Учение Храма т.2. Многочисленные планы бытия. Наставление 151
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Многочисленные планы бытия. Наставление 151
Религия Мудрости различает семь различных планов, или состояний сознания. Многие учителя философии названной религии, довольно часто упоминающие один или несколько из семи подпланов каждого из этих семи великих разделов, не знают, что эти подпланы могут быть дифференцированы почти ad libitum, ибо фактически существует столько же подпланов, сколько мыслящих сущностей на четырех первичных планах материи. И как не найти двух совершенно одинаковых существ, двух листьев на дереве, двух стебельков травы, так не бывает и двух одинаковых умов. Заключенная в какой-то одной великой идее или идеале активная сила может привлечь к определенному ее смыслу многие умы, но при этом каждый из них может усматривать в этой идее разные аспекты.
Когда определенная идея оформилась в уме и была выражена в речи или на бумаге, то, будучи при всей своей необычной новизне полезной и практичной для большинства людей, она жадно схватывается и быстро и активно начинает применяться.
Каждый уловивший данную идею и сконцентрировавшийся на ней ум прибавляет к изначальной мысли соответственную степень энергии, и таким образом постепенно создается определенный новый план, или состояние, сознания. В него могут быть вовлечены и умы не рожденных до того времени человеческих существ; и этот план будет существовать до тех пор, пока не иссякнет создавшая и питавшая его энергия.
При этом постепенно уменьшаются границы вихря, созданного в манасической субстанции Вселенной зарождением и появлением на свет этой идеи, и успокаивается движение вихревой субстанции, а когда циклическое течение идеи завершается, остается лишь семя изначальной мысли. Это семя сохраняется как лайя-центр во Вселенском Разуме до тех пор, пока не настанет время для открытия нового цикла данной мысли или идеи за счет нового оплодотворения семени в уме какого-либо иного индивида. Это может произойти через века после предыдущего выявления мысли во внешнем мире.
Каждому истинному психику и в некоторой степени каждому мечтателю доступно множество мимолетных проблесков различных феноменов, отчасти иллюстрирующих одну из тех истин, которую Я хочу выразить. На начальной стадии транса или сновидения проявляются различные, наполовину сформировавшиеся картины или образы, слышатся отдельные фразы или отрывки откровений, прежде чем психические чувства смогут уловить какую-либо ясно обрисованную картину или пережить доступный пониманию опыт на том плане, на котором действует сознание. Эти неопределенные, незавершенные образы являются частицами личных воспоминаний какого-нибудь прежнего опыта на одном из подпланов, который определенным образом связан с великим полным планом – одним из семи первичных планов манифестации. Такие опыты достойны наблюдения, ибо они являются связующими звеньями некоего жизненного опыта. Но так как их достоверная интерпретация может быть дана лишь на языке символизма, то никто, за исключением некоторых продвинувшихся учеников оккультизма, не понимает и не ценит их.
Соотношение между идеями и их циклическим возвращением может быть отчасти проиллюстрировано на примере нити из сорока девяти бусин размером от горчичного семени до грецкого ореха. Все они должны быть одного цвета, кроме каждой седьмой бусины, имеющей иную форму и иной цвет; эти цветные бусины должны быть распределены согласно шкале цветов спектра. Нить, на которой держатся бусины, символизирует первичную идею; постепенно увеличивающиеся бусины – это возрастание идеи от одного подплана к другому, а каждая седьмая бусина символизирует внешнее проявление идеи на полном плане. Различные цвет и форма каждой из бусин, образующие другие шесть разделов, укажут характер изменений, которые будут иметь место в течение разных периодов внешнего проявления, а каждая промежуточная бусина обозначит подплан, или новое состояние сознания, для соответствующих рас земли или каких-то индивидуальностей.
Разумеется, это не может служить адекватной иллюстрацией, но дать точную иллюстрацию внутренней истины абсолютно невозможно, ибо здесь мы имеем дело с материей, подчиненной совершенно иным законам, нежели те, что действуют на физическом плане, и потому она может быть рассматриваема новичком в оккультизме лишь по соответствию и аналогии.
Чтобы понять лежащий в основе любого универсального закона принцип, а также действие сил, управляющих плотной материей какого-либо плана манифестации, человеческому уму необходимо преодолеть границы физического мира и уметь сознательно действовать на внутренних планах бытия.