03.12.1937 Е.И.Рерих Ф.А.Буцену
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – Ф.А.Буцену
3 декабря 1937 г.
Дорогой Федор Антонович, спасибо за Ваши два письма от 1 и 7 ноября. Очень тронули меня приведенные Вами ответы посетителей Музея на Ваши вопросы. Но хотелось бы знать, что подразумевал упомянутый Вами преподаватель, когда он заметил: «Боюсь, чтобы масоны Вам не помешали». Кто эти масоны? И почему упор именно на них?
Много пользы могут принести задушевные беседы перед лицом искусства. Вибрации гармонических сочетаний тонов создают особую атмосферу. Реакция на нее посетителей Музея безошибочно определит их сущность.
Уже давно было Сказано, что картины Н.К. обладают целительным свойством. И наши ближайшие друзья и сотрудники при каждом недомогании вешали перед постелью свою любимую картину и, впитывая ее целебную гармонию, получали облегчение.
Велика мощь искусства! Истина эта хотя и медленно, но верно пролагает себе путь. Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватные войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании, вибрирующем на высшие вибрации. Грубые спорты, вроде состязаний борцов, кулачных боев и грубейших игр, лишенных красоты, вроде всяких футболл[1] и т.д., способствуют лишь огрубению нравов. Красота тонкой мощи мысли и творчества забыта, и осталось лишь гремящее, ревущее торжество грубой силы. Теперь Ваши вопросы.
1. Ядро духа: Божественное начало остается без изменения навсегда или только без изменения на один цикл?
В каждой физической клетке [1] имеются зародыш и ядро, которые соответствуют в человеке огненному зерну и ядру духа. Так огненное зерно в человеке, будучи основою чистого Божественного Начала, остается неизменным и нерушимым в вечности.
Ядро духа, или высшее Эго, в человеке растет и изменяется в Беспредельности, при условии, что оно получает нормальное питание от всех центров. То есть, если психическая энергия приводит в действие высшие центры человека. И если человеку, носителю ядра духа, удастся здесь на Земле одухотворить свою сущность через открытие своих высших центров, то по окончании Цикла, или Четвертого круга нашей планеты, он будет пребывать в соответствующей ему сфере в полном сознании и при всех накопленных им энергиях, или способностях. Если и в следующих Кругах он проявит ту же неослабную устремленность к совершенствованию, то он точно так же сохранит свое бессмертие и на последующий междупланетный период, и так в Беспредельность. Но нужно помнить, что изменения в ядре духа могут происходить как в сторону восхождения, так и в сторону падения. Но неимоверно труден подъем после длительного падения.
2. «Не может быть, чтобы Бог абсолютно допустил какую-то другую власть, Сатану. Сатана есть человек, его низкие стремления – больше ничего».
Один тонкий мыслитель сказал: «Победа дьявола в том, что он сумел внушить людям, что он не существует».
Вся трудность в понимании существования зла при Благом Начале заключается в том, что люди, очеловечив Несказуемое Божественное Начало и в то же время наблюдая множества несовершенств в проявленном мире, вполне основательно недоумевают, как мог Благий и Всемилосердный Бог допустить губительные космические катаклизмы, все ужасы и страдания, переносимые людьми в их борьбе за существование, и ограниченное мышление начинает создавать представление о наличии такой же мощной силы зла в лице противника Бога, или Сатаны. Но если мы отбросим ограничение или очеловечение Несказуемой Мощи и примем Величественный Пантеизм древних, отзвук которого мы находим в Заветах у всех великих Учителей, и в Библии, и в Евангелиях, то все станет на место.
Бог, в Его аспекте Абсолюта, заключает в себе потенциал всего сущего. В Абсолюте, или в Мире Высшей реальности или Бытия, конечно, зла как такового не существует, но в мире проявленном, который есть следствие дифференциации, все противоположения уже налицо, то есть свет и тьма, дух и материя, противоположные полярности, добро и зло и т.д. Советую очень усвоить первоосновы восточной философии – существование Единой Абсолютной Трансцендентальной реальности, ее двойственный Аспект в обусловленной Вселенной и иллюзорность или относительность всего проявленного.
Лишь при сопоставлении этой двойственности, или пар противоположений, высекаются искры познания и возможно совершенствование, или эволюция. Вечное движение, или эволюция, создает и относительность всех понятий. Так, познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений.
Действие противоположений производит гармонию подобно центробежной и центростремительной силам, которые, будучи взаимно зависящими, необходимы друг другу, чтобы обе могли существовать. Если бы одна остановилась, действие другой немедленно стало бы разрушительным. Именно, мир проявленный держится в равновесии силами противодействующими. Эти противодействующие силы, или пары противоположений, принимают в нашем сознании ту или иную окраску или качество, то есть становятся добром или злом. На каждом плане проявления степень зла и добра оценивается сознанием человека по уровню его развития. Добро на низшем плане может явиться злом на высшем, и наоборот. Отсюда и относительность всех понятий в мире проявленном.
Итак, когда мы осознаем, что понятия зла и добра в их космическом понимании относительны, то, конечно, существование Сатаны как фокуса самодовлеющего зла в космическом представлении и размахе должно само собою отпасть или опровергнуться.
Но также несомненно, что облик Сатаны как падшего Ангела и Хозяина нашей Земли (следовательно, человеческой сущности), на горе нашей планеты, существует и, увы, он очень активен.
Вы знаете, что Сатана, или, как еще называют его, Люцифер, пришел на нашу Землю вместе с другими Высшими духами, пожертвовавшими собою для ускорения эволюции планеты и ее человечества. Но Люцифер не был Высшим среди своих Собратьев, и, когда ему пришлось облечься в земные и плотные оболочки, дух его не удержался на прежней высоте. Уже с первых времен Атлантиды началось его падение, и во всех последующих веках мы встречаем его ярым противником своих великих Собратьев, неуклонно восходивших во славе Света. Индусские сказания увековечили падшего во многих образах, наиболее известный среди них – облик царя Раванны с острова Ланки (Цейлон), противника богоподобного царя Рамы и похитителя его жены Ситы. Тот факт, что дух падшего Ангела в потенциале ядра духа нес энергии, присущие нашей Земле, и был для него роковым, ибо тем самым он был особенно привязан к Земле. Мы знаем, что каждое погружение, или воплощение в плотную оболочку, неизбежно затемняет знание духа, насколько же сильно было такое затуманение при несовершенстве таких оболочек в конце времен Атлантиды, когда закончилась полная инволюция духа в материю. Только Высочайшие Духи, пришедшие с высших планет, потенциал духа которых подлежал высшему притяжению, сохранили на всем протяжении земного пути свой Свет неомраченным. Теперь Вы можете понять размеры Великой Жертвы, принесенной и все еще приносимой этими истинными Спасителями человечества. Они поклялись выдержать бой с Иерофантом зла и остаться со страдающим человечеством на Земле до конца ее существования. Перечтите «Криптограммы Востока» и все, что я уже писала Вам о Люцифере.
Люцифер сейчас возглавляет Черное Братство, которое очень мощно, ибо имеет пособников среди масс на всем протяжении планеты. Именно темные силы всегда действуют массами; в одиночном бою они не сильны. Также они отличаются большею сплоченностью, чем сотрудники Сил Светлых, ибо осознание опасности иногда лучший объединитель. К сожалению, многие светляки не верят в силы тьмы и представляют из себя печальное зрелище разрозненных единиц и тех теплых, о которых так грозно сказано в Апокалипсисе. Да, малочисленны светлые воинства на Земле, но все же при помощи Высшего Знания Иерархии Света, в конечном результате, Победа всегда остается за Силами Добра.
Так, невежды смеются над существованием Сатаны и тем подтверждают правильность сказанного, что дьявол силен тем, что сумел внушить людям, что он не существует. Ведь когда мы во что-то не верим или отрицаем, мы перестаем этого остерегаться и тем легче попадаем в тенета, расставленные многочисленными приспешниками тьмы. Конечно, особенно прискорбно, что на протяжении долгих веков укрепилось глубоко невежественное и крайне опасное убеждение, что Сатана погубил человечество, дав людям познание добра и зла. Люди привыкли повторять эту возмутительную нелепость и совершенно не задумываются, что же мог представлять собою человек, не знавший, что есть добро и зло? Не был ли он просто безответственным животным? Но кто из людей согласился бы сейчас вернуться к такому животному прозябанию, хотя бы и в райском саду? Великий дар распознавания и, следовательно, свободной воли есть дар Божественный, и лишь владея им человек может стать подобием Божьим. Потому дар этот не мог быть принесен Силою тьмы, но был жертвенно дарован Силами Света. Потому первоначальное имя такого Вестника было Люцифер – Свет несущий. Но с веками на Западе великий смысл этой легенды был утерян. Он остался лишь в сокровенных Учениях Востока.
В «Тайной Доктрине» есть место, поясняющее этот смысл. «Так "Сатана", когда его перестают рассматривать в суеверном, догматическом и лишенном философии духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного человека – божественного; кто дает ему на протяжении долгого цикла Махакальпы закон Духа Жизни и освобождает его от греха неведения, следовательно, от смерти...»
Конечно, этот «Сатана», как Вы уже знаете, есть совокупность тех Высших Духов, которые вместе с падшим Ангелом принесли человечеству Свет разума и великий дар бессмертия. Потому именно Они должны были бы называться Свет несущими, или Люциферами. Падший Ангел утерял свое право на это имя.
Только что собиралась закончить это письмо, как пришла новая весточка от Вас. Привожу несколько замечаний на поставленный вопрос о потусторонней жизни.
На возражение людей, «что никто не приходил из потустороннего мира и никто не может заглянуть туда», следует ответить, что это возражение очень несправедливо, ибо не отвечает истине.
Говоря языком доброго христианина, такому возражателю следовало бы ответить, что этим своим заявлением он отрицает свидетельства самого Христа. Ведь христианство утвердилось, главным образом, на посмертных появлениях Христа ученикам.
Сейчас никто из интеллигентных или просвещенных людей не сомневается, что Христос воскрес не в своем физическом теле, но в теле тонком, или теле Света. Не Апостол ли Павел подтверждает это своими неоднократными речениями: «Тленное не может стать нетленным» или «Не умрем, но изменимся» и т.д. Также в Евангелиях подчеркивается, что Христос после своей крестной смерти или своего воскресения обычно при появлении своем становился видим внезапно и так же внезапно исчезал. Именно эти внезапные появления и исчезновения (как теперь это научно установлено) так характерны для временной материализации тонкого тела. В гностической литературе можно найти указания, что именно во время таких появлений Христос передавал ученикам тайны потустороннего мира.
Всем желающим ближе подойти к явлениям надземным можно посоветовать ознакомиться с обширнейшей литературой всех веков и народов, трактующих о мире потустороннем. Ведь большинство даже не подозревают, какое огромное количество трудов на эти темы существует в мире! Мир никогда не был лишен зрячих, которые, обладая более усовершенствованным организмом, могли видеть то, что скрыто от грубого физического глаза. Кто же отважится сейчас утверждать, что только потому, что он не видит X- или Y-лучей или не ощущает наполнения пространства звуками, скажем, радиоволнами, то все это и не существует? Кто же отважится налепить на себя ярлык невежества такими утверждениями? Наука уже открыла лучи, которые могут делать физического человека невидимым. Кто возьмется утверждать, что в будущем не будет найден аппарат, который даст возможность заглядывать в мир потусторонний так же просто, как мы видим и слышим человека посредством телевизии, хотя он находится за тысячи миль от нас? Почему люди так стремятся ограничить все возможности и, прежде всего, самих себя? Если уже рождаются дети, которые физическим зрением видят через самые плотные вещества, что было доказано, то почему не верить тем, кто могут видеть Мир Тонкий, и тоже физическим зрением? Это ограничение допущения или недостаток воображения нужно изжить, ибо иначе никакой прогресс в знании невозможен.
Возвращаясь к добрым христианам, опять приходится сказать, что именно они должны весьма осторожно отвергать существование потустороннего мира. Разве жития почитаемых ими Святых не полны описаниями всякого рода явлений и посещений их обитателями Мира Тонкого, или Мира Света?
Также подчеркните тот интерес, который проявляется сейчас во всех цивилизованных странах к изучению вопросов, связанных с так называемыми «сверхъестественными» манифестациями. Англия, Америка, Франция, Швеция открыли кафедры при университетах для исследования психических явлений. Многие ученые уделяют самое серьезное внимание этим вопросам. Конечно, почти во всех странах Европы и в Америке уже давно имеются Общества Психических Исследований, и результаты, ими достигнутые, иногда представляют большой научный интерес. Даже в Италии, этой цитадели католицизма, допускаются сейчас подобные исследования. Так и самая распространенная Болонская газета уделяет ежедневный столбец, который ознакомляет читателей с деятельностью и успехами в изучении всевозможных психических и потусторонних явлений. В той же газете д-р Стополини передает свою беседу с известным представителем католической церкви, касавшуюся отношения церкви к такого рода исследованиям и к широко распространенному на Западе спиритуализму. Это духовное лицо сказало ему: «Католическая церковь, ревнивый страж своих великих традиций, вовсе не запрещает некоторые опыты, когда они производятся просвещенными и компетентными лицами с целью изучения. Но она запрещает их систематично, когда в них принимают участие невежественные и безответственные люди, стремящиеся лишь к удовлетворению своего любопытства и не умеющие распознавать качество подобных манифестаций...»
Следует признать, что замечания этого духовного лица в высшей степени разумны, и можно лишь пожелать, чтобы и остальные его коллеги примкнули к такому просвещенному взгляду на эти вопросы.
Что же касается о перевоплощении, то указаний об этом достаточно в Евангелии. Они неудачно подобраны Безант в ее «Эзотерическом Христианстве». Закон перевоплощения есть основа всех учений Востока. Если мы отбросим его, то всякий смысл нашего земного существования сам собою отпадет. Кроме того, кто же может объяснить удовлетворительно всю жестокую несправедливость того, что один родится и красив, и богат, и счастлив, а другой должен влачить жалкую жизнь часто физического калеки или же всю свою жизнь бороться с самыми тяжкими несправедливостями и бедствиями? Ведь сейчас газеты и журналы, особенно на английском языке, изобилуют всевозможными случаями из области так называемого сверхъестественного или потустороннего.
Редкая газета не приведет тот или иной замечательный случай, подтвержденный достаточным числом свидетелей.
Итак, можно утверждать, что теперь, когда столько ученых уделяют серьезный интерес ко всему связанному с областью психических манифестаций, несомненно, в ближайшем будущем мы будем свидетелями великих открытий. Так, изучением вопроса о передаче мысли на расстоянии в одной Америке занято сейчас до 40 профессоров. А совсем недавно инициатор таких опытов профессор Макдугл был высмеян своими коллегами и даже был лишен кафедры в университете.
Неопровержимые доказательства о существовании потустороннего мира, о жизни в нем существуют в большом количестве и для многих, но беда в том, что широкие массы очень плохо осведомлены об этом. Кроме того, атавизм средних веков все еще заставляет некоторых людей опасаться рогов дьявола в каждом непонятном им явлении. Костры инквизиции еще очень живы в памяти множеств пострадавших.
Прилагаю интересную выписку из английского журнала.
«Да не молюсь я быть укрытым от опасностей, но лишь о бесстрашии, встречая их. Да не прошу я утешить мою боль, но лишь чтобы сердце победило ее. Да не ищу я союзников в жизненной битве, но лишь мою собственную силу. Даруй мне силу не быть малодушным, чуя Твое Милосердие лишь в моих успехах, но дай мне почувствовать пожатие Твоей Руки в моих ошибках» (Рабиндранат Тагор).
Примечания