Смерть и бессмертие. РЕЛИГИЯ БУДУЩЕГО

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


РЕЛИГИЯ   БУДУЩЕГО

Оккультизм учит, что идеи, основанные на фун­даментальных истинах, движутся во вселенной циклично, вращаясь по кругу и наполняя пространство, окружность которого ограничена нашим глобусом и планетарной, или солнечной системой. Подобно веч­ным неизменным сущностям, описанным Платоном, они напитывают разумный мир, проникая в сферу мысли; и, в противоположность химическому сродству[1], они притягиваются и ассимилируются одно­родными универсалиями[1], являющимися исключи­тельно продуктами человеческого ума, его мыслями и интуицией, – определенных сознаний. Их вечное движение подразделяется на периоды интенсивной активности и меланхолической пассивности.

Во время их активизации, как только в опре­деленной части планеты дается сильный импульс одной из таких основополагающих истин, устанав­ливается тесная связь между родственными вечны­ми сущностями внутреннего мира размышлений фи­лософа и внешним планом идей, и тогда одинаково мыслящие люди, испытав воздействие в нескольких точках мозга, начинают генерировать идентичные идеи и выражать их зачастую почти одинаковыми словами.

Правильность этой доктрины часто подтвержда­лась современными оккультистами, а в настоящее время представлено еще одно доказательство того, что она нечто большее, чем правдоподобная догад­ка. Один из корреспондентов «The Indian Mirror», ровесника нашего журнала, в сообщении из Италии (см. выпуск от 31 марта 1883 г.) пишет, что по при­езде во Флоренцию «...ему посчастливилось встретить джентльмена из Филадельфии, (США), который написал книгу под на­званием "Религия будущего", находящуюся пока в руко­писи. Этот джентльмен, автор книги, был воспитан в квакерских[1] традициях, но теперь он вряд ли был бы признан в своей организации ортодоксом. За время пу­тешествия по Англии, Германии и другим странам его взгляды претерпели такие существенные изменения, что он стал убежденным еретиком».

Наше внимание привлек краткий обзор «Религии будущего», сделанный упомянутым корреспонден­том. Имя джентльмена-квакера не названо, но если бы нам сказали, что эта работа была написана нашим «светским учеником», являющимся, – судя по его объяснению основополагающих теорий, – предан­ным личным секретарем одного из Гималайских Ма­хатм, то мы восприняли бы это как само собой ра­зумеющееся. Вероятнее всего, эрудированный ок­культист, прочтя «Религию будущего» целиком, най­дет в ней не одну страницу или даже целую главу, полную нелепостей и заблуждений. Все же, насколь­ко мы поняли, несмотря на погрешности в деталях, она совершенно достоверна в своих главных положе­ниях. Пусть изучающие оккультизм убедятся в этом сами.

«В "Религии будущего" изложена своеобразная док­трина о том, что Материя и Жизнь одинаково вечны и неуничтожимы; что Вселенская Жизнь это Верховная Сущность, необязательно всемогущая, но обладающая силами, бесконечно превосходящими все, о чем мы имеем представление на земле; что человек, достигнув моральной чистоты путем многократного воплощения на земном плане, поглощается этой Всеобщей Жизнью,  или Высшей Сущностью; и что со всех концов Вселенной в эту Единую Жизнь постоянно вливается суммарный опыт всех благороднейших живых существ».

Мы выделили курсивом наиболее поразившие нас моменты. Эзотерическая доктрина архатов в общедоступном и развернутом изложении выглядит так: 1) «Материя и Жизнь одинаково вечны и неуничтожимы, ибо они едины и идентичны; совершенно субъективная материя – следовательно, недосягае­мая и недоказуемая (для физической науки) – ста­новится единой жизнью или тем, что обычно подра­зумевается под словом «дух». 2) Гипотетическое бо­жество (или Бог в виде индивидуальной Сущности) как нечто непостижимое логикой и здравым смыс­лом, не будучи предметом размышлений или обуче­ния – поскольку оккультная наука ничего не при­нимает на веру – отнесено к категории высших аб­стракций и признается и понимается только в кон­тексте так называемой «Всеобщей Жизни». 3) Проявляя свое всемогущество только при посредстве неизменных вечных Законов Природы, по которым строится Жизнь, это божество необязательно явля­ется всесильным per se. 4) Человек поглощается Всеобщей Жизнью, или Парабрахмом, и становится с ней единым только после приобретения им полной чистоты, то есть освобождения от материи и власти чувств, – буддисты, индусы и другие древние азиатские философы одинаково признают это положе­ние доктрины, также как и то, что (5) человек «подвластен частым воплощениям на земле» до тех пор, пока не завершится его двойная эволюция – нрав­ственная и физическая – в течение семи Кругов и он не достигнет предельного для земных условий совершенства. Данная теория была очень тщательно изложена «светским учеником» в последних «Фрагментах оккультной истины». 6) И, наконец, «сум­марный опыт» людей из всех частей вселенной «постоянно вливается в сознание Всеобщей Жизни» – это не что иное, как фундаментальная доктрина Тай­ной Науки, которая гласит, что «Мировой Разум является общей суммой всех прошлых, настоящих и будущих сознаний во вселенной. Это Океан Мысли, состоящий из несчетного количества капель созна­ния, выходящих из него и возвращающихся вновь. Если убрать все до последней капли, то Океан ис­чезнет» (Книга архатов, Разд. IV, лист 39).


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно