19.12.1939 Е.И.Рерих Р.Я.Рудзитису
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису
19 декабря 1939 г.
Дорогой и родной наш Рихард Яковлевич, должна была воздержаться от перегружения почты ввиду того, что в сентябрьские и последующие дни большинство из посланного нами материала было возвращено местною цензурою. Но сейчас и в этом важном вопросе наблюдается уже некоторая налаженность. Так, явилась возможность посылать и печатные материалы в дружественные и некоторые нейтральные страны, хотя точно еще не знаем, какие именно страны входят в число этих избранных, вероятно, и это скоро выяснится. Возможно, что получим разрешение и на вторичную, и теперь более удачную посылку осеннего номера «Фламмы», а то получилось совсем неладно. Часть подписчиков, скажем, в Америке, получила номер «Фламмы», до других же в той же Америке он не дошел. Также только на днях вернулся номер «Дивайн Лайф», посланный Вам еще в августе. Очень жалею, ибо там была статья Дикмана. Но Ваш труд о Граале я получила в полной исправности и два экземпляра общего [труда]. Можете себе представить мою радость при чтении столь близкого моему сердцу труда.
Дорогой Рихард Яковлевич, считаю Вас современным бардом Великого Грааля во всей всеобъемлемости этого Понятия. Ученый и поэт – это совмещение не часто встречается, а у Вас оно налицо, и ученость Ваша именно настоящая. И труд этот явится великим [памятником неугасимым] Светочам. Пишите и ничем не смущайтесь, Щит Света покрывает Вас.
Конечно, основание книги должно быть заложено на исторических фактах, легендах, сказаниях, песнях и поэтических вымыслах всех стран и народов, эта историчность придаст и так называемую научность труду, но главы о внутреннем значении, сокровенном значении Братства Грааля от его начала и до наших дней могут быть захватывающе интересны. Вы правы разделить труд на два тома. Но не знаю, следует ли главы, отмеченные Вами зеленым карандашом, помещать во второй том. Свидетельства таких ученых, как Томас Воган, Цома де Керез и других, Вами названных, не менее историчны, нежели все данные о пресвитере Иоанне, Аполлонии Тианском, Беловодье и т.д. Конечно, лишь к свидетельству китайца Лао-Дзина нужно отнестись с некоторой долей осторожности. Боюсь, что это лишь компиляция, составленная на основании одной книги Франца Гартманна. К сожалению, не помню сейчас ее оглавления. В этой книге описывается, как один ученый в поисках Махатм таинственным образом достиг Их Обители, затем его встречи и беседы с Ними, демонстрации Их чудесных нахождений, там же приведено и описание Храма Жизни или Знания и даже встречи с двумя Сестрами Братства. Эти свидетельства о Внутренней Жизни Братства были записаны Францем Гартманном, несомненно, со слов Е.П.Блаватской и с некоторыми изменениями переданы в литературной форме. Потому мой совет сделать краткое примечание, что лично Вы с этим китайским врачом не встречались и всю ответственность за сообщаемое возлагаете на газету, или что-нибудь в этом роде.
Теперь думаю, что легенду о Камне из «Криптограмм» следовало бы поместить целиком, может быть, в отделе поэтических сказаний. Каждое напоминание о Камне не должно быть забыто, ибо Камень этот означает ручательство и особое покровительство Грааля. Он посылался некоторым вождям народа. По всей истории человечества проходит эта вера в священный Камень, охраняющий страну, в которой он находится. Братство Грааля хранит Камень, посланный с Ориона, и принят он был Иерофантом Ясоном, который положил его в основание братской Общины. Сам камень хранится в Общине, но осколок его снова и снова посылается в мир, чтобы сопутствовать великим событиям. Пишите и помните, что и Ваше свидетельство станет историческим достоянием. Советую вставить и свидетельство Н.К. о Камне из его очерка «Камень» в книге «Врата в Будущее». Это свидетельство тем интересно, что оно говорит о современном почитании и искании Камня. Ведь официальное лицо, монгольский чиновник приехал к Н.К. на стоянку, чтобы предупредить о камне, который двигается и может появиться неожиданно, ибо он появляется около священных мест, а стоянка Наран Обо именно была таким местом. Может быть, вместо имени Ясон лучше сказать «древний Святитель принял...». Вы правы, что Парсифаль и Лоэнгрин заслуживают тонкого анализа и под их западным одеянием можно будет рассмотреть восточное обличие.
Меньше другой вижу главу о происхождении человеческих рас, как бы это не слишком осложнило Ваш труд. Но сказание об Атлантиде можно уже упоминать без страха быть обвиненным в ереси и в полном измышлении, ибо факт существования материка Атлантида уже принимается образованною частью общества. Также такие страницы о Сен-Жермене, которые встречаются в дневнике маркизы д'Адемар, можно считать вполне достоверными, и они особенно ценны тонким изложением фактов, которые принято обходить презрительным молчанием или же сопровождать невежественной усмешкою. Не случайно она была поставлена свидетельницей их, так же не случайно и Вы пишете Вашу книгу, это является великим доверием и поручением Вам, Ваше проникновение в Учение Жизни помогает Вам вложить новую жизнь в запыленные и затемненные невежественным толкованием облики Истины. Приведу Вам параграф из книги «Надземное». «Вы знаете о многих предупреждениях и наставлениях, посылавшихся человечеству. Сопоставьте смысл поучений Пифагора с письмами Пресвитера Иоанна, с деятельностью Сен-Жермена и письмами Махатм, и везде найдете заботу об оздоровлении человечества. Пусть наставления даны на различных языках и носят следы современной им эпохи, но поучительно следить за основами этих посланий. Люди иногда считали такие писания подложными, но разве не бросается в глаза, что в разные века жила одна мысль? Многие послания приписывались определенным лицам, но еще больше существует писаний анонимных. Можно видеть, как они проникали в разные страны и имели своих последователей. Нужно изучать эту огромную литературу, ибо она не собрана и не сопоставлена по внутреннему смыслу.
Люди часто жалуются, что они не имеют руководства, но возьмите с полок книгохранилищ рукописи и печатные труды, чтобы убедиться, какое множество неизвестных авторов трудилось над эволюцией человечества. Не забудем, что некоторые из этих деятелей имели несколько псевдонимов. Таким образом, невозможно собирать труды по авторам, но лишь по их внутреннему смыслу. Мы не дорожим Нашими именами, ибо в долгой жизни слишком много имен сменяется. У Нас почитают смысл труда, но не придают значения – находится ли имя на первой или десятой полке. Также не забудем, сколько рукописей было уничтожено руками явных завистников. Мыслитель говорил: "Можете ли быть уверены, что наши писания сохранятся под нашими именами? Не будем думать об этом, ибо такие помыслы суть лишь трата времени"»[1].
«Вы знаете, с каким трудом сопряжен разбор семейных архивов. Сведения наиболее значительные могут быть упомянуты небрежно, имена самые известные могут быть помянуты условно или буквами, или прозвищами. Наконец, все изложение может быть составлено в условном стиле... Некоторые архивы, которые считаются изученными, на самом деле содержат много незамеченного.
Такие архивы, как Шуазеля, Гёте, Строганова, содержат немало полезных сведений. Такие данные особенно показательны для Внутренней Жизни Братства. Нужно благодарить Адемар за оставленные записи, без них многие страницы деятельности Сен-Жермена не были бы освещены. И кто-то будет изумляться, к чему понадобились записи Адемар, когда Мы могли пояснить все еще полнее? Но люди ценят показания их современников, и такие записи будут в глазах человечества доказательством гораздо более действительным, нежели Наше анонимное извещение.
Также нужно изучать записи арабские и Ирана, там можно найти свидетельства путешественников, также можно понять, почему Мы так часто говорим о сотрудничестве. Повествование, повторенное в разных веках лицами историческими, дает самое реальное свидетельство.
Удивительно, как проникали сведения о Братстве в неожиданные страны. Можно найти их в Ирландии, Норвегии, в Испании, туда несли сведения мореходы с Востока. Пусть исследователи не пресекают пути свои. Нахождения могут быть неожиданны. Мыслитель поучал не отчаиваться: "Ищущие, не можете знать предела нахождений"»[1].
«Много полезных записей можно найти вне государственных хранилищ, в семейных архивах. Большое заблуждение думать, что государственные хранилища могут исчерпать весь материал, оставшийся в рукописях. Такое же заблуждение полагать, что огромное количество напечатанных книг покрывает наиболее важные вопросы жизни. Наоборот, можно утверждать, что самые важные записи остались неизданными и погибают в семейных архивах и подвалах. Устрашающа мысль, что множество человеческих неповторяемых достижений гибнет. Следует начать охранять частные архивы, но это начинание нелегкое.
Невозможно предположить, что всегда будут особенно интересны архивы людей известных, могут быть самые замечательные записи среди неизвестных обывателей. Они могли быть свидетелями очень поучительных явлений, они могли слышать от старших поколений утверждения, которые даже не были повторены потомками. Никому не приходило на ум печатать такие записи.
Также много хроник пропадает в монастырях и разных конгрегациях. Очень велико количество уже пропавшего, но многое еще зарыто в пыли. Не должны люди говорить, что они не имеют сведений по различным вопросам, они должны чувствовать, как многое заботливо записано и лежит в темницах. Пусть каждый отнесется внимательно, когда он слышит о записях, кем-то хранимых. Многие блестящие мысли были погребены от скромности и от лености. Также и среди книгохранилищ найдутся неразобранные свертки рукописей.
Мыслитель поощрял в своих учениках желание охранить семейные записи»[1].
Между прочим, у меня имеется статья из журнала «Либерешен» – «Был ли Линкольн руководим Великими Учителями?», также и «Эпизоды из Американской Истории» из жизни Вашингтона. Может быть, мне удастся переписать их для Вас, и Вы сможете сделать из них выписки для главы «Посланники». Попробую переписать один краткий эпизод, ибо еще есть время-то, а что сделано, то сделано. Приведу по-английски для большей достоверности.
«It was during the evening of July, 1776, that the second of these mysterious episodes occurred. In the old State House in Philadelphia a group of men were gathered for the momentous task of severing the last tie between the old country and the new. It was a grave moment and not a few of those present feared that their lives would be the forfeit for their audacity. In the midst of the debate a fierce voice rang out. The debaters stopped and turned to look upon the stranger. Who was this man who had suddenly appeared in their midst and transfixed them with his oratory? They had never seen him before, none knew when he entered, but his tall form and pale face filled them with awe. His voice ringing with a holy zeal, the stranger stirred them to their very souls. His closing words rang through the building: "God has given America to be free!" As the stranger sank into a chair exhausted, a wild enthusiasm burst forth. Name after name was placed upon the parchment, the Declaration of Independence was signed. But where was the man who had precipitated the accomplishment of this immortal task who has lifted for a moment the veil from the eyes of the assemblage and revealed to them a part at least of the great purpose for which the new nation was conceived? He had disappeared, nor was he ever seen again or his identity established. This episode parallels others of a similar kind recorded by ancient historians attendant upon the founding of every new nation. Are they coincidences, or do they demonstrate that the divine wisdom of the ancient Mysteries still is present in the world, serving mankind as it did of old?»
From Hall's Cyclopedia of Masonic and Symbolical philosophy.
* * *
«...Mr. Lincoln (the president) entertained us by the relation of some peculiar mediumistic experiences he had enjoyed with a medium by the name Conkling. As the president paused, there was an instant of absolute silence.
Suddenly, a younger daughter of Mrs. Laurie, who had been sitting in another part of the room, arose and slowly advanced to the place where we were all sitting. Her eyes were tightly closed. Stepping forward, she paused directly in front of the President and raising her right hand, dramatically, she pointed to Mr. Lincoln and addressed him pointedly upon the subject of human freedom. She closed her remarks by declaring in a most impressive manner:
"There is in the spirit world a congress of wise spirits who hold the welfare of this nation in their keeping. You, sir, have been called to your present position to serve a great and mighty purpose. There are today thousands who are in physical bondage from whose neck the yoke of oppression must be lifted, that this republic may lead the world. Thou art the man!
Issue, we implore you, a proclamation of emancipation giving freedom to the slave and from that hour victory will crown the Union army and heaven and humanity will be served".
I wish you might visualize that young girl as she stood there in the dimly lighted room, her hair falling to her waist, her face aglow with enthusiasm. She was the very personification of inspiration. Joan D Arc in her most illumined moments could not have manifested more power. We listened spellbound to her burning words and when they were ended there was not a dry eye in the room.
The young girl finally recovered conciousness and started back, abashed at having addressed the President. Mr. Lincoln was greatly overcome by what he had heard, which was in fact one of the most powerful pleas for human rights to which I ever listened. The controlling spirit was said to have been Seneca, the great Roman philosopher.
On taking our departure the President turned to me and said: "I am deeply impressed at what I have heard".
This was late in December, 1862. On January 1st, 1863, the great Emancipation Proclamation was issued and from that time the twenty-six battles that followed were all successful to the Union side. The exact prediction of the girl had been fulfilled.
How many great men at high-voltage situation in their lives, when great issues depended on their actions, have been visited by similar counsellors and given concrete instructions for the benefit of humanity, will never be known. But the ignorant lay public, skeptical because of its general illiteracy in such matters, would be stupefied if it knew the numbers of men high in counsels of government and business even in the present who seriously accredit and act upon advice which come to them clairaudiently...»[1]
Шлю Вам и всей Вашей семье самые сердечные пожелания. Что Ваши девочки? Люблю слышать подробности о молодом поколении. Пройдут ядовитые времена, недолго уже ждать. Все особенно свирепствует против сужденного, так было, так и есть, ибо только широкое сознание распознает, где оно, сужденное. Сейчас особенно нужно уметь разглядеть бревно в своем глазу и не упрекать другого за сучок. Эпидемия лицемерия разлилась по всему миру, но и это переживем. Все послужит лишь на великую пользу. Храните здоровье, наполняйте сердце великим доверием к Силам Света, этот Щит самый прочный. Самый горячий привет всем близким и признательность родному Клементию Станиславовичу за его мужество и понимание, держим в сознании всех Вас, родные наши, пусть Вам будет светло.
Всем сердцем с Вами.
Еще раз хочу сказать, как я верю в Ваше тонкое чувство красоты, и потому я спокойна за Ваш чудесный труд. Знаю, что сумеете почуять границу сказуемого и Несказуемого. Вы прикоснулись к самому Высокому, и нет сейчас большей сказки на Земле, нежели жизнь, вам и нам явленная. Только расширенное сознание прочувствует всю глубину и красоту ее, истинно, лишь тожественность приличествует времени явленному. Придут новые друзья, привлеченные Учением, их не пропустите[1].
Примечания