§416. ...говорим о той же Софии мира Эллинов или Сарасвати Индусов... — София (греч. «мастерство», «знание», «премудрость») — в иудаистских и христианских религиозно-мифологических представлениях олицетворенная мудрость божества. Понятие Софии возникло в Древней Греции и первоначально было связано с именем Афины Паллады. В неоплатонизме София стала рассматриваться как проявление мудрой божественной силы, строящей космос по законам гармонии и красоты. Гностики рассматривали Софию как посредника между Душой Мира (Демиургом) и идеями, или полнотой (плеромой). В христианстве Софию иногда сопоставляли со Святым Духом. Сарасвати («относящаяся к воде», «изящная») — в древнеиндийской мифологии главная для ведийских ариев река и ее богиня-покровительница. В качестве богини Сарасвати выступает как очистительница от греха, несущая дары, потомство, пищу, жизненные силы, бессмертие. «Ригведа» посвящает ей три гимна и восхваляет как величайшую реку, текущую с небес. В послеведийскую эпоху Сарасвати стала рассматриваться как супруга Брахмы и, соответственно, женская ипостась его мистической силы в аспекте творения, а также как покровительница шестидесяти четырех искусств. §416. ...Святой Дух Христиан являет признаки психической энергии так же, как созидающий Адонай Израиля и Митра, полный солнечной мощи... — Святой Дух Христиан — Третье Лицо Святой Троицы христианской религии, исходящий от Бога Отца, считающийся Царем Небесным, Утешителем, Духом Истины, везде находящимся, все наполняющим, Подателем жизни, приводящим мир в движение. На иконах изображается в виде голубя, так как он явил себя во время крещения Спасителя во Иордане от Иоанна Крестителя, а также в виде огненных языков, когда он сошел, согласно преданию, на святых апостолов в пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. Адонай, Адонаи («Господь мой») — то же, что и Адонис. Одно из обозначений Бога в иудаизме. При чтении вслух (с эпохи эллинизма) употреблялось для замены «непроизносимого» имени бога Яхве. Понятие Адонай всегда связывалось с солнцем. Митра (авест. «договор», «согласие») — древнеиранский мифологический персонаж, олицетворяющий собой идею договора; бог солнца в восточно-иранской традиции. В персидской традиции Митра, изгнавший с небес Аримана, считается Мессией, судьей человечества.
|