Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. Русскому сердцу

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Русскому сердцу

Сколько башен и стен воздвигалось вокруг сокровища русского! Для всего мира это сокровище благовестит и вызы­вает почитание. Уже сорок лет хождений по твердыням рус­ским. Напоминается, как это сложилось.

В 1894-м Троице-Сергиева Лавра, Волга, Нижний Новго­род, Крым. В следующем году — Киево-Печерская Лавра. Тайны пещер «Стена нерушимая».

В 1896-м и 97-м — по пути из «варяг в греки», Шелонская Пятина, Волхов, Великий Новгород, Св[ятая] София, Спас Нередецкий, все несчетные храмы, что, по словам лето­писца,  «кустом стоят». В 98-м — статьи по реставрации Святой Софии, переписка с Соловьевым, Стасовым, a в 99-м — Псков, Мирожский монастырь, погосты по Великош, Остров, Вышгород. В 1901-1902-м опять Новгородская область, Вал­дай, Пирос, Суворовское поместье, Мста со многими храмами древними от Ивана Грозного и до Петра Великого..

1903-й — большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока древним городам, от Казани и до граниты литов­ской. Несказанная красота Ростова Великого, ^Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и баш­нями! Седой Изборск, Седно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквами домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище!

Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения сокровищ народных. Доклад в обществе архитекто­ров-художников. Сочувствие.

В статье «По старине» и во многих писаниях о храмах и стенах кремлевских говорилось о том, чем незабываема Земля Русская. В 1904-м — Верхняя Волга, Углич, Калязин, Тверь, высоты Валдайские и Деревская Пятина Новугород­ская. Одни названия чего стоят, и как незапамятно древне звучат они!

В 1905-м — Смоленск с годуновскими стенами, Вязьма, Приднепровье. В 1907-м — Карелия и Финляндия, славные карельские храмы. От 1908 до 1913-го — опять Смоленск, Рославль, Почаев. В 1910-м раскопки Кремля Новгородского, оказавшегося неисследованным, а затем, до войны, и Днепровье, и Киевщина, и Подолье. В 1913-м — Кавказ с его древностями, а в 1914-м при стенописи в Талашкмне получи­лась первая весть о Великой Войне.

Война со всеми ее ужасами еще и еще напоминает охра­нение всего, чем жив дух человеческий. Война! Все сочувст­вуют предложению всенародной охраны культурных сокро­вищ. Вот-вот уже как будто и состоится! «Враг рода челове­ческого» издан Сытиным во сотнях тысяч.

Бесчисленные развалины всюду напоминают о зловещих разрушениях. Исследуем. Запоминаем. И только в 1929-м оформился Пакт по сохранению культурных сокровищ. Спа­сибо Парижу и Америке, которые поняли, поддержали. Но ведь это еще только воззвание. Нужно, чтобы его услышали. А кругом столько гибели!

Всеми силами спешим с Пактом. Но не коротки пути по миру. И не везде благоволение. Нужно преобороть и пре­возмочь.

Всеми доходчивыми до сердца человеческого словами молим о сохранении Культуры. «Твердыня Пламенная» в стать­ях: «Конвенции Знамени Мира», «Знамя», «О Мире и Куль­туре моления» и во многих других, обошедших прессу Европы, Америки, Индии, говорилось все о той же охране народного достояния.

Две международных конференции в Бельгии с выставкою исторических памятников принесли много пользы. Наш Па­рижский комитет много поработал над введением Пакта в сферу международного права.

Наконец, в Ноябре 33-го года Вашингтонская конферен­ция привлекла уже представителей тридцати шести стран, ко­торые подписали единогласное постановление, рекомендуя своим Правительствам ратификацию Пакта.

Кто-то в нетерпении: «Когда же? Когда же?». И мы сами в еще большем нетерпении. С еще большим трепетом оглядываемся на всякие развалины, искажения или небре­жения.

Если люди давно понимали ценность культурных сокро­вищ, то сейчас, в мировом смятении, они должны еще ярче вспомнить всю красоту лучших творений человеческих, чтобы тем сознательнее и упорнее ополчиться на защиту всего пре­красного, научного.

Сведения о всяких разрушениях и искажениях поступа­ют почти ежедневно. Если вандалы так действенны и орга­низованны, то неужели же работники Культуры не найдут в себе объединительного сознания? Неужели сердце их не подскажет им, что взаимные разрушения лишь останутся позорною страницею человечества! Сердце подскажет всю ценность сотрудничества, и все трудники во благо со всех концов мира убежденно воскликнут: «Тесно время! Удвоим усилие!»

Каково же русскому сердцу слышать о вандализмах не­мецких над русскими сокровищами! Больно слышать о разру­шениях в Новгороде, в Киеве, в Петергофе, в Пушкине, в Вязьме, в Калуге, в Калинине и во многих русских старин­ных городах. Порушены музеи Толстого, Чайковского, Чехо­ва, Гоголя, Пушкина... Нескончаемый синодик непоправимых разрушений!

Опять взойдет красно солнышко над землею Русскою. Опять обстроится, украсится наша Великая Родина. Но ста­ринное сокровище уже порушено. Уже нет Спаса Нередицкого! Позор варварам! Позор разрушителям народного дос­тояния!

Оборонил русский народ свою Родину. На диво всему миру народ нашел силы противостать врагу. Отбросил народ вражеские полчища. Уже к Пскову подступает русское воинство. Сердце русское превозмогло беду. Уже идет великая новая стройка.

Победное Знамя, Знамя Культуры, Знамя труда, творчества блистательно развернется над Землею Русскою.

Исполать народу русскому.

Исполать всем народам семьи русской.

 

 

15 февраля 1944 г.

Вариант  очерка  под  названием
 «Чутким сердцам»  впервые     опубликован   в  газете «Свет»,   Рига,   22  марта   1935  г.

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно