31.08.1936 Е.И.Рерих Р.Я.Рудзитису
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису
31 августа 1936 г.
Родной наш Рихард Яковлевич, оба Ваши письма от 11 и 18 августа получены мною. Очень грустно было прочесть все, что Вы пишете о двух молодых членах Общества. Когда я впервые увидела присланный мне Карлом Ивановичем снимок группы, в которой были эти два лица, я сразу почувствовала связь между ними. Все сведения о молодом человеке крайне прискорбны, и, конечно, лишь большие превратности судьбы могут изменить его характер. Если он старый дух, как это кем-то предполагается, то он должен найти в себе силу воли превозмочь свою слабость и начать систематичный труд без всяких облегчений или поблажек. Именно слабость характера указывает на сравнительную молодость духа. Старые духи знают, чего они хотят, и обычно очень упорны в своих решениях и достижениях. Также советуйте не базироваться на видениях. Нет ничего обманчивее этих иллюзий Тонкого Мира при содействии низшего манаса. Нужна дисциплина, нужна твердая узда на всех чувствах и годы тончайших наблюдений, прежде чем возможно правильно разбираться в видениях Тонкого Мира. Следует со всею честностью и острою наблюдательностью и непредубежденностью исследовать подобные видения, иначе мы сделаемся игрушкой жителей низших слоев Тонкого Мира. Вот почему советуется всем записывать свои видения, чтобы была возможность с течением времени проверить их правильность и значение. Но от записывания и наблюдения до безусловного принятия и руководства ими расстояние огромно. Чаще всего обманчивы те видения, которые касаются нашей личности и непосредственного окружения. При правильном развитии духовного прозрения видения захватывают семь кругов или планов, как это указано во второй части «Листов Сада Мории». Видения, касающиеся личной жизни, становятся редкими. Правильно, что низшие сущности нападают на плохо защищенные ауры, причем низший манас атакованных субъектов легко подсказывает желательный образ.
Очень советовала бы молодой девушке подождать связывать свою судьбу. Пусть даст молодому человеку года два на подкрепление здоровья и выяснение своего истинного характера. Поступок со Знаком, конечно, показал непонимание Основ Учения. Но оправдание этому поступку можно найти в чрезмерной жалости к крайне легкомысленному человеку и надежде, что Знак, может быть, поможет ему воспрянуть духом. Потому не будем слишком порицать. Ваше сердце правильно подсказало вернуть его ей. Тяжки разочарования в привязанности сердца! Со всею сердечностью просите ее разумно отнестись к случившемуся. Если бы и был какой-то кармический долг с ее стороны по отношению к этому молодому человеку, то она уже вполне выплатила его и теперь пусть мужественно направит его энергию к регулярному труду без всяких поблажек. Если у него признаки туберкулеза, то, может быть, ему будет полезен препарат Гуйакола. Средство это многим очень помогло. Конечно, совет Гаральда Феликсовича мог бы быть очень ценным. Скажу Вам доверительно – аура молодого человека очень отемнилась. Мне жаль молодую девушку, очень опасаюсь, что, выйдя за него замуж, она окончательно потеряет власть над ним и лишь послужит его дальнейшему духовному падению. Слабые характеры в довольстве не закаляются и не преуспевают. Перед ними обоими случай показать свою силу духа.
Теперь вопросы по Учению. Читая «Письма Махатм», нужно иметь в виду, что объяснения в них давались лицам с определенным образом мышления, и с этим приходилось считаться, чтобы быть ими понятыми. Также следует тщательно сопоставлять ответы с вопросами. Но Вы правильно задаете вопрос, как понять слова – «или быть уничтоженным как индивидуальность». Конечно, высшая индивидуальность не может быть уничтожена при законченной земной эволюции. Ведь такая индивидуальность должна была ассимилировать вечную жизненную мощь седьмого принципа и слить 4, 5 и 7-й принципы в шестом. Между прочим, на примере Люцифера достаточно показано, что индивидуальность не уничтожается. В приводимых Вами строках из «Писем Махатм» подчеркнуто то вечное и неуклонное движение вперед, которое заставляет все живущее следовать тому же основному импульсу, и потому каждая остановка неминуемо отбрасывает назад. Так и совершенный земной человек, если он остановится в своем продвижении и вовремя не спохватится, может в своем нисходящем беге дойти до такого низкого состояния, что все высшие центры его замолкнут; его высшая индивидуальность утратит связь с необходимыми для ее питания проводниками и теми элементами, которые входят в вихрь ее аурического окружения, и, наконец, отделится от своих низших принципов. Низшие принципы такого бездушного существа, лишенные скрепляющей их мощи, разлагаются и вступают в переработку как космический отброс. Сама же отделившаяся высшая индивидуальность после долгих циклов времени, может быть на другой планете, получит новую возможность для воплощения, но она должна будет построить свои проводники, или оболочки, для воплощения, начав с самых низших царств природы, пока, наконец, не будет построена человеческая форма, в которой она может снова воплотиться.
Не забудем также, что в первые дни Теософического Учения приходилось вырабатывать определительные для понятий, совершенно новых западному уму, отсюда и некоторые неясности. Так, в ту эпоху не делалось различия между личностью, обнимающей одно земное воплощение, и индивидуальностью, вечным свидетелем и собирателем достижений множества таких воплощений. В сознании подавляющего большинства личность и индивидуальность и до сих пор являются одним понятием. Так в указанных Вами строках можно было бы заменить «индивидуальность» словом «личность». Высшая индивидуальность не может быть уничтожена, но отдельные проявления ее в виде личностей – могут. Так при завершении одной Манвантары, при просмотре Книги Жизней каждой индивидуальности, в некоторых таких Книгах не будет доставать страниц (земных воплощений), страниц, в которых индивидуальность не могла через свою личность собрать жатву высших энергий, питающих ее.
Теперь в том же письме в § 7, в ответе, где говорится, что при земной жизни вся индивидуальность сосредоточена в трех средних принципах (3, 4 и 5), обратите внимание на последующие строки: «Г-н Хьюм отлично определил различие между личностью и индивидуальностью. Первая (личность) – едва переживает, последняя (индивидуальность, воплощающееся Это), чтобы успешно пробежать... (скажем проще, в дальнейшем восхождении)... должна ассимилировать ... седьмой принцип и затем слить три принципа – 4, 5 и 7 – в одном шестом...» Так, если бессмертие или, точнее говоря, непрерывающееся сознание на всех планах бытия достигается длительным процессом напитывания своего зерна высшими энергиями, то становится понятным, что если питание этого зерна прекратится, то и нить сознания будет прервана и можно будет говорить об уничтожении личности или об относительном уничтожении индивидуальности. Кроме того, не забудем, что в людском понимании при каждом превращении кажется, что нечто уничтожается.
Седьмой и Шестой принципы без Пятого не имеют сознания на плане проявленного Космоса. Но мы знаем, что в Космосе все стремится к сознательной жизни, потому Мысль (Манас), одухотворенная Beeначальной энергией (Буддхи), дает Венец Космоса, который с завершением каждого нового цикла, или круга, или Манвантары, становится все прекраснее и прекраснее, и так в Беспредельность.
Всеначальная Энергия, или психическая, дает бессмертие. Если что-либо не ясно, всегда рада буду дополнить.
Теперь § 3 из «Беспредельности». «Человечество даже не представляет себе явления угасимости, но вы знаете, что всякое угашение вспышки огней зажигает надземные факелы». Здесь имеется в виду каждое зажигание огня, каждое извлечение огня из пространства. Когда мы зажигаем, скажем, свечу, мы тем самым вызываем к земному проявлению огонь, скрытый в пространстве. Угашение такого огня вновь возвращает его в пространство, но уже в преображенном состоянии. И состояние это будет напитано теми флюидами, которые сопровождали его возжжение и процесс горения. Из этого ясно, что огонь, вызванный из пространства с благим намерением и для благой цели, будет нести в себе благие флюиды, и после своего угашения возжжет надземные факелы совершенно иного значения, нежели огни, послужившие злобному поджогу и разрушению. Вот почему, вызывая огонь из пространства, следовало бы сопровождать эти действа благими предпосылками и напутствиями.
Также угашение (смерть) земных огней, или жизненных огней, в человеческом теле возжигает тем ярче огни его Тонкого существа.
День Владыки М. нам Указан как 24 Марта. Март и апрель в оккультном отношении самые мощные месяцы в году. Ввиду великого и сокровенного значения этого числа мы особо отмечаем или празднуем 24-е число каждого месяца. Празднование это заключается в усиленном труде и в особо торжественном настроении, вечером же мы слушаем «Парсифаля». Потому тем более основания праздновать и 24 декабря.
Теперь о печатании книги «Аум». Очень тронуты выраженным членами Латвийского Общества желанием поспешить с изданием книги «Аум». На днях вышлю дальнейшие параграфы, так что можно будет приступить к печатанию. К концу сентября Вы получите всю книгу. Теперь, конечно, Вы правы, что отделенные строки очень помогают при чтении и иногда как бы подчеркивают значение мысли. Потому, если это возможно сделать без особого утяжеления и удорожания книги, то, конечно, это желательно. Я избегала это делать именно из-за вышеуказанных соображений. Но «Община» настолько меньше по объему, что я допустила такую роскошь. Потому, если Вы найдете это возможным, то очень прошу Вас, дорогой Рихард Яковлевич, отделить по своему усмотрению в имеющихся у Вас параграфах, я же сделаю это в остальных. Вероятно, всех параграфов будет 600, по-моему, книга будет немного тоньше третьей части «Мира Огненного». После этой книги сейчас же приступим к собиранию новой книги «Жизнь Братства».
«Тайная Доктрина». Очень заботит нас вопрос стоимости издания этих двух томов. Как я понимаю, на это издательство главные средства дают Гаральд Феликсович и г-н Вайчулянис и еще другие члены. Но имеем ли мы право так отягощать их? Вот почему мы очень просим составить самую точную смету, приняв во внимание все особенности этого издания, всякие специальные значки, различные шрифты, многие иностранные слова и обилие примечаний, также прикинув некоторую сумму на неожиданные расходы. Вероятно, у Вас имеется английское Адиарское издание, с которого был сделан мною перевод, или, в крайнем случае, немецкое. Конечно, размер книги должен быть не меньше формата английского, иначе трудно будет уместить на странице подстрочные примечания, которые иногда достигают больших размеров. Когда такая смета будет сделана, очень просим друзей еще раз прикинуть – допустим ли сейчас такой расход? Ведь на скорое расхождение этих книг рассчитывать не приходится. В будущем они, конечно, разойдутся, но сейчас при всех событиях трудно будет реализовать хотя бы частично затраченный капитал. Сами мы и ближайшие сотрудники ввиду продолжающегося судоговорения не в состоянии прийти на помощь, все средства идут на уплату адвокатам и на поддержание дел. Ведь законная субсидия, причитающаяся с Дома на культурные дела, захвачена злоумышленниками. Так взвесьте все обстоятельства.
Прошу Вас, родной Рихард Яковлевич, передать Гаральду Феликсовичу, что последнее письмо его с описанием болезни и смерти девочки мною получено. Сердечное спасибо за все сведения. В его письмах чрезвычайно трогательно и знаменательно его сердечное отношение к пациентам. Именно такое отношение создает великих целителей. Письма его храню, они со временем явят очень интересный документ. Собираемся послать Гаральду Феликсовичу простое, но чрезвычайно сильное дезинфицирующее средство. В Индии оно известно и им пользуются с незапамятных времен. Кора этого растения, по-местному тимбра, употребляется для чистки зубов. Несколько капель экстракта ягод его дает прекрасное полоскание вместе с мятой и анисом. Нам Указано при полоскании проглатывать две-три капли полоскания со слюной для внутренней дезинфекции. Здесь это средство употребляется также при холере, ибо, как говорят, оно мощно дезинфицирует кишечник. Также постоянное полоскание рта и малое проглатывание его предохраняет от рака. Испробуйте это средство хотя бы как зубное средство. Конечно, хорошо бы найти способ приготовить приятную пасту или порошок из него. Индусы отличаются своими прекрасными зубами, и все они употребляют эту кору.
Шлю Гаральду Феликсовичу привет сердца.
Так Вы знаете, что книга «Тебе Я Дарую» составлена г-ном Спенсером Луисом, широко не оповещайте это. Книга не плохая и свое доброе дело сделает. Сентябрь месяц – срок очень значительный для Европы и России и особенно для Англии. Мы сейчас в вихре событий, не будем устрашаться. Будем следовать Указаниям, чтобы не выступить из-под Щита. Одна тьма пожирает другую тьму, точнее определить происходящее трудно. Как обстоит дело с уставом? Правила хороши, но придерживайтесь завета Первоположника Общины Великого Благословенного Будды. Основные правила должны быть кратки и малы числом, что же касается до остальных, то вспомним слова Владыки Будды, сказанные Ананде: «Поручаю Общине видоизменять правила малые и малейшие». Нет ничего ужаснее неподвижных правил и законов. Как Сказано: «Лучше тогда переехать на кладбище». Но Вождь Сердца сумеет принять лучшее решение.
Как подвигается Ваш новый труд? Сердцу моему он так близок!
Надеюсь, что Вы и Элла Рейнгольдовна имели некоторый отдых. Что Ваш Огонек? Ведь она теперь уже человечек!
Пишите, родной Рихард Яковлевич, все нам близко, все нас трогает и не может отяжелить, когда оно идет от близких сердцу.
Шлем Вам и супруге Вашей самые сердечные мысли и пожелания. Привет лучший и всем друзьям от нас обоих.
Пусть будет Вам радостно.