Вишну
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
11.03.1951 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1) На Востоке принята Истина, что Единый, Величайший Дух является Создателем нашего сознания и Спасителем нашего человечества. Дух этот – Аватар Вишну и появляется на Земле каждый раз, когда человечество заходит в тупик и необходим новый сдвиг сознания. Таким образом, все Спасители Мира являются Обликами одного и того же Духа – Аватара Вишну, который проявлялся как Кришна, Зороастр, Будда, Христос и Майтрейя. Проявлялся Он и в иных Обликах, менее ярких, но всегда истинно подвижнических.
1937 1 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 На некоторые Ваши вопросы хочу сказать – доверяйте больше голосу Вашего сердца. Те высочайшие Ego или Индивидуальности, которые пришли на нашу Землю из высших миров в конце третьей расы, продолжают руководить движением и ростом сознания человечества. Высочайший среди них, Аватар Вишну, как называют Его на Востоке, проявлялся, проявляется и будет проявляться в разных Аспектах в течение всего Цикла существования нашей планеты. Эта Индивидуальность заложила основы каждого сдвига сознания нашего человечества. Именно этот Высочайший Дух стоит во Главе Иерархии Света и принял на Себя Несменный Дозор.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2) ВИШНУ (санскр.). 1) В Ведах – всепроникающее Божество, побуждающее силы восхождения. 2) В Пуранах – 2-я ипостась Троицы: Брама, Вишну, Шива. От корня виш, «всепроникать». В Ригведе не является высоким богом, но просто проявлением солнечной силы, и описан как «пересекающий тремя шагами семь областей Вселенной и окутывающий все пылью (своих лучей)». Позднее этот мистический символ становится великим Богом, хранителем и восстановителем, «имеющим тысячу имен».
Из трудов Е.П.Блаватской
«Слава неизменному, святому, вечному, высочайшему Вишну, единой, всемирной природы, могущественнейшему над всем; слава Ему, кто есть Хиранья-гарбха, Хари и Шанкара, (Брама, Вишну, Шива) создатель, сохранитель, и разрушитель мира; слава Васудэве, освободителю (его почитателей); слава ему, чья сущность едина и многообразна; кто одновременно и утонченнейший и плотский, разъединенный и не разъединенный; слава Вишну, причине конечного освобождения; слава высочайшему Вишну, причине создания, существования и конца мира сего; кто есть корень мира и кто состоит из мира»[18].
18.^ Вишну Пурана, I, II; Уильсон, I, 13–15.
См. также
Из других источников
Ссылки
Вишну - наивысший из известных человечеству Иерарх Света, глава Белого Надземного Братства. Солнечный Иерарх, Семью Лучами которого являются Махатмы. Владыка Майтрейя - старший среди них, высший - вмещает все аспекты В., поэтому можно отождествлять В. и Майтрейю и считать воплощения (аватары) В. воплощениями Майтрейи и наоборот. Е.И. Рерих так и делала, как видно по ее перечислениям воплощений того и другого.
В. - имя воплощения Майтрейи-Мории: царь государства на территории нынешнего Пенджаба, за 3000 лет до Кришны (см. Дн-9.9.34).
"Те высочайшие Ego или Индивидуальности, которые пришли на нашу Землю из высших миров в конце третьей расы, продолжают руководить движением и ростом сознания человечества. Высочайший среди них, Аватар В., как называют Его на Востоке, проявлялся, проявляется и будет проявляться в разных Аспектах в течение всего Цикла существования нашей планеты. Эта Индивидуальность заложила основы каждого сдвига сознания нашего человечества. Именно этот Высочайший Дух стоит во Главе Иерархии Света и принял на Себя Несменный Дозор" (Письмо Е.И. Рерих 1937 года). "Вечносущий Царь" (Письмо Е.И. Рерих от 18.1.36).
"...мы находим В., олицетворение Вечного Закона, периодически вызывающим Космос к деятельности или, согласно аллегорической фразеологии, пахтающим из первобытного Океана или Безграничного Хаоса, Амриту Вечности..." (ТД1-430). "...Пурана описывает В.: "Он есть лишь идеальная причина тех потенций, которые должны быть созданы в труде творения; и из него исходят потенции, долженствующие быть созданными, после того, как они станут действительною причиною. За исключением этой единой причины, не существует другой, к которой бы мог быть отнесен мир"" (ТД1-431). "...Боги посылают многочисленные моления к "первому из Существ, Божественному В." и среди них следующее: "Слава тебе, кто есть един с Праведниками, совершенная природа которого благословенна в Вечности и беспрепятственно проникает все проницаемые элементы... О Владыка, неимеющий ни цвета, ни протяжности, ни объема (ghana), ни одного утвержденного качества, и естество которого (рупа) чистейшее из чистых... Мы преклоняемся перед тобою, в твоем качестве Брамы, несотворенного, нерушимого (avyaya): кто пребывает в наших телах, и всех других телах, и во всех живущих тварях; и помимо которого ничто не существует. Мы прославляем этого Васудеву, Владыку (всего), не имеющего почвы, кто есть семя всего сущего и не подлежит разложению, Владыку, нерожденного и вечного; будучи в естестве своем Парамападатмават (вне условий Духа) и в субстанции своей (рупа) совокупностью всего (Вселенной)"" (ТД1-518). "В. является одновременно, как Бхутеш, "Владыка Стихий" и всего сущего, и как Вишварупа - "Всемирная Сущность" или Душа" (ТД1-559). "...Пураны настаивают на тождественности В. с Временем и Пространством... В. есть все - миры, звезды, моря и т.д. В. "есть все, что существует и все, что не существует"... [Но] он не есть субстанция (Вастубхута)". То, что люди называют Превышним Богом, не есть субстанция, но причина ее; не то, что находится здесь, там или в ином месте, не то, что мы видим, но то, что вмещает в себе все - Пространство" (ТД2-770). "...В. рассматривается в экзотеризме, как Беспредельность..." (ТД1-534).
""И Дух Божий носился над водою" или над великою Бездною Беспредельного Пространства. И Дух это есть Нараяна или В." (ТД1-416). "...треугольник, вершиною вниз, есть символ В., Бога Влажного Принципа и Воды, ибо Нараяна является движущим Принципом в Нара или Водах... См. "Махабхарата"... где В. говорит: "Я дал имя Нара воде в древние времена и потому меня именуют Нараяна, ибо вода всегда была обителью, в которой Я двигался (Аяна)". Именно, в лоно Вод или Хаоса, "Влажного Начала" греков и Гермеса, бросается первое семя Вселенной. "Дух Божий" носится над темными водами Пространства"; потому Фалес делает его изначальным элементом и предшествующим Огню, который был еще сокрытым в этом Духе" (ТД2-744). "Нептун или Посейдон есть Идас-пати индусов, тождественный Нараяне (Двигателю над Водами) или В. и, подобно этому, индусскому Богу, он явлен, как пересекающий весь горизонт в три шага. Идас-пати также означает "Владыка Вод"" (ТД2-966).
"...В. становится Солнцем, видимым символом Безличного Божества. В. описан, как "шагающий через Семь областей Вселенной в три шага" (продвижения)" (ТД2-52). "Семь Существ в Солнце суть Семь Пресвятых Само-Рожденных из мощи присущей Утробе Матери-Субстанции. Именно, они посылают семь главных Сил, называемых Лучами, которые, при начале Пралайи, сосредоточатся в семи новых Солнцах для следующей Манвантары. Энергия, из которой они возникают в сознательное существование, в каждом Солнце, есть то, что некоторые люди называют В., что есть Дыхание АБСОЛЮТА. Мы называем это Единой Проявленной Жизнью, которая сама есть отображение Абсолюта... В. в аспекте своей активной энергии никогда не восходит и не заходит и является семеричным солнцем, будучи в то же время отличным от него, говорит В. Пурана..." (ТД1- 359-60). "...Агни-В.-Сурия был главою и синтезом или же фокусом, откуда произошли, как в физическом, так и в метафизическом смысле, как от духовного, так и от физического Солнца, Семь Лучей, Семь Огненных Языков, семь Планет или Богов. Все они стали высочайшими Богами и Единым Богом лишь после утраты первичных тайн; то есть, после погружения Атлантиды или "Потопа", и занятия Индии браминами..." (ТД2-765). "Как говорит Парашара: "Это есть те семь личностей, благодаря которым созданные существа охранялись на протяжении нескольких Манвантар. Потому что весь Мир был насыщен энергией божества, оно именуется В. от корня Виш, "входить" или "проникать"; ибо все боги, все Ману, семь Риши, сыны Ману, Индры, владыки богов, все они являются лишь олицетворением Мощи (Вибхутаях, потенций) В."... В. есть Вселенная: и сама Вселенная разделена в Риг-Веде на семь областей..." (ТД2-769).
"Комментарии на Пураны гласят: "Ананта-Шеша есть форма В., Святого Духа Сохраняющего, и символ Вселенной, на котором, как предполагается, он спит в течение промежутка времени между Днями Брамы. Семь Глав Шеша поддерживают Вселенную"" (ТД2-633). "...Змий индусов - Шеша или Ананта, Бесконечный, одно из имен В. и его первый Вахана или Носитель над Предвечными Водами... Шеша или Ананта, "Ложе В.", есть аллегорическая абстракция, символизирующая бесконечное Время в Пространстве, которое содержит Зародыш и сбрасывает периодически цветение этого Зародыша, проявленную Вселенную..." (ТД1-120).
"...Махат или Вселенский Разум рождается или проявлен первым, как В..." (ТД2-802). "Махат (Познание, Всемирный Разум, Мысль и т.д.), прежде чем проявиться, как Брама или Шива, выявляется, как В...." (ТД1-122). "В индусских Пуранах, именно, В. - Первый, а Брама - Второй Логос, или же Идеальный Творец и Практический Творец, которые соответственно изображаются, один - проявляющим Лотос, другой - исходящим из него" (ТД1-471). "...Брама есть порождение и эманация Кала, "Вечности и Времени", Кала - одно из имен В." (ТД1-528). "В., который теперь изображается с лотосом, растущим из его пупка - или Вселенной Брамы, развивающейся из центральной точки, Нара - представлен, в одном из древнейших изваяний, как двуполый (В. и Лакшми), стоящий на листе Лотоса, плавающем на воде, причем вода подымается в виде полукруга и льется через Свастику - "источник зарождения" или же нисхождения человека" (ТД2-44). "...лотос, содержащий Браму, Вселенную, явлен растущим из Пупка В., Центральной Точки в Водах Беспредельного Пространства..." (ТД2-592). "Браман или Брам производится некоторыми от корня brih - расти или распространяться... и В. от корня "vish" "проникать", входить в природу сущности. Брама-В., таким образом, есть бесконечное Пространство, в котором Боги, Риши, Ману и все, что существует в этой Вселенной, являются лишь Силами (Vibhutayah)" (ТД1-43).
"Хиранья-гарбха, Хари и Шанкара - Три Ипостаси проявленного "Духа Превышнего Духа", титул, которым Притхиви-Земля приветствует В. в лице его первого Аватара - являются чисто метафизическими, абстрактными свойствами Образования, Сохранения и Разрушения, также божественными Avastha (Ипостаси) того, что "не разрушается вместе с созданными вещами", Achyuta, имя В...." (ТД1- 53-4). "...Парашара... учит Майтрейю, индусского Асклепия, и взывает к В. в его трех Ипостасях: "Слава неизменному, святому, вечному, высочайшему В., единой, всемирной природы, могущественнейшему над всем; слава Ему, кто есть Хиранья-гарбха, Хари и Шанкара, (Брама, В., Шива) создатель, сохранитель, и разрушитель мира; слава Васудэве, освободителю (его почитателей); слава ему, чья сущность едина и многообразна; кто одновременно и утонченнейший и плотский, разъединенный и не разъединенный; слава В., причине конечного освобождения, слава высочайшему В., причине создания, существования и конца мира сего; кто есть корень мира и кто состоит из мира"" (ТД1-355). "Шива-Рудра есть Разрушитель, как В. есть Охранитель; и оба они являются Восстановителями как Духовной, так и физической Природы" (ТД1-567). "...танец Шивы есть символ переходной ступени. В. вмешает в себе все" (Дн-19.8.34). "Arche или Арк является также мистическим именем Божественного Духа Жизни, носящегося над Хаосом. Теперь В. есть Божественный Дух, как абстрактный Принцип и так же как Охраняющий и Зарождающий или Датель Жизни - третье Лицо в Тримурти - состоящей из Брамы-Создателя, Шивы-Разрушителя и В.-Охранителя. В. явлен в аллегории в образе Рыбы, направляющей ковчег Вайвасвата Ману через воды Потопа" (ТД2-392).
"О Пралайе... в конце которой происходит временное Растворение Брамы, в В. Пуране сказано в сжатых словах: "В конце Тысячи Периодов Четырех Веков, составляющих День Брамы, Земля почти истощена. Вечный (Avyaya) В. принимает тогда аспект Рудры, Разрушителя, [Шивы] и объединяет все свои творения с собою. Он вступает в Семь Лучей Солнца и выпивает все Воды Планеты; испаряя всю влагу, он иссушает таким образом всю Землю. Океаны и реки, потоки и малые ручьи - все испаряются. Насыщенные этою изобильною влагою Семь Солнечных Лучей, в силу расширения, становятся Семью Солнцами и, в конце концов, воспламеняют весь Мир. Хари, Разрушитель всего сущего, который есть Пламень Времени, Калагни, сжигает, наконец, Землю. Тогда Рудра, становясь Джанарданой, выдыхает облака и дождь". (ТД1- 458-9). "Брама-В. Творец и Охранитель Жизни превращается в Шиву Разрушителя" (ТД1-670). "Тогда, согласно экзотерическим Писаниям, Авияя, Вечная Жизнь, символом которой является В., принимает аспект Рудра Разрушителя..." (ТД2-89).
"Все Аватары В... приходят с Белого Острова. По тибетскому преданию, Белый Остров есть единственная местность, которая избегает общую судьбу всех Двипа; он не может быть уничтожен ни огнем, ни водою, ибо - он есть "Вечная Земля"" (ТД2-511).
"...при самом начале Манвантары... В. является в образе Капилы, "преподающим всем существам истинную Мудрость"; ибо это относится к тому изначальному периоду, когда "Сыны Бога" обучали недавно созданных людей тем искусствам и наукам, которые с того времени развивались и сохранялись Посвященными в Святилищах. В Пуранах имеются несколько хорошо известных Капил. Во первых, первоначальный Мудрец, затем Капила, один из трех "тайных" Кумар, и Капила, сын Кашияпы и Кадру - "многоглавый змий" - не считая Капилы, великого Мудреца и Философа Кали Юги. Последний, будучи Посвященным, "Змием Мудрости", Нагом, был намеренно слит с Капилами прежних веков" (ТД2-719). ""В Век Крита, В. в образе Капилы и других (вдохновенных учителей)... передает... истинную мудрость [как это сделал Енох]. В Век Трета, он сдерживает злобных в образе всемирного Монарха [Чакравартин "Вечносущего Царя", по Еноху], и охраняет три мира [или Расы]. В Век Двапара, в лице Веда-виасы он разделяет единую Веда на четыре и подразделяет ее на сотни (Шата) ветвей" (ТД2-606). "В. - как многообразный Брама и как Брама (бесполый) - един, и, тем не менее, как сказано, он является всеми двадцатью восьмью Вияса'ми" (ТД2-185).
Об Учении Капилы (система Санкья) Е.И. Рерих писала в статье "Космическая эволюция и ее цель (назначение)" ("Новая Эпоха", N 1 за 1999).