Ключ к теософии СЕМЕРИЧНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
СЕМЕРИЧНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Спрашивающий. Это то же, что и деление человека на дух, душу и тело?
Теософ. Нет. Это древнее деление Платона. Платон был посвящённым, а потому
не мог вдаваться в запрещенные подробности; но тот, кто знаком с древней доктриной, найдёт семерку в различных платоновских комбинациях души и духа. Платон считал, что человек состоит из двух частей, одна из которых вечна и образована из той же сущности, что и Абсолютность, а другая смертна и подвержена разрушению, получив свои составляющие от меньших, "сотворённых" богов. Как он показывает, человек состоит из 1) смертного тела; 2) бессмертного принципа; и 3) "отдельной смертной разновидности души". Это то, что мы называем, соответственно, физическим человеком, духовной душой или духом, и животной душой (nouV и ysuce). Это деление было принято и апостолом Павлом, ещё одним посвящённым, который утверждал, что существует тело душевное, посеянное в бренности (астральное тело или животная душа), и тело духовное, восстающее в нетленной субстанции. Даже апостол Иаков утверждает то же самое, когда говорит, что "мудрость" (нашей низшей души) "не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская" (III, 15) (см. греческий текст), тогда как другая есть "мудрость, сходящая свыше". Теперь ясно, что Платон и даже Пифагор, говоря лишь о трёх принципах, наделяли их в разных комбинациях семью отдельными функциями, и если мы сравним это с нашими учениями, всё станет совершенно ясно. Давайте бросим беглый взгляд на эти семь аспектов, начертив таблицу.
Санскритские термины | Экзотерическое значение | Пояснения |
<dir>Низшая четвёрка:</dir> | ||
a) Рупа или стхула шарира | а) Физическое тело | а) Проводник для всех прочих "принципов" в течение жизни. |
б) Прана | б) Жизнь, или жизненное начало | б)
Необходима только для а, в, г и функций низшего манаса, охватывающих всё то, что ограничено (физическим) мозгом |
в) Линга шарира | в) Астральное тело | в) Двойник, фантомное тело |
г) Кама-рупа | г) Вместилище животных желаний и страстей | г) Это центр животного человека, где пролегает граница, отделяющая смертного человека от бессмертного существа |
<dir>Высшая нерушимая триада:</dir> | ||
д) Манас, двойственный по своим функциям принцип | д) Ум, разумность — высший ум человека, чей свет или излучение в течение жизни связывает МОНАДУ со смертным человеком | д) Будущее состояние и кармический удел человека зависят от того,
тяготеет ли манас больше вниз к кама-рупе, вместилищу животных страстей, или выше, к буддхи, Духовному Я. В последнем случае высшее сознание индивидуальных духовных устремлений ума (манаса), просветившегося буддхи, поглощается им и образует то Я, которое отправляется в блаженство дэвачана* |
е) Буддхи | е) Духовная душа | е) Проводник чистого вселенского духа |
ж) Атма | ж) Дух | ж) Единый с Абсолютом как его сияние |
__________ соответственно, животной, человеческой и духовной душами, что также
подходит. Хотя в принципы там пронумерованы, это, строго говоря,
бесполезно. Двойственной монаде (атма-буддхи) допустимо присвоить
два высших числа (6 и 7). Что касается остальных, то поскольку лишь
тот принцип, который в человеке преобладает, можно считать первым и
главнейшим, то в общем случае нумерация невозможна. У одних людей над
всеми принципами доминирует высший ум (манас или 5 принцип), у других
господствует животная душа (кама-рупа), проявляя самые звериные инстинкты
и т. д.
* В "Эзотерическом буддизме" Синнетта пункты г, д и е названы,
Чему же учит Платон? Он говорит о внутреннем человеке как о состоящем
из двух частей — одна из них неизменна и всегда та же, состоя из той же субстанции, что и Божество, а другая смертна и подвержена разрушению. Соответствия этим двум частям можно найти в нашей высшей триаде и в низшей четвёрке (смотри таблицу). Он поясняет, что когда душа, психе, "находится в союзе с нусом (божественным духом или субстанцией*), она делает всё правильно и уместно"; но всё выходит иначе, если она привяжется к анойе, (безрассудной, или неразумной животной душой). Тогда мы видим манас (или душу вообще) в двух его аспектах: привязываясь к анойе (названной в "Эзотерическом буддизме" кама-рупой или "животной душой") он движется к полному уничтожению — насколько это касается личного эго; соединяясь же с нусом (атма-буддхи), он сливается с бессмертным, нерушимым Я, и тогда духовное сознание той личности, которая была, становится бессмертным.
__________ "субстанцией", то конечно, имеется в виду буддхи, а не атма, поскольку
её философски нельзя назвать "субстанцией" ни при каких обстоятельствах.
Мы включаем атму в число принципов человека лишь воизбежание дополнительной
путаницы. На самом же деле атма — не "человеческий", а мировой абсолютный
принцип, носителем которого является буддхи, душа-дух.
* Павел называет нус Платона "Духом", но поскольку этот дух является