§17. ...Сущность огненного иммунитета была описана Зороастром... — Огонь считался одним из центральных понятий авестийской традиции, излагающей учение Зороастра. Иностранцы называли зороастрийцев огнепоклонниками. Осквернение огня считалось тягчайшим грехом, за который человеку придется расплачиваться вечным пребыванием в аду. «Авеста» утверждает, что после того, как был создан мир, включающий в себя небо, воды, землю, животных, растения и людей, «во всем этом был распределен огонь». «Атар», или огонь, авестийские и пехлевийские источники рассматривают как одну из священных стихий, подразделяющуюся на несколько разновидностей: Вохуфрийана — «огонь, который в телах животных и людей», с помощью которого организм переваривает пищу и согревает тело; его видимым проявлением является блеск в глазах; Урвазишта — «огонь, который в растениях» — согревает брошенное в землю зерно, помогает растениям цвести и приносить плоды; Берсизава — солнечный огонь, «пылающий перед Господом на небесах»; Вазишта — огонь, проявляющийся в разрядах молнии; Спэништа — «земное» пламя, горящее как в священных огнях зороастрийского алтаря, так и в домашнем очаге. Помимо этих разновидностей огня, существовали также три сакральных огня зороастрийской религии, изначально связанных с тремя основными кастами и типами человека: огонь Кави-Виштаспы, предназначенный для касты воинов; огонь Хварно (Хварено) Адур Фарнбаг, связанный с кастой жрецов; огонь Михра Адур-Бурзин Михр, освещающий касту земледельцев. Молитвы, возносимые человеком определенной касты в храме, предназначенном для людей данного типа, и поддержанные жреческой силой, постепенно, по мере благочестия и духовных усилий, пробуждают в нем огонь Вохуфрийана, который способен накапливаться в тонком организме подобного праведника и превращаться в светящуюся субстанцию, поражающую все болезни и защищающую от злых сил.
|