03.12.1937 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • Дата : 03.12.1937
  • Издание: Сфера

3.XII.37.

Родные наши, с глубокой грустью прочли последнее письмо Зиночки от 11-го нояб[ря] с описанием решения Валенти и о том, что кончается Ваша injunction, и, главное, что суд может назначить слишком высокий bond, и так далее. Все это более чем грустно. Тяжко, очень тяжко сознавать, что лишь темные умеют объединяться и находить поддержку; люди же, работающие на общее благо, должны видеть, как тают ряды их друзей. Но, родные, ничего, будем помнить тактику адверза и знать, что, покуда хотя бы трое из нас солидарны, многое может быть достигнуто.

Не скрою, что тяжким ударом было для нас извещение из Риги, что ими получена телеграмма о том, что вторая партия клише не может быть выслана. Друзья в великом огорчении и не знают, что и думать по поводу непонятной задержки с отсылкою клише, тем более, что они знают, что и мы писали по их просьбе о том же уже так давно, 2-го сент[ября], и повторяли и после. Таким образом, письмо наше должно было быть получено в Америке не позже 22-го сент[ября], и мы уже имели извещение от Зиночки в окт[ябре], что клише готовы к отсылке. Спрашивается, что же могло задержать отправку их до 9-го нояб[ря]?! Никто понять этого не может. Но рижские друзья прямо-таки в отчаянии. Они ведь так стараются как можно лучше выполнить каждое Указание и послужить общему делу; особенно Гаральд, который, при его необыкновенной подвижности и работоспособности, еще воспринял Указ о часе спешном. Сердце мое прямо обливается кровью. Ведь В[еликий] Вл[адыка] одобрял и спешил с выходом этой новой монографии в двух изданиях. Родные, помните о часе спешном. Много уже нельзя отложить без разрушения. Также Вы знаете, что было Сказано, что Генри можно отставить, но с большою осторожностью. Вероятно, Вы уже имеете мои письма с приведенными Словами В[еликого] Вл[адыки].

Теперь другое. Очень удивило меня то обстоятельство, что Пл[аут] переслал нам вопросы по делу моих тетрадей-манускриптов и даже не потрудился сообщить своих соображений и подсказать некоторые ответы. Это уже граничит с глупостью и полной безответственностью. Он, видимо, настолько привык проигрывать дела, что уже заранее знает, что и в этом случае он будет неуспешен, и потому не желает затрачивать лишних усилий. Он даже не потрудился известить нас, были ли отосланы такие же опросные листы и местному магистрату. Также как не переслал и поставленные им вопросы черной и белокурой, и их показания, тем самым лишив меня возможности опровергнуть их. Не знаем мы и срока, к которому нужно приготовить эти ответы. Впрочем, последнее обстоятельство может быть к лучшему, ибо нельзя сказать, когда магистрат будет в наших краях. Особенно редко он здесь зимою.

В присланных опросных листах есть пункты, которые в интересах защитника или Пл[аута] должны были бы быть освещены им и подсказано, как лучше на них ответить; так, например, серия вопросов, начиная от № 96 и по № 102 включительно.

Конечно, Вы все знаете, что серия тетрадей-манускриптов от 24-го марта 1920-го года по 3-е февр[аля] 1935-го года, написанная по-русски моей рукой и хранящаяся в Нью-Йорке, и есть оригиналы. Передавая эти тетради-манускрипты на хранение, я всегда указывала и Вам, и черной, и белокурой, что никто не имеет права их читать или делать из них выписки. Потому всякое своевольное цитирование оттуда терминов и выдержек я рассматриваю как нарушение прав писателя и моего доверия. Философия этики и исторические легенды и традиции, составляющие главное содержание этих манускриптов, были записаны и компилированы мною. Если Вас будут спрашивать, кто являлся автором этих манускриптов, Вы можете сказать: собрала и компилировала их Е.И. Если Вам укажут на предисловие к «Агни-Йоге», Вы можете ответить, что содержание большей части записей было дано этим Учителем (The Blessed Mahatma) и записано Е.И. с Его слов. На вопрос: кто этот Учитель? — Это знает Е.И. — Имеется ли еще полная копия этих тетрадей? — Знать это может только сама Е.И.

Большинство вопросов вертится около одного и того же — именно, не представляет ли каждая отдельная напечатанная книга полное содержание какой-либо одной или двух тетрадей-манускриптов? Невольно является соображение — не желают ли они доказать, что раз нечто целиком опубликовано, то тем самым оно является уже общественным достоянием и, следовательно, такая тетрадь-манускрипт не может рассматриваться как личная собственность? Также, не будут ли они утверждать, что раз copyright на английское издание было взято на имя Хорша или Учреждения, то тем самым и манускрипты, или тетради, заключающие содержание этих книг принадлежат ему? На это следует возразить — так как copyright взято только на английский перевод русских изданий, то он имеет право лишь на машинный манускрипт этой книги на английском языке, который, вероятно, и хранится у него. Что же касается copyright на все русские издания этих книг со всеми правами автора и на переводы, то оно было взято во Франции на мое имя. Также очень прошу Вас запомнить, что Вы знаете от меня, что в каждой тетради-манускрипте имеются страницы еще не опубликованные. Именно, каждая тетрадь-манускрипт содержит гораздо больше материала, нежели это было опубликовано в книгах, и особенно это относится к первым годам. В этом я могу дать любую клятву! Поразительно, что Пл[аут] даже не мог пояснить, куда гнут подобные вопросы! Также постоянно требуется указывать год, к которому относятся в записях содержание, входящее в ту или иную книгу. Значение этих вопросов мне не ясно. Надеюсь, что мне будет оказана помощь при ответах. Вы же, родные, при допросе больше ссылайтесь на то, что Вы знаете, что эти записи-манускрипты написаны рукою Е[лены] И[вановны] и всегда рассматривались ею как оригиналы. Отдавая [их] Вам на хранение и когда Вы отвозили их в Нью-Йорк, я всегда наказывала, чтобы книги эти лежали в сохранном месте и никто не читал и не делал какие-либо выписки из них. Затем, можно повторить все обстоятельства передачи этих манускриптов на хранение, которые уже изложены в пересланном Вам и Плауту моем statement’е. Вообще, мой разум не вмещает всех этих вопросов. Дело ясно, я дала на хранение мои оригинальные и мною написанные на русском языке записи с определенным наказом, о чем имеется достаточное количество свидетелей: Вас трое, Влад. Анат[ольевич] Шибаев, обе девочки, не считая моей семьи; а люди, имевшие мою доверенность, своевольно захватили их и теперь стараются нелепыми вопросами что-то запутать. Не понимаю, к чему, например, вопросы о ценных подарках г-жи Леви? Под ценными подарками они подразумевают так называемые драгоценные вещи? Но на серебряные ручные часы и брошку с крошечными жемчужинами, подаренными мне г-жою Х[орш], я немедленно отдарила ее бриллиантовой звездочкой, брошкой и крупным аметистом (handcuffs работы Лялика1<Этот аметист имел форму сердца. Он был потерян Черной, [что] тоже символично!>) и также кольцом с прекрасным бриллиантом-солитером, которое Зиночка знает. Также я подарила и белокурой два кольца, и жемчужные с бриллиантами серьги, и брошь — паучок с жемчужинкой и кошачьим глазом. Если же они будут поминать о присланных ими чулках и пальто, то и я могу тоже сказать, что дарила им дорогое белье с настоящими кружевами (еще из Р[оссии]), и блузы, и другие вещи, так что в отношении подарков мы квиты. Также и Н.К. подарил самому Хоршу золотые часы, старинный Брегет, в ответ на его подарок часов, которые пришлось тут же обменять на простые черненые, ибо механизм часов Хорша не действовал. Если не ошибаюсь, Н.К. подарил Хоршу и ценную старинную лампу. Для Вашего сведения хочу еще добавить, что, уезжая в экспедицию, я оставила тоже Х[оршам] на хранение и памятные дорогие мне вещицы — старинную севрскую вазочку на бронзовой подставке, также старинную XVIII века севрскую одноглазку и маленький сундучок-несессер с двумя флакончиками внутри, покрытый эмалью, тоже XVIII века, и печатку венецианской работы — фигура арапа; торс, сделанный из одной цельной жемчужины, в тюрбане с бирюзой и юбкой, усыпанной алмазами и рубинами, сама печатка из темно-зеленого камня. Все эти вещи были даны ей на хранение. Где сейчас они? Вероятно, тоже захвачены ими в собственность? Все это пишу для Вашего и Плаута осведомления. Сама я никогда не вспоминала и не перечисляла бы подаренные мною вещи, ибо не принадлежу к типу нуворишей.

Кажется, Франсис или Амридочка писали мне, [что] copyright на «Агни[-Йогу]» был взят на «Корона Мунди», а на первую часть «Л[истов] С[ада] М[ории]» Леви-Хорш взял на свое имя. Уже тогда он осмелился взять copyright на себя, когда ему было указано — на одно из Учреждений. Возможно, что на этом весьма слабом основании они будут настаивать, что тетради-манускрипты, заключающие содержание этих книг, на которые он взял copyright, принадлежат ему? Но я настаиваю, что он может претендовать лишь на машинный манускрипт на английском яз[ыке]. Кроме того, английское издание первой части «Л[истов] С[ада] М[ории]» содержит лишь немного, более половины, русского оригинала. Именно эта книга, больше чем все остальные, составлена была мною из отдельных фраз, выписанных из нескольких тетрадей. Настаиваю на том, что каждая тетрадь-манускрипт содержит материал, который не был еще опубликован, потому никто не имеет права доступа к нему. Так, Хорш, в крайнем случае, может претендовать лишь на английские переводы русских изданий, о возвращении которых я никогда не заикалась. Так, родные, запомните, что во Франции взято copyright на все книги на мое имя. Мне казалось, что Амридочка взяла copyright на мое имя и на английское издание книг «Сердце» и «Беспредельность». Но на чье имя взято copyright на англ[ийское] издание «Иерархии»? Эта книга тоже собрана мною из разных тетрадей.

Также, родные, отрицайте участие во всяких спиритических сеансах, ибо спиритические сеансы имеют дело с миром потусторонним, с духами, но мы имеем дело с людьми живыми. Мой Учитель — в земном теле, и именно в наших книгах судьи, если дадут себе труд прочесть их, найдут на многих страницах указания на вред низшего психизма и медиумизма. Советую Морису выписать эти места. Они есть, кажется, в «Агни-Йоге», но больше всего в «Мире Огненном». Можно указать, что опыты профессора Райна и его сорока коллег (прочли в американском журнале, что сорок профессоров заняты опытами по передаче мысли) и известного психиатра профессора Бехтерева достаточно ярко доказали возможность передачи мысли на расстояние. Да что говорить о людях, когда имеются собаки, которые понимают каждую мысль своего хозяина! Наш знакомый доктор Кастрицкий имеет такую замечательную собаку, и он постоянно демонстрирует ее способности перед своими многочисленными пациентами. Да и Бехтерев описывал свои опыты по передаче мысли животным. Если существуют индивидуумы, которые могут видеть физическим зрением предметы через самые непроницаемые вещества, то почему не могут быть организмы, которые могут слышать мысли и голоса на расстоянии? Явление, когда люди начинают слышать радио на расстоянии без аппарата, все учащаются. Неужели могут еще встречаться такие невежды, которые будут отрицать подобные явления? Им следует сказать: знайте больше. Уже во многих странах даже при университетах учреждены кафедры по изучению парапсихических явлений; так, только что открылась такая кафедра и в Лондоне. Даже в Италии, этой цитадели католицизма, самая распространенная болонская газета уделяет ежедневный столбец исследованиям парапсихических явлений. Так пусть вопрошающие оставят свое невежество при себе, иначе они будут осмеяны просвещенными людьми. Спросите невежественных вопрошателей, которое из открытий, облагодетельствовавших все человечество, не было осмеяно ограниченными умами современников? Инквизиция еще существует, и члены ее лишь переоделись в современные одежды.

Так, родные, вооружайтесь. Не бойтесь утверждать, что Вы знаете о существовании Великих Учителей человечества, о которых знают миллионы Востока и многие сотни тысяч западных и американских просвещенных людей и мыслителей. Так свидетельствуйте бесстрашно о существовании Великой Твердыни Знания.

Крепитесь, родные, недавно читала отрывки из «Жизни Масарика». Какая у него была трудная жизнь! Какие тяжкие испытания пришлось ему пережить! Подумать только, что чуть ли не за три года до своего избрания главою государства он был объявлен врагом народа!!! Дочь его тогда же была арестована и посажена в тюрьму, а жена его подверглась даже пытке! И сын умер в это же время. А теперь он назван отцом своего народа и мудрейшим правителем, и утрата его оплакивается всей страной. Таковы человеческие суждения и дела! Так каждый из нас примет чашу подвига и не устрашится.

Зиночка писала, если даже сужденное не совершится, то все же в ее сердце будет жить вечная признательность за приближение к Вл[адыке], и т[ак] д[алее]. Но, родная, сужденное не свершается лишь когда мы сами от него уклоняемся. Предатели, отпадающие и не понимающие, могут лишь задержать или осложнить некоторые сроки, но если лицо, несущее подвиг, идет твердо, то он всегда доходит до сужденного.

Также не забудем, что многие толкования были неправильны, ибо смысл был намеренно затемнен и Силы Света не стремились их до времени уточнить, ибо они видели готовившееся предательство. Срок 36-го года был велик, ибо он отметил конец определенного режима. Это была великая победа Сил Света. Также интересно отметить, что сейчас по всей Индии широко распространяется срок 1942 года как конец Кали-Юги и воплощение Калки Аватара в Шамбале. Срок этот правилен. Он давно был назван Нашим Учителем. Пандиты сейчас доказывают, что большие цифры в Писаниях были сокрытием и их надо считать не годами, но днями, и тогда срок конца Кали-Юги приходится на 1942-ой. Это очень правильно, ибо и в «Т[айной] Доктрине» Вы можете найти утверждение, что нули часто являются сокрытием настоящих чисел. Также конец Кали-Юги эзотерически должен совпасть с вступлением в Цикл Аквариуса*.

Так, родные, ничем не смущайтесь. Храните при всех обстоятельствах спокойствие. Сами обстоятельства помогут нам и делам. Потому так важно всякое протягновение. Все спешит, и даже сроки могут приблизиться. Помните о часе спешном. Не откладывайте ни одного действия.

Родного Мориса прошу передать мою признательность его милым ученицам за заботу Клайд. Будем надеяться, что Адриан сдержит слово. Н.К. высказал в своем письме к Кл[айд] наши общие мысли и пожелания.

Родные, шлю Вам весь огонь моего устремления и всю ласку сердца.

Сердцем,

Е. Р.

 

Доверительно

Можно прочесть Д.Фосдику



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно