Учение Махатм, Раздел IV. Космические Начала

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Раздел IV

КОСМИЧЕСКИЕ НАЧАЛА

Следующие ниже заметки сильно сокращены. Поскольку это касается первоначального очерка, или меморандума, Хьюма, в ответах Учителей задействованы некоторые строки из оригинала, чтобы сделать его более доступным для понимания. Итак, ничего не сокращая, передаю вам все, что, как я считаю, необходимо ныне сохранить[1].

А.П.Синнетт.

 

Абсолютное и бесконечное состоит из обусловленного и конечного. Причины обусловлены в своих способах существования как атрибуты, а как индивидуальные совокупности – не обусловлены и вечны в их сумме как коллективная совокупность.

Если Абсолют – слепой закон, то как он может породить разум?

Но пассивный латентный разум, или принцип, разлитый везде по всей Вселенной, который в своей чистой нематериальности есть не-разум и не-сознание и который, будучи погружен в материю, преобразовывается в оба и может...[1]

Абсолют, если он разумен, должен быть всемогущим, всеведущим и всеблагим.

Пожалуйста, объясните, почему это так.

В конечном итоге Абсолют сам по себе не-сознательный, связан с разумом эманациями, предположительно, обусловленными. Насколько эти возможности возникновения разума из не-разума удовлетворяют ум, зависит от того ума, к которому обращаются.

Что вы знаете о постепенном развитии мозга со времен силурийского периода?

Назовите мне хотя бы одного философа, который может доказать, что бесполезно... говорить, что зло так же необходимо для выявления добра, как тьма – для познавания света. Для абсолютного это возможно, для всемогущего – в этом нет никакой необходимости.

Сперва докажите это.

Однако же ясно, что обусловленная сила не является конечной причиной. Выше нее стоит закон, или принцип, который регулирует ее.

Как это может быть? И где? Это не так, если только вы не создаете что-либо вне пределов Абсолюта и беспредельности.

Загадки, лежащие по ту сторону покрова, отделяющего непроявленную конечную причину от проявленной Вселенной, находятся вне пределов постижения умов, обусловленных этой Вселенной.

Поистине, это так.

...Бесконечный Абсолют невообразим, и мы не можем ни понять его, ни найти объяснение его действий по отношению к человеку.

Тогда зачем терять на это время? Кто поручил вам это делать?

Ваша всепроникающая духовная сила существует, но это как раз материя, жизнь которой есть движение, воля и нервная энергия, электричество. Пуруша в состоянии мыслить, но только через Пракрити.

  • * *

А.П.Синнетт следующим образом резюмирует очерк Хьюма и ранее сделанные заключения:

Вы хотели сказать следующее: «Так это или нет (в отношении гипотезы Абсолюта за пределами обусловленного), он есть и должен навсегда остаться чистой гипотезой. Высочайшие во Вселенной умы ничего не знают о нем. Насколько они могут исследовать, проявленный универсум неограничен и бесконечен. Наша философия признает лишь то, что известно и познаваемо. Он, следует признать, непознаваем даже для Планетных Духов и ех hypothesi – не-существующий. Зачем тогда рассматривать данный вопрос?

Даже если бы эта концепция была правильной, какое она имеет отношение к нам? В течение тысячелетий высочайшие Планетные Духи исследовали Вселенную. Они не нашли никаких пределов ее, ничего в ней, чем руководил бы и управлял какой-либо внешний импульс, наоборот, обнаружили, что все происходит от внутренних импульсов, которые они понимают и которых достаточно, чтобы объяснить все то, что они когда-либо узнали. A quoi bon тогда вводить эту излишнюю концепцию чего-то (что как несуществующее для нас есть ничто), стоящего вне, над нами и по ту сторону, что для нас беспредельно и вечно, когда вне зависимости от того, существует оно или нет, это нас никак не касается?

Дело в том, что ваши западные философские концепции монархичны, наши же – демократичны. Вы способны мыслить о Вселенной только как о чем-то, что управляется царем, тогда как мы знаем, что она – республика, в которой вся совокупность живет по законам разума».

Мы могли бы еще добавить: ничуть не лучше[1] . Именно это мы и хотели сказать.

Кто строители этого мира?

Дхиан Коганы, Планетные Духи. Очерк Хьюма с замечаниями М.

Вселенную первоначально можно постигнуть как пространство, наполненное беспредельной, вечной и однородной массой молекул, которым присущи движение и латентная бессознательная жизнь. Можно ли рассматривать ее в этом пассивном, непроявленном состоянии как хаос?

Да, если бы только люди были способны представить, что такое настоящий хаос, чего они не могут.

Хотя Вселенная в действительности едина, ее можно представить в различных аспектах как пространство (учитывая ее безграничное протяжение), сосуществующее с вечностью (учитывая ее бесконечную длительность), как космическую материю (учитывая ее молекулы) и космическую силу (учитывая ее всепроникающее движение). Однако эти четыре концепции, должно быть, указывают не на четыре элемента, составляющие целое, а на четыре качества или, скорее, четыре свойства одной-единственной вещи, точно так же, как на Земле один предмет может быть горячим, светящимся, тяжелым и в движении. Так как эта Вселенная едина и неделима в ее пассивной непроявленной форме, этот хаос для нас является несуществующим.

Для вас да, но зачем говорить за других?

Но везде в ней рассеяны центры активности, или эволюции, и где бы и когда бы активность ни преобладала, там части целого дифференцируются и исчезает однородность. Эта дифференциация происходит благодаря, во-первых, большей или меньшей близости молекул, а во-вторых, их большему или меньшему утончению.

Что означает это «во-вторых»? Как могут первичные молекулы стать более тонкими или толстыми – ex nihilo и т.д.

Я не думал, чтобы атомы рассматривались вами именно как nihil. Разве молекулы не рассматриваются наукой как составные атомы? Ваша наука знает только о таких составных молекулах, а первичный атом есть и всегда остается для нее гипотетической абстракцией. Наука ничего не может знать о природе атомов вне сферы следствий на своем земном шаре, и даже этот атом она называет бесконечно малым, неделимым, а мы – нет, ибо мы знаем о существовании и свойствах универсального растворителя, сущности панчамахабхутам, пяти элементов. Даже существование атомов, составляющих невидимый посредник, посредством которого передается сила, мгновенно намагничивающая короткий железный стержень, помещенный в центре кольца диаметром в два ярда, на которое толстым слоем намотана проволока, плотно покрытая каучуком, даже существование таких атомов, говорю я, остается открытым вопросом, наука в замешательстве и затрудняется решить, происходит ли это действие на расстоянии без или с помощью какого-то таинственного посредника?

В-третьих, благодаря изменениям их полярности. Эта дифференциация в активности есть проявление, и все таким образом дифференцированное начинает существовать и становится представляемым для нас, каждый центр активности (а эти центры бесчисленны) обозначает одну солнечную систему, но они все же rari nantes in gurgite vasto, зависшие во всепроникающем океане непроявленного универсума, из которого беспрестанно исходят новые проявления и в забвение которого вечно возвращаются другие, чей цикл завершен.

Чередования активности и пассивности составляют циклический закон Вселенной. Как микрокосм, человек имеет свои дни и ночи, часы бодрствования и сна, так и Земля, которая как макрокосм по отношению к нему сама является микрокосмом по отношению к солнечной системе, и так же эта последняя, которая, будучи макрокосмом относительно одного-единственного шара, сама есть микрокосм по отношению ко Вселенной.

То, что Вселенная сама по себе должна подобным образом иметь свои дни и ночи активности и пассивности, это очевидно по аналогии, но если это так, то они охватывают невообразимые периоды, и этот факт остается непознаваемым для высочайших разумов во Вселенной.

Ночь солнечной системы, пралайя индусов, Махабардо, или великая ночь разума тибетцев, подразумевает распад всех форм и возвращение части Вселенной, занятой этой системой, в ее пассивное, непроявленное состояние – в пространство, наполненное движущимися атомами. До времени исчезает все кроме первичных атомов, которые представляют материю (иногда объективная, иногда потенциальная или субъективная, то организованная, то неорганизованная, она вечна и неделима), а движение есть бессмертная жизнь (сознательная или бессознательная в зависимости от обстоятельств) материи. Поэтому даже во время ночи разума, когда все другие силы парализованы, когда и всезнание и неведение спят и все другое отдыхает, эта латентная бессознательная жизнь непрестанно поддерживает молекулы, которым она присуща, в слепом безрезультатном и бесцельном движении inter se.

Почему оно должно быть более бесцельным и безрезультатным, чем бессознательное слепое движение атомов в любом зародыше, готовящемся к рождению?

Солнечная система исчезла даже для высших разумов в других солнечных системах. Это верно? Могут ли Планетные Духи каким-либо образом познавать пассивные не-бытийные части Вселенной?

Могут.

Я знаю, что Адепты могут при желании создавать формы из космической материи, но, вероятно, эта космическая материя на много степеней отдалена от материи, которая существует в пассивной латентной Вселенной, которую, возможно, скорее следует назвать потенциальной, нежели космической материей.

Потенциальность есть возможность, а не действительность. Найдите более точное слово.

Ничто не уничтожается кроме того, что было когда-либо сотворено, только эта недавно активная, организованная, проявленная и существующая часть Вселенной, теряя всю дифференциацию своих частей, перешла в свое первичное, пассивное, однородное, непроявленное и quoad всех умов несуществующее и непостижимое состояние. Она возвратилась в прежнее состояние хаоса. Если спросить, откуда эти чередования активности и пассивности, то ответом будет: они суть закон, присущий Вселенной. (Здесь в качестве подстрочного примечания последовала бы суть этого аргумента, одобренного вами, против ненужного создания какого-либо разума вне самоуправляемой Вселенной.)

Если вы можете показать хоть одно существо или предмет во Вселенной, который не возникает и не развивается через слепой закон и в согласии с ним, тогда только ваш аргумент имел бы силу и примечание было бы необходимо. Доктрина эволюции есть вечный протест.

Эволюция означает развертывание эволюты из инволюты, процесс постепенного роста. Единственное, что, возможно, было сотворено спонтанно, это космическая материя, а первоначало у нас означает не только первородство, но и вечность, ибо вечная материя – одна из hlun dhub, а не kyen – причина, являющаяся сама по себе результатом какой-то первичной причины. Если бы это было так, то в конце каждой Махапралайи, когда весь космос движется в сторону коллективного совершенства и каждый атом (который вы называете первичным, а мы – вечным) эманирует из самого себя еще более тонкий атом, – каждый индивидуальный атом содержит в себе самом действительную потенциальность развить миллиарды миров, более совершенных и более эфирных, – почему же тогда нет никакого признака такого разума вне самоуправляемой Вселенной? Вы принимаете последнюю гипотезу – часть вашего Бога пребывает в каждом атоме. Он разделен ad infinitum, он остается сокрытым in abscondito, и логическое заключение, к которому мы приходим, таково, что беспредельный разум Дхиан Коганов знает, что вновь эманированные атомы неспособны на какое-либо сознательное или бессознательное действие, если только они не получают мысленный импульс от них, ergo ваш Бог ничуть не лучше, чем слепая материя, всегда движимая, по-видимому, столь же слепой вечной силой, или законом, который есть Бог этой материи. Но ладно, мы не будем больше терять время на такие разговоры.

Период пассивности заканчивается, ночь разума прекращается, солнечная система пробуждается и вновь вступает в проявление и существование, и все в ней опять таково, как было до наступления ночи. Невообразимый для человеческого ума период миновал, он отзвучал как звук, прошел как сон, лишенный сновидений. Закон активности опять вступает в силу, центр эволюции возобновляет свою деятельность, источник бытия вновь начинает струиться. Я делаю заключение, что это должно быть так, иначе материя, выброшенная из вихря, или центральной точки, не найдет никого в дифференцированном состоянии, от кого она могла бы получить свои собственные импульсы к дифференциации.

Когда пробивает час, космические атомы уже в дифференцированном состоянии остаются in statu quo, в равной мере как и небесные тела и все другое в процессе формирования. Итак, вы поняли эту идею[1]. Во все еще пассивной части Вселенной, в которой зависает вновь проявленная солнечная система, пронизываемая в своем не-бытии, где совершается вечное механическое движение, создается ее несотворенная причина, или вихрь, который в своем непрестанном вращении безостановочно выбрасывает поляризованную, активную, проявленную, сознательную Вселенную, неполяризованный, пассивный, непроявленный и бессознательный элемент Вселенной.

Назовите это движение космической материей, продолжительностью или пространством (для всего этого есть тысяча и одно название) – это Космос, проявленный и непроявленный. Однако в момент, когда это выходит из пассивности или небытия в активность или бытие, оно начинает менять свое состояние и дифференцироваться от контакта с тем, что уже изменилось раньше; и, таким образом, это вечное колесо продолжает вращаться, следствие сегодняшнего дня становится причиной завтрашнего и так далее во веки веков.

Но нужно всегда помнить, что небытие, пассивность – это вечное и действительное бытие, активность – преходящее и нереальное. Ибо в зависимости от продолжительности жизненного пути и, соответственно, импульсов, которые получает проявленное, оно раньше или позже рассеивается в непроявленном и бытие погружается в небытие.

Но как насчет высших Планетных Духов? Они наверняка не возвращаются в небытие, но переходят на более высокие или, во всяком случае, на другие солнечные системы?

Наивысшее состояние нирваны является высочайшим состоянием небытия. Наступает время, когда вся бесконечность спит или отдыхает, когда все снова погружается в одну вечную и несотворенную совокупность всего, итог латентной бессознательной потенциальности.

Установлено, что дифференциация первоначального элемента есть основа проявленной Вселенной, и мы должны теперь рассматривать семь различных принципов, которые составляют эту Вселенную и управляют ею, или, другими словами, семь различных состояний или условий, в которых этот элемент существует в ней.

Нет никакого конечного или первоначального замысла, кроме как в связи с организованной материей. Замысел есть Kyen, причина, возникающая из первичной причины. Этот латентный план существует вечно в едином нерожденном, вечном атоме, или центральной точке, которая находится везде и нигде, называемый... (наше наиболее сокровенное, непроизносимое имя, сообщаемое при посвящении высочайшим Адептам). Поэтому я могу дать вам шесть названий принципов нашей солнечной системы, но должен утаить остальное и даже название седьмого. Назовите его неизвестным и объясните почему. Любой dam ye (брамин) будет говорить о шести первичных силах в природе, представленных солнечным светом, но не даст вам названия даже венца Акаши.

Я вскоре дам вам эти принципы. Вначале хорошо изучите это.

  • * *

Вопрос. Я полагаю, что при завершении пралайи импульс, заданный Дхиан Коганами, развивает из хаоса ряды миров не одновременно, a seriatim. Постижение процесса, в котором каждый мир последовательно происходит из своего предшественника, после толчка начального импульса, наверное, лучше было бы отложить до тех пор, пока я буду в состоянии представить себе работу всего механизма – цикла миров – после того, как все его составные части начнут существовать.

Ответ. Правильно рассуждение: «Ничто в природе не возникает внезапно, все бытие подчинено одним и тем же законам постепенной эволюции». Однажды осознав процесс Махацикла одной сферы, вы поймете все остальное. Один человек рождается подобно другому, одна раса рождается, развивается и клонится к упадку, как и все другие расы. Природа следует привычной колее, начиная с «творения» мира и вплоть до москита. Изучая эзотерическую космогонию, устремите духовное зрение на физиологический процесс человеческого рождения, идите от причины к следствию, устанавливая по ходу аналогии между рождением человека и какого-либо мира. В нашей доктрине вы найдете необходимость в синтетическом методе, вы должны будете охватить все, то есть слить макрокосм и микрокосм воедино прежде, нежели вы сможете изучать части по отдельности или анализировать их с пользой для вашего понимания. Космология – это одухотворенная физиология Космоса, ибо существует лишь единый закон.

Вопрос. Если взять середину периода активности между двумя пралайями, то есть одной манвантары, в которой, как я понимаю, сейчас мы живем. Атомы поляризуются в...[1]

Ответ. Атомы поляризуются сами по себе в процессе движения, побуждаемые непреодолимой силой в процессе созидания. В космогонии и в природе позитивные и негативные, или активные и пассивные силы соответствуют мужскому и женскому принципам. Ваше духовное наполнение происходит из-за покрова, но это есть мужское семя, упавшее в покров космической материи. Активный принцип, притягивающийся пассивным, и великий Наг, змий – эмблема вечности – кусает свой хвост, образуя таким образом круг (циклы в вечности) в этом непрерывном, бесконечном преследовании негативного позитивным. Отсюда эмблема лингама, фаллоса и этейса[1]. Единственный и главный атрибут универсального духовного принципа бессознательного, но вечно деятельного жизнедателя – это развертываться, расширяться и излучать, тогда как главный атрибут материального принципа – втягивать в себя и оплодотворяться. По отдельности бессознательные и несуществующие, они становятся сознанием и жизнью, соединяясь вместе. Также слово Брахман происходит от санскритского корня brih, «расширяться, расти, или плодоносить, оплодотворять». Поэтому Брахман есть животворящая, обновляющая, способная расширяться сила природы в ее вечной эволюции. ...наивысшей области божественной эманации из-за покрова первичной космической материи[1]. Магнетический импульс, достигнув совершенных результатов своего действия, минует одну вселенскую форму за другой в пределах первой сферы, пока не закончит весь цикл существования в этом царстве первой сферы, а затем следует с потоком притяжения на другую сферу.

Вопрос. Расположены ли миры следствий в промежутках между мирами активности в серии нисхождения?

Ответ. Миры следствий не локи или местоположения. Они – тень мира причин, их души – миры имеют подобно людям свои семь принципов, которые развиваются и растут одновременно с телом. Следовательно, тело человека привязано к его планете и остается всегда внутри ее тела. Его индивидуальный дживатма, жизненный принцип, возвращается после своей смерти к своему источнику, его лингашарира будет втянута в Акашу; его кама-рупа снова соединится со вселенской Шакти силой воли или мировой энергией; его животная душа, заимствованная из дыхания мирового разума, возвратится к Дхиан Коганам. Его шестой принцип, втянутый ли в материнское лоно великого пассивного принципа или извергнутый из него, должен остаться в его собственной сфере либо как часть грубого материала, либо как индивидуализированная сущность, чтобы быть вознагражденным в высшем мире причин. Седьмой принцип поведет его из дэвакхана и последует за новым эго к месту его воплощения.

Вопрос. Магнетический импульс, который еще нельзя рассматривать как индивидуальность, вступает во второй сфере в то же самое минеральное царство, в каком он пребывал в первой сфере, и пробегает весь цикл минеральных воплощений, переходя потом на третью сферу. Наша Земля все еще является для него сферой необходимости. Отсюда он переходит в восходящий ряд и из высшей его точки переходит в растительное царство первой сферы. Без всякого нового импульса творческой силы свыше его быстрое движение по всему круговому циклу миров в качестве универсального принципа развило в нем некоторые новые притяжения или поляризации, которые побуждают его принять самую низшую растительную форму. В растительных формах он успешно проходит цикл миров, причем весь этот цикл является кругом необходимости (так как никакой ответственности не может еще образоваться в бессознательной индивидуальности, и поэтому ни на какой стадии своего развития он не может ничего сделать, чтобы выбрать одну или другую из открывающихся перед ним тропинок); или, может быть, даже в жизни растений имеется что-то такое, что, хотя и не будучи ответственным сознанием, может вести его вверх или вниз в эти критические моменты его продвижения? Завершив весь цикл в качестве растения, растущая индивидуальность облекается в своем следующем круговращении в животную форму.

Ответ. Эволюция миров не может рассматриваться отдельно от эволюции всего сотворенного и существующего на этих мирах. Ваши принятые концепции космогонии с точки зрения теологии или науки не дают вам возможности решить ни одной антропологической или даже этнической проблемы, и они встают на вашем пути, как только вы пытаетесь разрешить проблему рас на этой планете. Когда человек начинает говорить о создании и происхождении человека, он постоянно выступает против фактов. Продолжая утверждать, что «наша планета и человек на ней были сотворены», вы, неспособные когда-либо постичь целое, все время будете сражаться с важными несомненными фактами, вечно анализируя пустяковые подробности и растрачивая на это время. Но если однажды мы допустим, что наша планета и мы сами сотворены не более, нежели этот айсберг[1] передо мной ([я сейчас нахожусь] в доме нашего К.Х.), и что именно планета и человек являются лишь состояниями на данное время; что их теперешний внешний вид – геологический и антропологический – преходящий и является лишь условностью, сопутствующей этой стадии эволюции, которой они достигли в нисходящем цикле, то все станет ясным. Вы легко поймете, что под «одним и единым» элементом, или принципом в мире, притом андрогинным, подразумевается семиглавый змий, или Манда Вишну, Наг вокруг Будды, великий дракон вечности, из эманации которого возникают миры, существа и предметы. Вы поймете причину, почему первый философ утверждал, что все есть майя, за исключением одного этого принципа, который остается во время Махапралай, или ночей Брахмы.

Теперь представьте, что Наг просыпается. Он испускает сильный вздох, и этот последний посылается как электрический толчок по всем проводам, охватывающим пространство. Подойдите к вашему фортепиано и извлеките в нижнем регистре клавиатуры семь нот нижней октавы – вверх и вниз. Начинайте с пианиссимо, крещендо от первой клавиши и потом, ударив фортиссимо на последней ноте, возвращайтесь назад диминуэндо[1], </span>извлекая из последней клавиши едва различимый звук. Первая и последняя ноты символизируют первую и последнюю сферы в цикле эволюции. Та, которую вы ударили один раз, есть наша планета. Семь гласных, которые египетские жрецы произносили нараспев навстречу семи лучам восходящего солнца и на которые откликался Мемнон, означали именно это. Единый жизненный принцип, находясь в действии, движется циклически, как это известно даже физической науке. Он кругообразно циркулирует в человеческом теле, где голова является для микрокосма (физического мира материи) тем, чем для макрокосма (мира вселенских духовных сил) является вершина цикла. Подобным образом формируются миры и великий нисходящий и восходящий круг необходимости. Все это единый закон. Человек имеет свои семь принципов, зачатки которых он приносит с собой при рождении. Также имеет их и планета или мир. От первой до последней каждая сфера имеет свой мир следствий, прохождение через который предоставляет место конечного отдыха каждому из человеческих принципов, за исключением седьмого принципа. Мир A рождается, и вместе с ним, прилипая как ракушка ко дну корабля в процессе движения, появляются от его первого дыхания жизни все живые существа его атмосферы из зародышей до сих пор инертных, а теперь пробужденных к жизни с первым движением этой сферы. Со сферы A начинается минеральное царство и совершает круг минеральной эволюции. Ко времени ее завершения проявляется в объективность сфера B и привлекает к себе жизнь, которая завершила свой круг на сфере A и стала излишней (источник жизни неисчерпаем, ибо это есть настоящий Arachnea, осужденный вечно, за исключением периода пралайи, ткать свою паутину). Затем на сфере A зарождается растительная жизнь и происходит тот же самый процесс. В своем нисходящем беге жизнь с каждым состоянием становится грубее и более материальной, на своем восходящем витке – более бесплотной.

Нет, здесь нет и не может быть никакой ответственности до тех пор, пока не придет время, когда материя и дух должным образом основательно уравновесятся. Вплоть до человека жизнь не ответственна в какой бы то ни было форме, утробный плод не более чем эмбрион, который во чреве матери проходит через все формы жизни – как минерал, растение, животное, – чтобы стать наконец человеком.

Вопрос. Откуда он получает свою животную душу, свой пятый принцип? Заложена ли в нем эта потенция с самого начала с первичным магнетическим импульсом, который породил минерал, или при каждом переходе из последнего мира по восходящей стороне к первой сфере переходит ли он, так сказать, через океан духа и ассимилирует ли какой-нибудь новый принцип?

Ответ. В соответствии с этим вы видите, что его пятый принцип развивается из него самого, ибо человек имеет внутри, как вы хорошо выразились, «потенции» всех семи принципов в зачатке с того самого момента, когда он появляется в первом мире причин в виде туманного дыхания, которое сгущается и твердеет вместе с родной его сферой. Дух или жизнь неделимы. И когда мы говорим о седьмом принципе, тут имеется в виду не качество, не количество, еще менее форма, а скорее пространство, занятое в этом океане духа результатами, или следствиями (благотворными в той же мере, как все следствия, порожденные сотрудниками природы), запечатленными в нем.



Примечания


<< назад - оглавление - вперед >>


Личные инструменты
Дополнительно