозор над расходованием своих сил нужен постоянный, пока сдержанность не станет привычкой выражения активности всего существа. Несдержанное расходование психической энергии недопустимо, ибо безусловно причиняет ущерб, нарушая гармоническое состояние микрокосма. Контроль над психической энергией необходим, ибо он приводит к овладению своими огнями. Хорошо, когда каждое движение в проводниках, каждая мысль, слово и чувство – под недреманным контролем. Стоит понаблюдать за поведением людей, чтобы увидеть, что распущенность психической энергии свойственна слабости и ничтожеству. Каждой несдержанностью чувств и эмоций себя предаем во власть своим оболочкам, а также и соответствующим мыслям и чувствам, разлитым в пространстве. Если радостью можно извлечь из пространства радость, то горем – горе, слезами – слезы, раздражением – раздражение, злобою – злобу, страхом – страх, то есть каждой несдерживаемой и допущенной эмоцией, мыслью и чувством можно из пространства извлечь то же чувство, эмоцию и мысль, но уже усиленную его мегафоном и укрепленную пространственным созвучием. Сознание кооперирует с созвучными ему сферами в степени очень широкой, даже неподозреваемой людьми, ибо воздействие пространственных энергий отрицается ими. А между тем, куда же деваются все те энергии, которые излучаются человеком? Они уходят в пространство, насыщая его эманациями разного порядка – от высоких до самых низших, дисгармоничных и безобразных. Каждым движением в своих оболочках приводим себя в созвучие с пространственными энергиями того же порядка, усиливая то движение, которое происходит в том или ином проводнике. Контроль нужен, чтобы оберечь себя от вредных воздействий, а сдержанность – для накопления огненной энергии, так часто растрачиваемой по-пустому. Только когда серебряная узда духа начинает сверкать на чувствах и эмоциях ученика, Учитель приоткрывает завесу. И не когда-то и где-то явить эту сдержанность надо, сегодня, сейчас, прилагая Указ этот в жизни, на практике яро.
1964 г. 458. (Гуру). Хочу пояснить, что сдержанность – сила. Сдержанность не есть сила, когда сдерживать нечего. Пустой паровой котел работы не даст, ибо силы, сдерживаемой стенками, силы пара в нем нет. Но при явлении ученичества огненные силы организма начинают пробуждаться, энергии духа растут, и сдержанность, умение сдерживать их и подвести под контроль воли становятся необходимостью, ибо без сдержанности расшатают и разнесут они весь организм своим несогласованным ритмом. И чем дальше путь, тем настоятельнее необходимость сдержанности. И чем напряженнее сдержанность, тем легче аккумулировать Агни. Таким образом, качество сдержанности усиливается по мере роста Агни с тем, чтобы огни превратились в сдержанную, контролируемую силу, которую можно направлять по любому заданию. Сильным хочет быть всякий, но мало охотников труды приложить для накопления силы. Усилия над выработкой качества сдержанности не пропадут даром, каждое даст результаты.
1967 г. 238. (Апр. 29). Самой ценной собственностью человека на Земле и в Мирах является психическая энергия. Она – собственность неотъемлемая. Сдержанность обладает свойством сохранять запас этой энергии от расточения. Внутри человека происходит целый ряд душевных движений. Когда они вырываются наружу в действиях, словах или чувствах, происходит утечка огненной силы. Есть люди, которые постоянно опустошают свою сокровищницу словоизвержениями, другие – распущенностью эмоций и переживаний, третьи – ненужными действиями или просто движениями, особенно нервными. Очень много энергии уходит на беспокойство, страхи, суетливость. Еще больше – на злобу и раздражение. Недовольство, уныние, восторженность, обывательская веселость и все сопровождающееся внешним эффектом требуют того или иного количества сил. Сдержанность позволяет их сохранить внутри микрокосма с тем, чтобы тратить только сознательно, и с соизволения воли, и только тогда, когда это необходимо. Два вида действия придется отметить при этом: это действие сдержанное, сохраняющее в запасе известное количество психической энергии, и действие исчерпывающее, растрачивающее этот запас целиком. Действий, исчерпывающих полностью силы, следует опасаться как вреднейших врагов. Исчерпавший себя человек подобен пустой шелухе. Исчерпать себя можно словами, эмоциями, мыслями и поступками, даже голос свой можно исчерпать пением. Сдержанность служит вернейшим затвором, удерживающим напрасную и непроизвольную растрату огненной силы. Когда внутренние проявленные энергии ничем не выдают себя внешне, происходит их накапливание. Равновесие, это трудно достижимое качество духа, возможно лишь при наличии сдержанности, упорной, сознательной и суровой. Сколько энергии уходит на болтливость или на желание нравиться людям и всем угождать. Доброта и доброжелательство так далеки от этих ненужных свойств. Добротворчество осуществляется сиянием сердечных огней и не нуждается в словоговорении, во всяком случае – ненужных слов. Именно по пустякам и в действиях привычных и малых, не сдерживаемых контролем воли, тратится бездумно драгоценная энергия. Положительные качества духа – накопители огненной мощи, отрицательные – расточители. Для примера можно взять мужество и страх и проследить, как страх обессиливает человека, парализуя его энергию. Качество сдержанности можно утверждать сознательно и планомерно, зная, что каждое ненужное слово или внешнее выражение неконтролируемых чувств служат признаком распущенности психической энергии. Каждое качество духа требует к себе внимания и заботы и может расти беспредельно.
1972 г. 290. (М. А. Й.). Если внешние условия в данный момент изменить невозможно, то внутреннее свое состояние и отношение к ним видоизменить можно всегда. Мысли собрать вовнутрь, являя суровую сдержанность всех чувств и особенно слов. Слова могут действовать яро размагничивающе. Заставить надо себя промолчать там, где это возможно. Скоро заметите, что молчаливость и сдержанность укрепляют доспех. Ведь каждое лишнее слово как дыра или щель в доспехе, через которую проникают неполезные, дисгармоничные и недобрые воздействия. И, если даже они не от темных, а от обычных людей, все равно нет в них блага. Закройте забрало и щит поднимите, а главное, слов берегитесь, произносимых излишне. Сдержанность надо явить и серебряную узду на всех чувствах. Как же собою владеть, если язык болтает ненужное, а чувства трепещут под воздействием сторонних внушений. Равновесие яро храните, не допуская, чтобы другие сознания нарушали его. Никак и ничем не реагируйте внутренне на обращения к вам посторонних, если внешне все же приходится отвечать. Зазвучать в унисон с ними – значит равновесие заменить на разновесие. К вам назойливо лезут с ненужными обращениями, чтобы вызвать эту реакцию. Не имеет значения, что действуют они обычно бессознательно, ущерб, тем не менее, велик.