Учение Храма т.2. Диссонанс. Наставление 187
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Диссонанс. Наставление 187
При изучении музыки в Штаб-квартире обсуждалась тема диссонанса, которая вызвала такой глубокий интерес, что было сочтено целесообразным пролить как можно больше света на этот вопрос. Поэтому, когда представилась возможность, Учителю были заданы следующие вопросы, на которые Он последовательно ответил в виде наставления, полностью приведенного здесь вместе с комментариями Главного Хранителя.
1. Что такое диссонанс?
2. Имеет ли он полярность?
3. Каково его воздействие на качества?
4. Является ли он в конечном счете добром или злом?
Диссонанс задает ключевую ноту для разъединения атомов конкретной субстанции. Божественный Закон применяет силу диссонанса для того, чтобы превратить одно состояние субстанции в другое. Полного понимания явления диссонанса вы сможете достигнуть лишь путем изучения его естественных воздействий на объективные формы, на людей и предметы. Именно в зависимости от целей, для которых он применяется, определяются его благие или вредные аспекты, а также воздействие на различные качества.
Диссонанс превращает гармонию в неблагозвучие, любовь – в ненависть, мир – в битву. Гармония в музыке может убаюкать ум и тело ложным чувством безопасности, диссонанс же, напротив, побуждает их к действию. Конечный результат такого действия может быть как совершенно нежелательным, так и прямо противоположным, поэтому вы не можете с успешностью определить, что содержат в себе диссонанс, гармония или же дискорд – добро или зло.
Диссонанс – это сила, то есть переход одного состояния энергии в другое. Гармония – это состояние сознания. Диссонанс может превратить дискорд в гармонию, но так как дискорд также может быть состоянием сознания, то он в значительной степени подвержен влиянию диссонанса.
Дойдя до конца своей гаммы, то есть конца триединого действия, диссонанс может изменить направление своего действия на противоположное; позитивный аспект его действия может заявить о своей цели и вернуться к своей исходной точке. И тогда с этого момента он может превратить дискорд в гармонию, гармонию – в любовь, а любовь – в единство, завершив таким образом линию его применения в течение объективного цикла.
Не имеющий тона сам по себе, он может быть применен в качестве ключа к какому-либо тону или ноте. В определенные периоды Манвантары, когда особенно активен положительный аспект силы, разрушительный и разлагающий аспект действия разрывает, так сказать, свои оковы и устремляется в те фазы, или планы, Вселенной (или какого-то из ее миров), которые достигли своего апогея – высшей точки спирали развития; и тогда Божественный Закон использует диссонанс, чтобы разложить на части старые формы, что происходит до тех пор, пока не наступит новый период цикла спирали, во время которого действие снова сменится на противоположное, направленное на реконструкцию и интеграцию той самой первичной материи, в которой это действие совершается, той материи, которая, став к этому моменту изменчивой и подвижной, устремляется из этого состояния к созданию определенных форм.
Сам по себе диссонанс ничего не означает. Он может быть проявлен лишь при его применении. Данный период этой Манвантары предоставляет поле действия для вырвавшихся на свободу сил дезинтеграции, и диссонанс играет колоссальную роль во всех областях жизни и деятельности.
Проиллюстрируем природу и назначение диссонанса следующим образом:
Божественный Закон (Бог в действии) повелевает, произнося «Слово Творения», то есть задает ключевую ноту – частоту вибрации. Если этот приказ противоречит существовавшим ранее условиям, а перемена все же должна произойти, то в пределах этой сферы, ограниченной состоянием гармонии и равновесия прежних условий, та самая сила, или энергия, которая служит для совершения этой перемены, оказалась бы негативным противоположением к этому нейтральному и гармоничному состоянию и изменила бы его, превратив в диссонирующее и дисгармоничное.
Божественный Приказ прозвучал бы ключевой нотой для изменения вибрационного пульса этого состояния, то есть понизил бы частоту действующих ранее вибраций, и то, что произвело бы эту перемену, и было бы силой диссонанса. Той самой силой, что была вызвана провозглашением Указа и Божественной целью. Способ и средства исполнения действовали бы одновременно.
В течение того периода каждого Великого цикла, когда сила диссонанса наиболее активна, в искусстве, музыке, литературе, изобретательстве, в национальной и семейной жизни – во всех областях наблюдается усиленная тенденция к ломке старых форм, серьезные разногласия и трения. В религии это проявляется в утрате веры и все возрастающем сомнении, в сфере правления – в массовых беззакониях, а в земной коре – в учащении вулканических и сейсмических явлений.
В иной, последующий период того же цикла все может измениться в противоположную сторону. Будем надеяться, что, осознав разницу между дискордом и диссонансом, человечество научится применять силу диссонанса во благо, а не во вред, как это часто делается сейчас.
КОММЕНТАРИИ
Насколько Я понимаю, термины «диссонанс», «гармония» и «дискорд» употреблены здесь в более обобщенном и более широком смысле, нежели тот, в котором они обычно применяются. Слова «диссонанс» и «Сатана» могут быть до некоторой степени взаимозаменяемы.
Люцифер, или Сатана, – светлый ангел, изгнанный с Небес за его гордыню и непослушание, принес человеческой расе горе и страдания. Однако в конечном счете его поступок дал человеку возможность достичь в своем развитии более высокого состояния, нежели это было бы возможно при иных обстоятельствах.
Если принять толкование Учителя о цели и конечном следствии силы, именуемой диссонансом, то эта цель и следствие окажутся практически такими же, как и те, о которых сказано, что они суть цель и конечное следствие действий Люцифера, а именно разложение материи и ломка всех устаревших форм жизни.
Слово «гармония» в обычном употреблении указывает на божественное, или гармоничное состояние, которое может быть уничтожено диссонансом – Сатаной и которое может быть также воссоздано противоположным полюсом той же силы – консонансом – в определенные периоды времени; и это должно быть исполнено посредством самих законов его бытия, ибо Сатана в конечном счете является и добром и злом.
Он (или же диссонанс) изменяет гармоничные условия в жизни людей на дисгармоничные, побуждая их к неповиновению велениям Бога, однако, имея в себе и природу Христа, он должен изменить эти условия на обратные.
В то время как многие противятся идее синтеза Христа и Сатаны, идущей от некоторых более древних философий, для сознания других еще более неприемлема идея удачного противопоставления Богу Сатаны или какой-либо меньшей сущности.
Слово «гармония» в том смысле, в каком оно употребляется в музыке, включает в себя понятия созвучия, консонанса, диссонанса и дискорда, но как показатели космического состояния сознания, энергий, или сил, эти слова не находятся в таком же соотношении друг с другом.
Говоря оккультно, гармония имеет свое соответствие в «Тройном Ключе» – Атма-Буддхи-Манас. Она включает в себя все это, пока не наступит дифференциация. Буддхи-Манас в дифференциации имеет полярности, и консонанс и диссонанс как раз и соответствуют этим полярностям Буддхи-Манаса, причем Буддхи синтезирует, Манас анализирует.
При дифференциации, или проявлении, созвучие и дискорд являются состояниями энергии, или сознания, а консонанс и диссонанс – полярностями силы, применяемой кармическим и циклическим законом с целью приведения субстанции более низких вибраций в гармоничные или же дисгармоничные состояния в зависимости от периодов Манвантары, в которых эта сила применяется божественным законом.
На восходящей дуге каждого цикла будет преобладать положительный полюс – консонанс, тогда как на нисходящей наиболее активен диссонанс.
Хотя Учитель в своем наставлении и не использовал слово «консонанс», совершенно ясно, что оно определяется как «положительный аспект» силы диссонанса. Нужно понять, что Учитель применял эти термины не только в связи с одной музыкой, но в гораздо более широком и высоком смысле.
Главный Хранитель
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ УЧИТЕЛЮ
1. Можете ли Вы подтвердить мои комментарии о диссонансе, чтобы включить их, как часть, в Ваше наставление?
2. Может ли слово «интерсонанс» отразить понятие о вмещении полярностей – диссонанса и консонанса?
Главный Хранитель
ОТВЕТЫ
1. Если ученикам более близка экзотерическая интерпретация слов, описывающих космические силы, нежели данная Вами эзотерическая, то это следует обсудить. Что же касается эзотерической точки зрения, то здесь Вы абсолютно правы.
Данные Мною наставления относительно диссонанса не имели своей целью согласование с терминами музыкальной композиции, но скорее касались космических сил. Тем не менее обычное употребление префиксов «дис» и «кон», разумеется, должно означать противоположности.
2. Ваш брат нашел весьма удачное определение «интерсонанс», указывающее на нейтральную зону между полярностями диссонанса и консонанса. Этот термин приложим к той области Света на внутреннем плане, из которой собственно диссонанс и консонанс дифференцируются, то есть манифестируются, то же касается гармонии и дискорда в Моей интерпретации.
Энергии, проявленные на физическом плане как свет и звук, на плане внутреннем едины.