Учение Махатм, Приложения, Приложение А

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Приложение А

СМЕРТЬ[1]

Статья покойного Элифаса Леви («The Theosophist» октябрь 1881 года)

Смерть является необходимым распадом несовершенных комбинаций. Это обратное поглощение грубого силуэта индивидуальной жизни великой работой вселенской жизни. Только совершенное бессмертно.

Это купание в забвении. Это источник молодости, куда с одной стороны погружается старость и откуда с другой исходит младенчество[1].

Смерть – это видоизменение живого; трупы суть лишь засохшие листья Древа Жизни, которое еще получит все свои листья весной. Воскресение людей вечно напоминает эту листву.

Преходящие формы обусловлены вечными типами. Все жившие на Земле по-прежнему живут там в новых образах своих типов, но те души, которые превзошли свой тип, получают в другом месте новую форму, основанную на более совершенном типе, по мере того как они вечно поднимаются по лестнице миров[1]; плохие образцы разрушаются, и их материя возвращается в общую массу[1].

Наши души словно музыка, инструментами которой являются наши тела. Музыка существует без инструментов, но она не может стать слышимой без материального посредника; нематериальное нельзя ни представить, ни постигнуть.

Человек в настоящем существовании только сохраняет определенные предрасположения из своих прошлых существований. Вызывания умерших суть лишь сгустки памяти, воображаемая окраска теней. Вызывать тех, кого больше здесь нет, означает заставить их типы вновь выйти из воображения природы[1].

Чтобы быть в непосредственном контакте с воображением природы, человек должен быть либо заснувшим, пьяным, либо в экстазе, в состоянии каталепсии, либо сумасшедшим.

Вечная память сохраняет только вечное; все, что проходит со временем, по праву принадлежит забвению.

Захоронение трупов есть нарушение законов природы, это оскорбление достоинства смерти, которая скрывает действие разрушения, как нам следует скрывать действие размножения. Сохранять трупы означает создавать фантомы в воображении Земли[1]; призраки кошмаров, галлюцинаций и страх – это лишь блуждающие фотографии похороненных трупов. Именно эти похороненные или не полностью уничтоженные трупы распространяют среди живых чуму, холеру, заразные болезни, печали, скептицизм и отвращение к жизни[1]. Смерть выдыхает смерть. Кладбища заражают атмосферу городов, и вредные испарения трупов отравляют детей даже во чреве их матерей.

Близ Иерусалима в долине Геенна поддерживался постоянный огонь для сожжения мусора и остатков животных, и именно на этот вечный огонь намекал Иисус, когда говорил, что испорченные грешники будут брошены в геенну, подразумевая, что с мертвыми душами будут обходиться как с трупами. Талмуд утверждает, что души тех, кто не верил в бессмертие, не станут бессмертными. Только вера дает личное бессмертие[1]. Наука и разум могут только подтвердить общее бессмертие.

Самоубийство души есть смертный грех. Это самоубийство может произойти, если человек посвятил себя злу со всей силой своего ума, с совершенным знанием добра и зла и при полной свободе действия, которая кажется невозможной практически, но которая возможна теоретически, так как сущность независимой личности есть необусловленная свобода. Божество ничего не навязывает человеку, даже существование. Человек имеет право лишить себя даже божественной доброты, и догма о вечном аде есть лишь утверждение вечной свободы воли.

Бог никого не ввергает в ад. Именно сам человек может отправиться туда свободно, сознательно и по своему же выбору.

Те, кто находятся в аду, то есть среди мрака зла[1] и страданий неизбежного наказания, без абсолютного желания этого, призываются выйти из него. Этот ад для них является лишь чистилищем. Обреченный полностью, абсолютно и без отсрочки – Сатана, не разумное существо, а необходимая гипотеза.

Сатана – это последнее слово творения. Он есть конец, бесконечно освобожденный. Он хотел быть подобным Богу, противоположностью которого он является. Бог – гипотеза, необходимая для разума, Сатана – гипотеза, необходимая для не-разума, утверждающегося как свободная воля.

Чтобы стать бессмертным в добре, человек должен отождествить себя с Богом, чтобы стать бессмертным во зле – с Сатаной. Это суть два полюса, между которыми прозябает и умирает без памяти и воспоминаний непригодная часть человечества.

</table>

Примечания


<< назад - оглавление - вперед >>


Личные инструменты
Дополнительно

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА</p>

Это может показаться непонятным обыкновенному читателю, ибо это один из наиболее труднопостижимых принципов оккультной доктрины. Природа двойственна: у нее имеется физический, материальный аспект, равно как и духовный, моральный аспект, и в ней имеется как добро, так и зло, последнее есть неизбежная тень ее света. Чтобы вовлечь себя в поток бессмертия или, вернее, обеспечить себе бесконечный ряд перерождений в качестве сознательных индивидуальностей, гласит книга «Кнуте» (т. XXX), человек должен стать сотрудником природы, либо на благо, либо на зло, в ее работе творения и воспроизведения или в работе разрушения. Она избавляется только от непригодных трутней, яростно изгоняя их и заставляя гибнуть миллионами в качестве самосознающих сущностей. Таким образом, тогда как добрые и чистые стремятся достичь нипанг (нирваны, или того состояния абсолютного существования и абсолютного сознания, которые в мире ограниченных восприятий суть не-существование и не-сознание), злые, наоборот, будут скорее стремиться к ряду жизней в качестве сознательных, определенных сущностей или существ, предпочитая вечно страдать по закону воздающей справедливости, нежели откажутся от своих жизней как части интегрального, всемирного целого. Хорошо сознавая, что они никогда не могут надеяться достигнуть конечного покоя в чистом духе, или нирваны, они скорее цепляются за жизнь в любой ее форме, чем отказываются от того «желания жить», или танхи, которая вызывает новую совокупность скандх, или перевоплощение индивидуальности.

Природа одинаково добрая мать как для безжалостной хищной птицы, так и для безвредного голубя. Мать-природа накажет своего ребенка, но после того как он стал ее сотрудником в разрушении, она не может извергнуть его. Существуют полностью испорченные и порочные люди, однако столь же высокоинтеллектуальные и утонченно духовные во зле, как те, кто духовны во благе. Их эго может избежать закона конечного разрушения, или уничтожения, на многие грядущие века. Это то, что Элифас Леви подразумевает под становлением «бессмертным во зле» путем отождествления с Сатаной. «О если бы ты был холоден или горяч! – гласит видение из "Откровения" Иоанна (III, 15-16). – Но так как ты тепл, а не холоден и не горяч, то извергну тебя из уст Моих».

«Откровение» является чисто каббалистической книгой. Жара и холод суть два «полюса», то есть добро и зло, дух и материя. Природа извергает «теплого», или «непригодную часть человечества», из уст своих, то есть уничтожает их. Это мнение, что значительная часть человечества может, в конце концов, и не иметь бессмертные души, не будет ново даже для европейских читателей. Сам Кольридж сравнивал это с дубом, имеющим поистине миллионы желудей, но из них в номинальных условиях меньше одного из тысячи когда-либо развивается в дерево, и можно предположить, что так же, как и большинству желудей не удается когда-либо развиться в новое живое дерево, так и, возможно, большинству людей не удается развиться в новое живое существо после этой земной смерти.