23.04.1938 Е.И.Рерих А.И.Янушкевичу
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – А.И.Янушкевичу
23 апреля 1938 г.
Дорогой Антон Иосифович, получила второй том Вашего перевода «Беспредельности». Видимость очень симпатичная, спасибо сердечное за это приношение на общее дело. Немного пожалела о добавленных строках в конце книги. Принято ничего не добавлять к этим книгам. Все введения, предисловия и заключения всегда из того же Источника, что и все содержание книг, потому ничего к ним и не добавляется. Также, несомненно, сравнение с Евангелием тоже вызовет нападения. Но, конечно, все это не так страшно, ибо для того, кто хочет отвергать, нападать и кощунствовать, не требуется и особых поводов к тому, он всюду их усмотрит. Всякий фанатизм – верный признак невежества, вероятно, потому столько фанатиков сейчас.
Ваши последние письма приходят с правительственной пометкой о вскрытии их. Интересно знать, подвергаются ли такой же операции и наши письма к Вам? Ввиду такого любопытства придется несколько сократить свою переписку, пусть друзья не обижаются на отсутствие ответов на некоторые их вопросы. Будьте добры передать это при случае и А.Паскевичу, и Кавка. Не хотелось бы передавать нечто священное и сокровенное любопытствующим.
Думаю, что Вы правы в оценке сделанного Вам предложения об издании книг. Мое убеждение остается непоколебимым: именно, сейчас не время переводить и издавать какие-либо книги из серии Агни Йоги. Хочу привести Вам параграф из книги Мудрости: «Вы знаете, насколько смутно различают люди главное от ничтожного. Мало того, люди предчувствуют приближение главного, но вместо встречи этого основного пытаются заслониться ничтожными выдумками. Можно наблюдать, как люди ценят ничтожное, они берегут его как средство избежать приближения самого главного. Они не признают, что в главном заключено и прекрасное. Люди предпочитают ветошь ничтожную, лишь бы спастись от блеска прекрасного.
Нужно очень пристально различать, какие виды ничтожного особенно близки людям. Только зная таких насекомых, можно научиться искоренять их. При наступлении главного можно заметить особую тишину, но именно тогда скоморохи начнут звенеть колокольцами и стучать в бубны. Можно заметить, что перед великим сдвигом толпы впадали в неистовство и бешенство, они уже предчувствовали.
Мыслитель говорил: "Не будем собирать уличный сор, чтобы закрыть им глаза. Нужно изумляться, как люди любят пыль втирать себе в глаза, но потом спешат искать врача. Но не думайте, что они позволят вынуть весь сор, с ним они уже срослись. Каждый герой, могущий взглянуть чистыми глазами, уже будет опасен для жителей-сорников. Помните, как люди поступали с Периклом.
Пусть в школах наряду с изучением жизни героев также познают и отношение людей к ним – так составится летопись человечества. Не будем загадывать, как скоро люди перестанут бояться великих деятелей. Пусть найдутся труженики, которые постепенно извлекут сор из глаз народа.
Сердце нестерпимо болит, когда кровь запыляется"»[1].
Не напоминает ли Вам это и наше время? Истинно, великий сдвиг приблизился и скоморохи уже возложили на себя всякие «королевские» диадемы. Но им мало уже титула короля или королевы, появились королевы королев!!
Приведу и утешительную беседу наболевшему сердцу: «Вы знаете, как много истинных благодеяний остаются непроизнесенными. Человек бросается в море, чтобы спасти своего ближнего, – это большое самопожертвование, но не меньшее самоотвержение будет в том, чтобы предотвратить несчастье. Много труда полагается на отвращение явлений несчастья. Много пожаров потушено, но не меньше предотвращено. Никто не узнает, как пришло спасение, ибо он даже не подозревал грозную опасность. Он никогда не подумает, кому он обязан своим спасением. Мыслитель говорил: "Поблагодарим наших невидимых спасителей. Почему мы знаем, что сейчас нас не нужно от чего-то спасать? Разве мы знаем, что грозит нам? Мы считаем день спокойным, но не оглядываемся назад и не видим ядовитую ехидну, но она поползла назад, кто-то ее отогнал. Скажем благодарность невидимым спасителям. Никто не может утверждать, что пространство вокруг нас пусто, наоборот, мы чуем нашим сердцем незримые присутствия. Кто зовет нас, кто обнимает нас дуновением, кто наполняет нас радостью, кто печалью, кто посылает нам решение? Неразумный скажет – во всем я сам. Неразумие делает человека самомнительным. Мудрее сказать – сам приложу мои силы, но приму признательно каждую незримую помощь"»[1].
Храните священное горение сердца, единое прибежище, единая радость – Учение Жизни и Щит Света. Это сокровище никто не может отнять от нас. Потому шлю Вам бодрость и мудрую радость.
Примечания