05.03.1940 Елена Рерих Рихарду Рудзитису

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Кому : Рихарду Рудзитису
  • Дата : 05.03.1940
  • Издание: Лотаць, 2000

Елена Рерих Рихарду Рудзитису

5-3-40

Доверительно.

Дорогой Рихард Яковлевич!

Вы, конечно, чуете, сколько огорчения принесли нам недоразумения, возникшие среди сотрудников в связи с непониманием происходящего строительства на общее благо. Десять лет изучаются заветы Живой Этики, пробил час показать, насколько кто усвоил их. Неужели все восхищения и готовность следовать этим заветам были только на словах? Несказанно больно было читать обвинения, бросаемые Карлом Оттоновичем против Гаральда. Сердце моё не может вместить, как могло у некоторых сотрудников зародиться такое недоброжелательство к сыну Феликса Денисовича. Феликса Денисовича, которому они столько обязаны и о котором сами же писали столь возвышенные страницы! Неужели никто не задумался о тех страданиях, которые они причиняют Феликсу Денисовичу? Сердце болит за такое жестокое и явно несправедливое осуждение Гаральда. Приближаются памятные дни 24 и 28 Марта, какими же глазами, с каким чувством будут обвинители смотреть на портреты Великого Владыки и Феликса Денисовича?! Мне больно, так больно, что и выразить не умею.

Мы знаем искреннее отношение Гаральда ко всему происходящему, и не от него самого, но из другого Источника. Не раз было повторено – «берегите Гаральда, охраните его». Знаю, что его нужно именно охранить, ибо он в своём рвении иногда не считается со своими возможностями. Пример мы имеем в его большой щедрости. Знаю также, что он слишком быстр в своих действиях и несдержан в выражениях. Но всё это искупается его редчайшим сердцем, незлобивостью, честностью и замечательною чертою: он всегда ищет ошибку прежде всего в себе самом. И хотя во все века можно видеть, как люди с широкими заданиями и подвижным сознанием постоянно были обвиняемы в честолюбивых замыслах, но всё же особенно прискорбно, когда подобные обвинения пускают корни среди людей, примкнувших к заветам Живой Этики. Пусть Карл Оттонович, обвиняющий Гаральда в честолюбии и диктаторстве, докажет на деле, что сам он не болеет тем, в чём упрекает друга.

Гаральд очень оплакивает свои неуместные выражения и особенно те, которые он употребил в разговоре с Вами. Знаю эти более чем неуместные выражения, и много придётся ему поработать над своею несдержанностью, но в сердце своём он чист. Он очень мучается за каждое произнесённое им жёсткое слово. Много людей, которые, как говорится, «мягко стелют, да жёстко спать», но Гаральд, именно, ценен тем, что действует как раз обратно. Пусть друзья в память Ф. Д. проявят добросердечие к сыну его, который исполнен такой готовности выполнить задание. Помогите и охраните его от несдержанности и слишком большой поспешности, которая бывает, как Вы пишете, «не далека от хаотичности».

Он молод, и ему можно простить ошибки, совершённые в избытке устремлённости к действию, этому тоже редкому качеству. Его стихия – огонь, и именно огненные люди отличаются жаждою деятельности.

Мне тяжко писать всё это, и должна просить Вас, дорогой Рихард Яковлевич, верить нам. Вы знаете из тома Писем Махатм, что Великие Учителя не отказывались высказывать своё суждение о тех или иных лицах, вступавших в Теософское общество. Вы знаете, как Они подвергали их испытаниям и, для вящей убедительности, очевидным для окружающих, и затем выносили свой приговор. Не раз Е.П.Блаватская была предупреждена об истинной природе подходивших к ней. Помните указания о Соловьёве, Хьюме и Ферне и пр.? Так и мы, в свою очередь, получали и получаем намёки или определённые предупреждения о тех или иных лицах. Потому прошу явить большую осторожность к Карлу Оттоновичу, он может стать очень вредным. Великий Владыка просит Вас проявить мужество и твёрдость и беречь Гаральда. Великие Учителя видят истинные побуждения. Они читают нашу ауру, как открытую книгу, они могут вызвать из нашего глубинного сознания скрытые силы или свойства, о которых мы и не подозреваем. Нет ничего скрытого для глаза великого Архата.

Также скорблю и об отношении Мисиня к Гаральду, это уже чисто американские приёмы, всю тяжесть которых мы испытали на себе. Мы тоже пострадали от таких выданных гарантий, истребованных для обеспечения общественного начинания, а на самом деле послуживших лишь личному благосостоянию Хорша и ограблению им всех сотрудников. Так и контррасписка была сделана так, что сейчас она оспаривается. Если Мисинь не доверяет Гаральду, то каким образом Гаральд может доверять ему? Доверие слагается лишь обоюдностью. Хочу надеяться, что ближайшие сотрудники найдут в себе силу духа посмотреть «шире широкого» на всё происходящее и почуют, что эпоха разъединения и всякого расчленения уходит и мы стоим у преддверия эпохи объединяющей, эпохи Великой Кооперации. Пусть для близоруких разъединения и обособления продолжаются, пусть хаос очевидности скрывает от них план космической Целесообразности, но современные рыцари Грааля должны обладать расширенным сознанием, не допускающим никаких предвзятостей и ограничений самости.

Итак, обращаюсь к Вам с мольбою, не допустите, чтобы ближайшие прошли мимо труда Великого и чем-либо затруднили строительство во имя светлого будущего. Пусть друзья перечтут во второй части Листов Сада Мории страницу 136, § 6 и страницу 98, § 14. «Рука, нанёсшая рану...»

Во времена человеконенавистничества полезно иметь и беседу из Надземного.

«635. Урусвати знает, что ненависть порождает худшие безумия. По счастью, полномерная ненависть встречается не часто. У ненависти вырастают силы и появляются лукавые, невидимые союзники. Такое безумие может стать весьма опасным, но карма ненависти ужасна. Такие безумцы и в Надземном Мире остаются ярыми ненавистниками. Такая карма может быть названа адскою, у неё мысли направлены лишь на удовлетворение зла. Мужество руководителя притупляется о злобу безумцев, таким образом, невозможно вернуть их к усовершенствованию. Но непреуспевающие поступают неправильно и быстро теряют накопленное раньше. Не может ненавистник оставаться в эволюции. И вы можете представить себе, что путь изверженного из эволюции может быть назван ужасным. Пусть скорей люди поймут, что ненависть плохой проводник.

Ненависть непримирима. По этому свойству её можно отличить от различных проявлений. Иногда её смешивают с суровостью. Люди говорят о ярых действиях великих преобразователей, но в сущности такие действия имели в виду суровость и были далеки от ненависти. Не будем судить о причинах суровости. Можно себе представить бездну невежества и вражды, которая встречала каждого преобразователя. Можно лишь удивляться, когда большой деятель не впадал в ненависть. Но это не свойственно великим деятелям. По мерилу ненависти можно распознавать уровень деятеля. Только негожий человек, самомнительный и презирающий всё ему неизвестное, делается жертвою пучины ненависти. Не мгновенно становится он ненавистником. Он отложил многие капли империла, вместо капель целебного пота труда.

Суровый преобразователь втайне горюет о каждом яром поступке, но ненавистник ликует о каждой своей жестокости. Эволюция предполагает, что ненависть будет сочтена позором человечества; тогда сотрутся многие преграды, воздвигнутые невежеством. Ненависть есть особый вид невежества. Просвещённый человек знает, что ненависть преградит ему продвижение. Не думайте, что ненавистник есть гигант зла, бывают и мелкие ненавистники, но и они несут карму ненависти, и в этом не пригодны весы земные. И знает ли ненавистник, чему препятствует он и что он мечтает разрушить? Многие ненавистники не знают, что они хотят уявить. Они, как жалкие камни в потоке, поверх которых несётся мощное течение, но и камни могут сложиться в преграду.

Мыслитель говорил: “Прошу судьбу уберечь людей от безумия ненависти”».

Чтобы понять совершающееся сейчас, надо очень изучить историю многих народов, карма которых сворачивается на наших глазах. Но историю правдивую, ибо много земной шелухи накопилось вокруг каждого события, как сказано: «Не легко отбросить всю земную шелуху и усмотреть, где правда, которая лежит в основе событий». Земные суждения, земные весы резко отличаются от весов Надземных. Реже редкого можно услышать голос земной, правильно судящий о событиях, и конечно, такой голос, как глас вопиющего в пустыне. Никто не захочет прислушаться к нему, каждый почует себя оскорблённым. Но Высшая Справедливость действует согласно Космической Целесообразности. Потому не будем никого винить, но постараемся доброжелательством сложить себе лучшую карму.

Дорогой Рихард Яковлевич, Вы знаете, как мы верим Вам. Знаю, что Вы найдёте самые лучшие слова, чтобы договориться с Гаральдом и Иваном. Думаю, что и Екатерина Яковлевна в этом поможет Вам. Меня всегда трогала её забота и любовь к Гаральду. И недавно Гаральд так восторженно писал о ней и какой чудесный подарок она сделала ему, выписав для него все медицинские наставления из книг Учения. Он так ценит каждое внимание, каждое доброе отношение. Вряд ли буду отвечать Карлу Оттоновичу на его письмо. Что бы я ни написала ему, всё окажется для него неприемлемым. Также знаю, что он не пощадит меня. Но к этому мы уже привыкли. Вы уже знаете, что было сказано: «Рихард нужен, нужны Гаральд, Иван и Екатерина». Сейчас узнали, что аэроплан, вёзший почту от нас, погиб, потому сообщаю Вам даты моих прошлых писем. Вам было послано – 29.1, 1.2, 8.2 и 19.2, также Екатерине Яковлевне 12.2. Пожалуйста, подтвердите их получение. На днях получили том Писем, большое спасибо. Хотели бы иметь ещё хотя бы один экземпляр. Вышлю Вам статью о Брентоне (Brunton), она Вам пригодится, чтобы люди, читая книги этих авторов, не слишком бы доверяли им.

Родной Рихард Яковлевич, прилагаю Беседу из Надземного, которую следует прочесть всем сотрудникам. Может быть, она дойдёт до Вас к 24 Марта.

«492. Урусвати знает, что преданность ценна, лишь когда она проявляется в полной мере, в такой мере, что человек и не мог бы проявить её сильнее. Тогда слагается мощный благотворный химизм, который целителен на дальние расстояния. Но всякая половинчатость должна быть отнесена в область лукавства.

Человек обманывает и себя и других, тем он творит яды смертоносные. Человек должен сказать: “Предан, даже если это мне не выгодно”. Но какая же уродливая преданность будет, когда люди воскликнут: “Будем преданны, так будет очень выгодно”. Никто не сомневается, что каждая корыстная преданность заслуживает иного названия.

Наше Братство основано на взаимной преданности. Мы знаем, что не может быть таких обстоятельств, которые поколебали бы преданность. Могут сказать, что такая преданность получается от долгого сотрудничества. Правильно, но во многом люди сотрудничают, но преданность не крепнет. Так нужно испытывать преданность от самого малого, она укажет, как обойтись бережно, не создавая осложнений.

Преданность не есть порабощение, она есть улыбка понимания и сочувствия. Вдумайтесь в это прекрасное слово, оно выражает гармонию, основанную на созвучии чувств. Каждый человек мечтает о сочувствии, но часто он требует сочувствия лишь к себе, забывая, что само это понятие предполагает обоюдность. В этом недоразумении скрываются многие несчастья.

Мыслитель говорил: “Человек требует сочувствия, но где его ответное чувство? Он считает себя наиболее несчастным, но мерил ли он несчастья других?”»

«528. Урусвати знает, что из множества цветов можно сплести гирлянду или прекрасную, или безобразную, всё зависит от сочетания. Вот Мы учим говорить с каждым по сознанию. Мы не хотим унизить собеседника, но лишь предусматриваем многие земные специальности. Даже языки различны, ещё больше различаются познания.

В каждом хранилище может быть найден ценнейший предмет. Для такой находки придётся разобрать множество вещей. Может быть, придётся и запылиться, и загрязниться, придётся выслушать оскорбления и кощунства, но за всем этим может быть найдено сведение ценнейшее. Чтобы говорить по сознанию, нужно, прежде всего, выслушать собеседника, ощутить его излучения и понять его намерение. Не забудем, что люди распались на бесчисленные специальности и спасительный синтез уже не принят в образовании. Люди иногда мечтают о физическом всемирном языке, но забывают, что прежде надо подумать о духовном взаимопонимании.

У людей сложился особый вид проповедников, который не считается с мышлением слушателей. Из-за такого высокомерия происходит непоправимый вред. Скудные проповедники не понимают запросов слушателей, они велят верить, забывая, что вера есть следствие знания. Но сами они лишены не только такого знания, но не имеют и магнетизма. Говорю не только о проповедниках, но и о школьных учителях. Простое указание о беседе по сознанию вызывает множество злотолкований. Печально, но нужно сказать, что нередко люди начинают говорить по своему сознанию, происходит это, прежде всего, от неумения выслушать.

Друзья, научитесь выслушивать и тем легче подойдёте к собеседнику. Конечно, при расширенном сознании легко понять особенности собеседника, но такая степень провидения может быть встречена редко, и потому воспользуйтесь обычными мерами человечности. Взаимоуважение близко живёт от сострадания.

Мыслитель учил плести цветочные гирлянды: “Нашедший прекрасное сочетание цветов найдёт и полезное сочетание людей”».

Может быть, эту беседу прочтёте отдельно.

Дайте радость Великому Владыке, помогите создать понимание. Оберегите Гаральда и от Мисиня. Поступок Мисиня очень некрасив.

Шлю всю мою веру в Вас. Сердечный привет Элле Рейнгольдовне и ласка девочкам Вашим.

Сердцем с Вами,

Е. Рерих

Разъединение между ближайшими отдалит многое суждённое. Просим новый адрес Ваш написать печатными буквами.

_______



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно