19.08.37 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Версия от 16:45, 8 марта 2007; Bot (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

19.08.37

Сердцем восприняла все, что Вы пишете о сотрудниках, и понимаю Ваше желание видеть больше самодеятельности среди некоторых членов Общества. Да, тяжко видеть, как люди тратят самое драгоценное, именно, время на топтание на месте или ношение воды в решете. Люблю изречение Петра Великого: «Потеря времени смерти подобна». Именно отсутствие самодеятельности есть камень преткновения для очень и очень и очень многих. И по странному парадоксу, ожидая во всем указки, они в то же время часто будут восставать против иерархического начала. Трудность и в том, что всякое насилие бесполезно, ибо ценно лишь то, что зародилось в сердце. Приходится осторожными касаниями наводить таких людей, но иногда это требует столько времени и терпения, что нужно соизмерить, оправдывает ли данный человек такую затрату ценных сил. По многим знакам видим, как замечательно плодотворна была Ваша деятельность среди членов Общ. По тем письмам, которые получаю, могу видеть, насколько Вам удалось оздоровить атмосферу в обществе. Сердце радуется, сознавая тесное единение среди близких душ, так и продолжайте. Так же, как и Вы, мы поражаемся росту Гаральда Феликс. Особенно нас трогает его уважение и любовь к Вам. Еще раз скажу – Ваше единение – наша радость.

Правильно писать о друге, тем более ушедшем, все самое прекрасное, ибо кто может знать о всех побуждениях и сокровенных чувствованиях, сопровождавших тот или иной поступок человека? Каждое умаление, даже неосознанное, уже принесет свою худую карму. Первое наставление Уч., данное нам, было – «в десять раз увеличивать все хорошее и в два раза уменьшать все худое, тогда только приблизится более или менее верная оценка. Как часто люди берутся судить лишь по очевидности и тем самым совершают тяжкий проступок против справедливости. Вот почему так прекрасен обычай писать лишь доброе об ушедшем. Хотя бы в этом люди несколько выправляют свою несправедливость...» Относительно книг Ал. Ив.[1] Вы правы. Действительно, он мог бы больше поработать над ними. И особенно не мешало бы ему проявить некоторую осторожность там, где он прикасается к высоким понятиям и космическим законам. Есть у него некоторая доля свободы в выражениях, которую, надеюсь, он скоро преодолеет. Это качество свойственно всем не вполне вникнувшим во все величие законов Бытия и сложность их действий в Проявленном Космосе. Насколько возможно, чтобы не обидеть, стараюсь намекнуть ему о недопустимости некоторых его формул и о том вреде, который они могут вызвать. Нужна чуткость поэта, чтобы передать Величие и Красоту часто Несказуемых Понятий. ...

Большой радостью было узнать, что составляется подробный индекс книг Учения, это так нужно. На каком языке? Ведь к этой работе могли бы быть привлечены многие члены Общ., которые не знают, к чему себя применить. Также кто-то мог бы начать составлять индекс и для русской Т. Доктр. Ведь такой существует для англ. изд. Это значительно облегчило бы ее изучение. Сейчас в Англии и Америке каждая научная книга сопровождается более или менее полным индексом. Конечно, такие работы должны делаться не спеша, ибо требуется большая тщательность в выполнении.

Ал. М. Ас.[1] нас тоже огорчает. Он только что избег страшной опасности попасть в сети одной опасной авантюристки, пока что поплатился лишь финансово (но это, конечно, сообщаю только Вам и совершенно доверительно), а теперь, несмотря на наши неоднократные предостережения, он запутывается в тенетах Батурина[1] и комп. Житейский опыт Ал. М. из-за его молодости еще ничтожен, и потому он далек от распознавания масок. Он считает своим долгом открыть сердце и протянуть руку помощи каждому волку в овечьей шкуре. Не понимает он, что таким образом можно допустить и величайшее предательство. Соизмеримость еще отсутствует. Также с трудом усваивает он понятие пар противоположений. Кроме того, по-видимому, ему льстит, что он может явиться объединителем всех оккультных общ. и т. д., эта идея, видимо, очень улыбается ему, и он не может понять, что нельзя объединять овец с тиграми и волками. По неопытности он полагает, что Вел. Уч. именно настаивают на таком объединении, совершенно упуская из виду, что указуется именно объединение сознаний, прежде всего требующее одну общую основу более или менее высокой нравственности и единство Иерархического Начала, но не хаотического смешения самых разнородных элементов. Мы можем и должны терпимо, а где возможно и доброжелательно, относиться ко всем существующим так называемым окк. группировкам, но нам незачем непременно садиться с ними за один стол. Зачем устраивать искусственные взрывы, комбинируя несочетающиеся элементы? Мудрость водительства и должна заключаться именно в умении ограждать доверившихся ему от неподходящего элемента, проявляя в то же время терпимость к прочим течениям и учениям, конечно, если только они не направлены на разрушение. Но Ал. М. хочет, очевидно, всех собрать в одну кучу, но неужели бесформенная куча цель даваемого Учения? Природа – наш лучший учитель, и потому следует чаще присматриваться, как, вмещая все, она, в то же время, гармонично и целесообразно подбирает свои соседства во всех царствах своих. Есть растения, которые никогда не будут расти вместе, и в то же время каждое из них полезно на своем месте. Но, будучи насильственно посажены в тесном соседстве, утрачивают свою полезность и вырождаются.

Так и П.Донов со своим учением полезен для некоторых сознаний, и Кришнам[урти] отвечает чьим-то запросам, и Аморк кого-то прельщает своими египетскими посвящениями, и кто знает, может быть, тем самым отвлекает от других, более вредных. Сейчас всякие учения и культы вырастают, как грибы после дождя. Конечно, среди них большинство очень вредные. И чем примитивнее и циничнее культ, тем больше число последователей. Иногда страшно становится за состояние человеческого сознания.

Как правильно, как мудро писали Вы о том, что даваемое Учение, как синтез жизни, гораздо больше, нежели то, что понимается под оккультизмом. Также правильно Ваше замечание и о названии журнала. Но, вероятно, Ал. М. считает, что именно это название и привлекает читателей. Принимая во внимание невежество большинства, может быть, по-своему он прав.

Также я очень против изменения названия Вашей статьи в журнале. В мои ответы тоже почему-то вставлено изречение Христа, которое к приведенному случаю мало подходит. Также в этом номере, к сожалению, слишком много опечаток, но по разнообразию тем он богат. Я его перелистала, но всего еще не прочла.

Скорбим о выходе «Агни Йоги» в ужасном издании некоего Бобынина, также и о неправильности в объявлении о рижском издании А.Й., допущенной Ал. М. Но указаний, как я заметила, он не любит. Он переслал мне письмо Ел.Ф.Писаревой, в котором она предлагает ему свои услуги и опыт в деле редактирования его журнала. Не знаю, принял ли он это предложение? Мне думается, предложение это было сделано с целью известного контроля и овладения контактами. К сожалению, Ел.Ф. все еще находится под влиянием А.А.К., а та действует на два фронта: где опасно открыто выказывать свой истинный лик, она прикидывается поклонницей Н.К., а за спиной продолжает писать те же разрушительные для себя же самой инсинуации. Прилагаю доверительно и копию только что полученной выдержки из ее письма к нашим дальневосточным друзьям.

Должна Вас предупредить, что мы весьма опасаемся и стараемся отмежеваться от всех окк. центров на Дальн. В. Особенно от всяких Батуриных, Бобыниных, Сальниковых, Гридневых и др. Может быть, Зенькевич и лучше других, но и ему нельзя доверять. Вы уже имеете некоторые намеки. Да, именно все наиболее Сокровенное кощунственно снижается до самого низкого уровня.

На Дальн. В. имеется два, три десятка милых душ, к которым принадлежит К.П.Инге, но большинство из них бабочки и мотыльки. Хейдок очень талантлив, но удивительно неуравновешен и страдает отсутствием распознавания. Другой – Абрамов прекраснейшая душа, больше других знающий, но увы, его парализует страх. Сейчас очень тревожимся за друзей, ибо многие уехали на юг, тогда как еще в начале 36 г. им было Указано думать о севере и северо-западе.

Да, Англия и Америка теперь поняли, какую ошибку они совершили, допустив (вернее – науськивая) первую японо-русскую войну. Вечная необоснованная боязнь и враждебность Англ. к России, с одной стороны, и личная ненависть Теодора Рузвельта и его приспешников, евр. банкиров, к России – с другой, благословили в свое время Японию на этот роковой шаг, не учтя грозных последствий именно для своих стран. Теперь они бьют тревогу, но не поздно ли? Улыбнется ли им и богатый рынок Китая? Япония очень стремится распространить свое влияние на Индию, и, владея Южн. Китаем, ей это очень будет легко. Также непоправимую ошибку совершили Франция и Англия тоже в отношении своих стран, допустив занятие Абиссинии итальянцами. Но все события, конечно, уже давно учтены на Высших планах, и все должно послужить на пользу тех стран, которые установят равновесие мира

<...>

Питание враждебности, отсутствие великодушия препятствуют развитию тонкости чувств. А без утончения их разве возможно духовное продвижение? Никакая интеллектуальность не продвинет нас ни на йоту в мире Духа, если наше сердце ожесточилось. Великодушие и любовь есть питание сердца, без этих энергий сердце засыхает. Потому посоветуйте <...> найти в себе величие духа поставить крест на прошлом и протянуть друг другу руку помощи и всепрощения. Нам заповедано быть царями духа, неужели останемся рабами самости? И не позорно ли перед Ликом Учителя такое пренебрежение Заветами Учения? Высказываю Вам мою точку зрения и знаю, что сердце Ваше найдет лучшие слова о великодушии. Также чтение рефератов о духовности одно, а приложение в жизни хотя бы одного Завета Учения – нечто совершенно другое и много труднее. Двойственность очень развита в человеке, и редко можно встретить человека, у которого ум и сердце не спорили [бы] между собою. Эта борьба ума с сердцем самое трагическое зрелище!

Также огорчена, что мои соотечественники не нашли в себе тактичности выслушать лекцию на языке, который, конечно, не должен был бы быть им чужд. Кроме того, каждое знание есть уже плюс, и я очень жалею, что не знаю латышского языка.

Поступок Гаральда Фел. трогает меня до глубины души. Великодушие есть первый признак царственности духа. Но, увы, царей духа так мало!

Относительно перегруппировок, мне кажется, что редко встречается резкое деление на устремленных и даровитых и малоуспевающих. Всегда имеется средний элемент, который и может служить достаточным двигателем для менее подвинутых. Но всегда жаль задержанных. Конечно, импульс должен исходить от руководителя, и самое трудное – это найти такого духовного воспитателя. Следовало бы озаботиться подготовлением таких воспитателей, и, конечно, необходимо иметь к этому призвание. Тот, кто звучит на одну или две струны Учения, конечно, не может быть руководителем. Именно руководитель должен вмещать весь синтез, даваемый в Учении, иначе как достичь расширения сознания?

Вы правы, желая подразделить все сообщения и рефераты на предложенном Конгрессе на две группы, экзотер. и эзот., так меньше будет столкновений и наговоров, которые нужно постараться насколько возможно избежать. Ведь этот Конгресс – первый опыт, и не следует его слишком отяжелять. Не имею ничего против обучения кого-то астрологии. Некоторое понятие об астрологии полезно иметь, но следует всегда помнить, что свободная воля человека является самым мощным фактором во всем и может изменить многие знаки, и самые тяжкие могут сказаться наиболее способствующими успеху. Один из малых знаков сумеет создать великое построение, другой из самых лучших сложит лишь курятник. Все великие духи всегда имеют трудный гороскоп. Астрология – наука очень сложная, именно при изучении и особенно при толковании ее необходимо иметь накопленную психическую энергию. Самый важный ключ к астрологии утерян для Запада. Кроме того, в древности ученый-астролог был и хиромантом и умел читать по ауре. Только такое соединение может дать близкое определение характера и связанной с ним судьбы.

Как замечательно, что Ваша вторая девочка родилась 24 января, значит, она уже подходит под влияние знака Водолея, знака Новой Эпохи. Пусть эта будущая воительница Матери Мира с самых ранних лет несет в себе признаки Новой Эры. Мой знак тоже Водолей при восходящем Овне. Замечательно, что именно этот знак имеет своими Рулерами Урана и Сатурна, две наиболее противоположные Силы.

Как думаете Вы, Кто Владыка Урана? Земные знаки Вашей старшей девочки могут быть собраны для особой миссии, ведь истинная индивидуальность может быть огненной, тогда как гороскоп личности показывает земные знаки, и наоборот.

Не удивляюсь Вашему гороскопу, ибо откуда же утонченность Ваших чувств? Трудно жить в земной обстановке людям с утонченными чувствами, но зато им доступны такие взлеты и восторги духа, которые и во сне не снились земным обывателям. Очень люблю сопоставление, часто проводимое в буддийских писаниях: «Пушинка шерсти, опускаясь на ладонь человека, не осязаема, но проникшая в глаз, она причиняет боль. Ладонь – это грубый невежественный человек, глаз – утонченный мудрец».

Также полезно было бы дать кому-либо из членов Общ. выписать все сказанное о сомнении, этой страшной ехидне. И почаще перечитывать эти указания во всех группах. И кто же не станет гнать от себя всеми силами духа такого страшного посетителя? Все великие люди именно и стали великими, ибо у них не было сомнения. Отсутствие сомнения есть Сезам для всех достижений. Потому прошу Вас, родной Рихард Яковлевич, особенно обратить внимание на всех сомневающихся. Пусть не допускают укорениться этому разрушителю и отравителю окружающей атмосферы. Вероятно, Вы замечали, сколько здоровья, как легко дышится, сколько радостного творчества, несмотря на многие житейские трудности, около тех людей, которые исполнены великой веры, вернее, знания о существовании Твердыни Знания и Любви и о постоянной Заботе, изливаемой Вел. Уч. на всех близких сотрудников. Но помощь и забота преисполнены мудрости и целесообразности и потому не всегда совпадают с нашими, часто весьма близорукими чаяниями и предпосылками. Но сердце, прикоснувшееся к этой Твердыне, через все опасности пронесет несказуемую радость этого чувства. Оно незабываемо в веках.

Может быть, Вам интересно будет знать, что Ал. М. Ас. два года тому назад хотел писать книгу о Белом Братстве!!! А где же материалы, неужели из кн. Ледб[итера]<a style='mso-footnote-id: ftn23' href="#_ftn23" name="_ftnref23" title=""><![if !supportFootnotes]>[21]<![endif]></a>? Но мне было Указано остановить его и направить его внимание на собирание проявлений психической энергии. В то же время начало Вашей книги, как Вы знаете, было Одобрено.

<...>

В моем последнем письме к Г. Ф. я забыла просить его ни в коем случае не уменьшать количество часов сна. Сон есть восстановитель и обновитель нашей психической энергии. Именно от соприкосновения с Тонким Миром получаем мы достаточное питание ее. Кроме того, работа в Тонком Мире при жизни на Земле часто даже важнее, нежели на земном плане. В посланных Вам страницах «Внутренняя Жизнь Братства» есть параграф о необходимости сна. Очень прошу Г. Ф. принять это во внимание. Находясь на Вел. Сослужении, мы обязаны следить и за своим здоровьем. Лишение себя сна будет самоубийством. Ведь подумать только, какое количество психической энергии выдается им ежедневно! Я очень обеспокоена и очень прошу Вас, дорогой Рихард Яковлевич, серьезно побеседовать об этом с Г. Ф. Большое спасибо ему за прислание чудесных книг моему Тициану. Корни уже собираются. Нужно кончать, иначе письмо разрастется до непозволительных размеров.

Сердце Ваше подскажет Вам, какие места можно заимствовать и слегка переработать из посланных Вам страниц второй части «Братства» для Вашей Книги. Эти страницы очень храните и кроме Г. Ф. пока никому не давайте. «Напутствие Вождю» тоже хотелось бы сейчас сохранить без раздачи.

Также не следует, чтобы места, не вошедшие в другие книги, были списаны читающими. Вообще лучше, чтобы и «Напутствие Вождю» пока осталось доступным лишь самым ближайшим.

<...>

Гаральд Фел. спрашивает в своем письме, в каком характере желательна статья Ваша для Монографии[1]? Совершенно правильно, что в основу может быть положена статья как о водителе культуры. Конечно, при этом можно упомянуть и последние картины, ибо таким путем Монография отметит и последнее творчество, так как в остальных статьях этот последний момент, естественно, отсутствует. И авторы тех статей вообще не могли знать и видеть самого последнего периода, который, конечно, оказывается внушительным, ярким и продуктивным и утонченным по краскам. А излюбленные темы последних лет – Гималаи близки каждому человеческому сердцу. Также не забудем, сколько русских картин падает на этот последний период. Вспомним «Звенигород», «Странник Светлого Града», «Силы Небесные», «Микула Селянинович – Великий Пахарь», «Лель», «Древний Псков», «Древний Новгород», «Спас Нередицкий», «Ростов Великий», которые благовестят в самых неожиданных местах, как, например, Аллахабад, Нью-Йорк, Китай, Калифорния, Югославия, Триполи, Прага, Бельгия – просто в разных частях света. Впрочем, эти сведения Вы имеете в недавней статье В.А., появившейся в русской прессе в Америке.

Делаете, родные наши, неоценимую работу, закладываете еще один исторический памятник. Да будет Вам светло!


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно