Шаблон:Symphony8547
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
§121. ...Появились многие сказания о летучих кораблях, о железных птицах, о коврах-самолетах... — Учение подчеркивает, что подобные сказания есть плод целенаправленного мыслительного воздействия Великих Учителей на коллективное сознание человечества, сделанного для того, чтобы идея земных и надземных полетов, а также искусство воздухоплавания не были бы забыты. В Махабхарате, Библии, Авесте, народных сказках Востока и Запада присутствуют и летучие корабли и железные птицы и ковры-самолеты. Появление железных птиц предсказывал Будда. Об этом упоминает Н.К.Рерих в книге “Сердце Азии”:
“В основных учениях Будды уже можно усмотреть намеки на будущие достижения человечества. Под символом железного змия, окружающего землю и переносящего тяжести для человечества, узнаются символы железных дорог. Под символом летающих железных птиц можно понять аэропланы. В указаниях на жизни на различных звездах и в намеках на разные состояния человеческого существа вы можете распознать те самые проблемы, которые только недавно с поразительной медлительностью подтверждаются наукой; жизнь на планетах, открытия в области астрального мира только очень недавно вышли из пределов насмешки игнорантов”.
§121. ...Соломон уже пользовался летательным аппаратом... — Согласно апокрифическим ветхозаветным преданиям царь Соломон обладал чудодейственным перстнем, который помогал ему перемещаться на большие расстояния. Об этом же говорят и несторианские легенды, упоминающие о царе Соломоне (Сулеймане), владеющем волшебным ковром-самолетом. Н.К.Рерих, описывая жизнь Тибета и желание местных властей установить аэропланное сообщение, упоминал об этом символе следующее:
“Народ полюбил бы скоро этих воздушных вестников. Мечта Востока о коврах-самолетах, примененная народом к Соломону, воплотилась бы в ожидании железных птиц. Ведь и в Тибете древнейшими пророчествами указаны железные птицы и железные змеи. Здесь так же, как в следах первоначального учения Будды, имеются указания на космогонические проблемы, на эволюцию планет и на развитие жизни“.
А в “Державе Света” Н.К.Рерих писал, что даже в народном сознании легендарный ковер-самолет принял уже конкретные черты летательного аппарата:
“... Но караванщик продолжает свою мысль: “Конечно, много тронов великого царя Сулеймана. Он был и мудр и могуч. Он имел летательную машину и посещал многие страны. Глупый народ, они думают, что он летал на ковре, но ученые люди знают, что царь имел особую машину. Правда, она не могла летать очень высоко, но все-таки двигалась по воздуху”. Опять что-то говорится о путешествиях, но старый ковер-самолет уже отложен“.
§121. ...Наконец, Наш возлюбленный Леонардо заложил основу воздухоплавания ... — Гениальность Леонардо да Винчи выразилась и в области механики, наиболее им излюбленной. В течение 25 лет он бился над проблемой “искусственного” полета. Внутреннее знание о полетах духа в беспредельном пространстве вылилось в серию изобретений, до сих пор относящихся к разряду шедевров человеческой технической мысли. В трактатах, оставленных гениальным ученым эпохи Возрождения, утверждается идея реальности дальних полетов человека, присутствуют чертежи и схемы летательных аппаратов, содержатся описания подобных воздушных путешествий. Леонардо де Винчи серьезно изучал законы полета птиц и даже насекомых в пространстве, считая это главной задачей своей жизни, и написал целый трактат “О летании”. Он создал первые чертежи летательного аппарата, называя его птицей и относясь к нему как к живому существу (отдельные части этого аппарата-аэроплана он именовал связками и сухожилиями). Гений Возрождения первым изобрел также геликоптер (вертолет) и пирамидальный парашют (1490), намного раньше, нежели венецианец Фаусто Веранцио (1595), которому приписывали это изобретение. Из других его изобретений можно отметить цепную передачу (впервые использованную во Франции лишь в 1832 году), маховик, механическую пилу с вертикальным лезвием, паровое ружье, посылавшее пулю на 800 м (прообраз этой идеи, долго “гулявший” в неопубликованных записках Леонардо, мог лечь в основу создания первой паровой машины), машины: для производства винтов, для автозагрузки бумаги в печатные прессы, шлифовальные и для производства веревки и, наконец, первые чертежи подводного аппарата. Е.И.Рерих высоко оценивала личность Леонардо да Винчи, ставя его как образец человека знания:
“...конечно, пополнение знания есть мощный щит и доспех. В связи с этим отвечаю на Ваш вопрос, является ли разносторонняя деятельность Леонардо да Винчи достойным примером для подражания. Конечно, да, но при условии не разбрасывания, но действительного изучения. Ведь продвинувшийся Ученик обладает несколькими способностями, даже в буддийских писаниях сказано, что каждый Бодхисаттва должен владеть тремя искусствами или областями знания и одним в совершенстве. Чем больше мы знаем, тем легче нам понять всю глубину Великого плана эволюции и сложности жизнестроения. Кроме того, каждое систематическое изучение дает нам необходимую дисциплину ума для самостоятельного мышления. А ведь лишь тот, кто умеет мыслить самостоятельно, может стать действительным сотрудником Сил Света. Потому так важно всестороннее образование. Конечно, мы не можем быть специалистами во всех областях знания и искусства, но должны иметь хотя бы понятие о них. Также в желании охватить как можно больше мы должны научиться соизмерять свои силы, а главное, уметь продолжать начатое, ибо этим вырабатывается самое необходимое для ученика — качество постоянства и терпения. Может быть, Вам будет интересно узнать, что облик Леонардо да Винчи очень близок Н.К. — это одно из его воплощений” (Письма в Прибалтику, 14.05.36).
§121. ...Можно вспомнить миф об Икаре и Симоне Волхве... — Икар, один из известных персонажей древнегреческой мифологии, сын Дедала, легендарного архитектора, скульптора, изобретателя столярных инструментов, по происхождению восходящего к царскому роду. Вместе со своим отцом Икар попал на острове Крит в плен к Миносу, который заключил их в лабиринт. Сделав крылья и приклеив к ним перья воском, Икар вместе с отцом улетели с острова. Однако после того как Икар поднялся слишком высоко, солнечный жар расточил воск и его крылья растаяли. Икар погиб, упав в море, и остался в сознании последующих положений символом непродуманного безумства храбрых, которое заканчивается трагически. Впоследствии тема падения Икара нашла свое отражение в многочисленных живописных работах знаменитых художников (картины Себастьяно дель Пьомбо, Я.Тинторетто, П.Брейгеля Старшего, Х.Боля, П.П.Рубенса), в поэзии (“Дедал и Икар” А.Кановы, “Падение Икара” О.Родена, В.Я.Брюсов “Дедал и Икар”), в музыке (“Полет Икара” И.Мариевич; “Икар” Ж.Шифера, кантата П.Санкана “Легенда об Икаре”.
Е.П.Блаватская в своих работах довольно подробно осветила фигуру и личность Симона Волхва (Мага), его необычные силы и способности:
“Симон Маг, несомненно, был учеником Танаимов Самариша (еврейских посвященных, каббалистов — С.К.); оставшаяся после него репутация вместе с данным ему прозвищем “Великой Силы Божией” сильно свидетельствуют в пользу способностей его учителей. Клеветнические наговоры, там яростно распространяемые против него неизвестными авторами и составителями “Деяний апостолов” и других писателей, не могли сказать истины до такой степени, чтобы скрыть тот факт, что никакой христианин не мог состязаться с ним в тавматургических деяниях. Повествование о его падении во время воздушного полета, и о том, что он сломал обе ноги и затем совершил самоубийство — смешно. Вместо мыслительной молитвы, чтобы это произошло, почему апостолы не молились, чтобы им была дана власть превзойти Симона в сотворении чудес, так как в таком случае они доказали бы превосходство своей веры более легко и таким образом могли бы обратить в Христианство тысячи людей Потомство услышало повествование только с одной стороны. Если бы случай повествования представился ученикам Симона, то мы, может быть, обнаружили бы, что именно Петр сломал обе ноги, но мы знаем, что этот апостол был слишком предусмотрительным, чтобы когда-либо отважится на появление в Риме.
По признанию нескольких писателей из духовенства, ни один апостол никогда не совершал таких “сверхъестественных чудес”. Разумеется, набожные люди скажут, что это только еще более доказывает, что именно “Дьявол” помогал Симону.
Симона обвиняли в кощунстве против Святого Духа, потому что он называл его “Святое придыхание, Mens (Разум), или матерь всего”. Но мы находим то же самое выражение в “Книге Еноха”, в которой, в отличие от “Сына Человеческого”, он говорит — “Сын Женщины”. В “Кодексе” назареев, в “Зохаре”, так же как и в “Книгах Гермеса”, это выражение является обычным; и даже в апокрифическом “Евангелии” евреев мы читаем, что Иисус сам признал пол Святого Духа”, сказав — “Моя Мать, Святая Пневма” (“Разоблаченная Изида”, т.2, с.302-303).
Христианская литература, признавая многочисленные чудеса, производимые Симоном Магом в присутствии большого числа людей, настаивает на дьявольской природе его силы. Е.П.Блаватская полемизирует со многими авторами, утверждая, что “Симон Волхв был каббалист и мистик, который, подобно многим другим реформаторам, стремился основать новую Религию, основанную на основных учениях Тайной Доктрины...”, что он “был только сыном своего времени, религиозным реформатором, подобно многим другим, и адептом среди каббалистов” (“Тайная Доктрина”, т.3, с.94).
Е.П.Блаватская писала не только о психических феноменах Симона Мага, но и о гностической эзотерической философии, им излагаемой:
“Именно в его системе Менандра, его ученика и преемника, мы находим, что именно означал термин “Магия” дня Посвященных тех дней.
Симон, так же как и все другие гностики, учил, что наш мир был сотворен низшими ангелами, которых он назвал Эонами. Он упоминает только три степени таковых, так как было и есть бесполезно, как мы уже ранее объяснили, преподавать что-либо о четырех высших степенях, и поэтому он начинает с плана глобусов А и G. Его система так же близка к Оккультной Истине, как и другие, поэтому мы можем исследовать ее, так же как его собственные и Менандровские утверждения о “Магии”, чтобы узнать, что они подразумевали под этим термином. Так, для Симона вершиною всего проявленного творения был Огонь. У него, так же как у нас, это был Вселенский Принцип, Бесконечная Сила, родившаяся из сокровенной Потенциальности. Этот Огонь был первичной причиной проявленного мира бытия, и он был двойственной, обладающий проявленной и сокрытой, или тайной, стороной.
Тайная сторона Огня сокрыта в его очевидной (или объективной) стороне, а объективная возникает из тайной стороны (“Philosophumena”, VI, 9), пишет он, что равносильно утверждению, что видимое всегда присутствует в невидимом, и невидимое в видимом. Это было ничто иное, как новая форма изложения Платоновской идеи о Постижимом (Noeton) и Чувствуемом (Aistheton), и учения Аристотеля о Силе (Dunamis) и Действии (Energeia). Для Симона все, о чем можно было думать; все, на что можно было воздействовать, было совершенным разумом. В Огне содержалось все. И таким образом, все части этого Огня, будучи наделены разумом и рассудком, были поддающимися развитию путем расширения и эманирования. Это — наше учение о Проявленном Логосе и эти части в их первичном эманировании суть наши Дхиан-Коганы, “Сыны Пламени и Огня”, или высшие Эоны. Этот “Огонь” есть символ деятельной и живой стороны Божественной Природы. За ней находится “бесконечная Потенциальность в Потенциальности”, которую Симон именует “то, что существовало, существует и будет существовать” или постоянная стабильность и олицетворение неизменности” (“Тайная Доктрина”, т.3, с.383).