Шаблон:Symphony8729
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
§303. ...Можно вспомнить старинную сказку, когда в одном человеке совместились и ангел, и демон... — Люди, по преданиям, от начала времен обладают двойной природой, которая в античном эзотеризме называлась дионисийской и титанической. Титаны, растерзавшие Диониса и вкусившие его тела, были испепелены молниями Зевса, и из копоти появились люди. Этот сюжет повторялся в самых разных мифологиях и сказках и указывал на внутренне противоречивые свойства, заложенные в земной природе человека. Таким образом отразилась еще одна грань космической мистерии распятого духа, страдающего в тисках косной материи и приобретающего в результате многих неудачных попыток овладеть ею негативные черты и качества. Е.П.Блаватская, прослеживая антропогенез человеческих рас, писала:
“Лемурийцы тяготели к Северному Полюсу или же к Небесам своих Прародителей — Гиперборейскому Материку; атланты к Южному Полюсу — к “Бездне”, космически и по-земному, — откуда веют жаркие страсти, раздуваемые в ураганы космическими элементалами, пребывающими там. Эти два Полюса назывались древними Драконами и Змиями — отсюда добрые и злые Драконы и Змии, а также имена, даваемые “Сынам Бога” — Сынам Духа и Материи — добрым и злым Богам. Это есть происхождение двоякой и троякой природы в человеке. Легенда о “Падших Ангелах”, в своем Эзотерическом значении, заключает в себе ключ, к многообразным противоречиям в человеческом характере; она указывает на тайну человеческого самосознания; это есть устой, от которого зависит весь его Жизненный Цикл — история его эволюции и роста” (“Тайная Доктрина”, т.2, с.343).
Агни Йога подчеркивает, что эта двойственность и троичность существует, прежде всего, в сознании человека, которое действует в трех мирах одновременно. И поэтому человек, принимая любое решение, должен понимать, что оно имеет земной, тонкий и огненный уровни, и помнить, что если природа его внутренней сущности не обрела целостности и находится в состоянии борьбы между высшим и низшим началами, ему одновременно могут нашептывать и ангел, и демон. Эта тема издавна стала излюбленной для многих писателей, и самым классическим романом на эту тему стала книга Р.Л.Стивенсона “Странный случай с доктором Джекилл и г-ном Хайд”, которая удостоилась похвалы замечательной новеллистки Е.П.Блаватской:
“Наши лучшие современные новеллисты, хотя и не будучи ни теософами, ни спиритуалистами, тем не менее, начинают видеть сны, весьма психологические и очень показательного оккультного характера. Так, например, Роберт. Л. Стивенсон и его “Странный случай с доктором Джекилл и г-ном Хайд”, является самым замечательным из существующих до сих пор психологических рассказов из области Оккультного” (“Тайная Доктрина”, т.2, с.396).