§67. ...не видевшие Тонкого Мира, но понявшие его в сердце своем опередят магов и волхвов... — Волхвы — у восточных славян кудесники, жрецы, волшебники, служители языческого культа, обладавшие обширными знаниями в области тайных сил и умевшие ими практически пользоваться. Преимущественно были распространены в Египте, Аравии, Персии. Волхвы упоминаются в Евангелии, где они описаны как цари и мудрецы-звездочеты, заметившие на Востоке необыкновенную Звезду, которая по пророчествам была знамением рождения Спасителя, и совершившие путь в Вифлеем на поклонение богомладенцу. Здесь они совершили над младенцем обряд «проскинезы» (повержения ниц, как будто бы перед восточным монархом) и принесли ему в дар золото (символ подаяния царю), ладан (символ почитания божества) и благовонную смолу — мирру (символ предстоящей Голгофы Христа). Е.П.Блаватская называет волхвов «огнепоклонниками», т. е. последователями Зороастра. Христианская традиция по поводу родины волхвов не имеет единой точки зрения, то связывая ее с Аравийским полуостровом, то относя ее к персидско-месопотамскому истоку. Эти споры отражаются в многочисленных вариантах имен трех волхвов: у Оригена они звучат как Авимелех, Охозат, Фикол, в традиции сирийского христианства — как Гормизд, Яздегерд, Пероз и, наконец, в западноевропейской средневековой христианской литературе они получают новые имена — Каспар, Бальтазар, Мельхиор. В христианстве нередко высказывается идея, что сам факт прихода волхвов следует рассматривать как предвестие грядущего рождества Мессии у лучших представителей языческого мира и признание его превосходства над собственными откровениями. В Агни Йоге и примыкающей к ней литературе теме волхвов, пришедших поклониться рождению Спасителя, уделено значительное место. В книге Ж.Сент-Илер (псевдоним Е.И.Рерих) «Криптограммы Востока» этому событию посвящена целая легенда под названием «Звезда». Образы волхвов-магов и Звезды, которая их вела, связываются в этой легенде с Указом Белого Братства, направленного на защиту Иисуса Христа и его семьи от предстоящих преследований. В контексте данной шлоки понятие «волхвы» употребляется как синоним понятий «маги» и «колдуны», которые используют силы Тонкого Мира в своих личных практических целях и даже, может быть, способны его видеть и, тем не менее, далеки от мира сердца и подлинной духовности. §67. ...Маловеры, желающие вложить пальцы в раны Света... — Здесь проводится аналогия с евангельским эпизодом, где апостол Фома, отсутствовавший на момент прихода к ученикам воскресшего Иисуса Христа, отказывается верить в факт воскресения до тех пор, пока сам не увидит ран от гвоздей и не вложит в них персты (Ин., 20: 24-28). Впоследствии Фома был наречен «неверным», или «неверующим». §67. ...примет Тонкий Эфир... — Эфир — разновидность космической материи, представляющая собой следующую ступень утончения после четырех стихий — Земли, Воды, Огня и Воздуха. Теософия рассматривает эфир как тончайший материальный проводник. Е.П.Блаватская отделяла понятие эфира от других тонких субстанций и потому утверждала: «Эфир. Изучающие эти предметы склонны путать его с Акашей и Астральным Светом. Он не является ни тем, ни другим в том смысле, в котором эфир описывается физикой. Эфир является материальной средой, хотя до сих пор не замеченной никаким физическим прибором; тогда как Акаша — это явно духовная среда, идентичная, в одном смысле, с Анимой Мунди; в то время как Астральный Свет является только седьмым и наиболее высшим принципом земной атмосферы, также не обнаруживаемым, как Акаша, или настоящий Эфир, потому что он представляет собой то, что находится совсем на другом плане. Седьмой принцип земной атмосферы, как было сказано, Астральный Свет, по Космической шкале является только вторым. Эта шкала Космических Сил, Принципов и Планов, Эманаций — на метафизическом и Эволюций — на физическом плане, является Космическим Змеем, кусающим себя за хвост, и этот Змей отражает Высшего, и сам, в свою очередь, отражается низшим Змеем. Эту тайну объясняет Кадуцей, а четырехчастный Двенадцатигранник, по модели которого, по словам Платона, Вселенная построена проявленным Логосом — которого сотворил непроявленный Перворожденный — геометрически дает ключ к Космогонии и ее микрокосмическому отражению — нашей Земле» (Е.П.Блаватская «Теософский словарь», с.576). Эфирный план бытия является промежуточным между физическим и астральным мирами. В человеке он проявляется как эфирное тело, или двойник, являющийся тонким дубликатом физического тела и оживляющий его.
|