05.03.1940 Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису
5 марта 1940 г.
Дорогой Рихард Яковлевич, Вы, конечно, чуете, сколько огорчения принесли нам недоразумения, возникшие среди сотрудников в связи с непониманием происходящего строительства на Общее Благо. Десять лет изучаются заветы Живой Этики, пробил час показать, насколько кто усвоил их. Неужели все восхищения и готовность следовать этим заветам были только на словах? Несказанно больно было читать обвинения, бросаемые К.О. против Гаральда. Сердце мое не может вместить, как могло у некоторых сотрудников зародиться такое недоброжелательство к сыну Феликса Денисовича. Феликса Денисовича, которому они столько обязаны и о котором сами же писали столь возвышенные страницы! Неужели никто не задумался о тех страданиях, которые они причиняют Феликсу Денисовичу? Сердце болит за такое жестокое и явно несправедливое осуждение Гаральда. Приближаются памятные дни 24 и 28 Марта[1], какими же глазами, с каким чувством будут обвинители смотреть на портреты Великого Владыки и Ф.Д.?! Мне больно, так больно, что и выразить не умею.
Мы знаем искреннее отношение Гаральда ко всему происходящему, и не от него самого, но из другого Источника. Не раз было повторено: «Берегите Гаральда, охраните его». Знаю, что его нужно именно охранить, ибо он в своем рвении иногда не считается со своими возможностями. Пример мы имеем в его большой щедрости. Знаю также, что он слишком быстр в своих действиях и несдержан в выражениях. Но все это искупается его редчайшим сердцем, незлобивостью, честностью и замечательною чертою – он всегда ищет ошибку прежде всего в себе самом. И хотя во все века можно видеть, как люди с широкими заданиями и подвижным сознанием постоянно были обвиняемы в честолюбивых замыслах, но все же особенно прискорбно, когда подобные обвинения пускают корни среди людей, примкнувших к заветам Живой Этики. Пусть К.О., обвиняющий Гаральда в честолюбии и диктаторстве, докажет на деле, что сам он не болен тем, в чем упрекает друга.
Гаральд очень оплакивает свои неуместные выражения и особенно те, которые он употребил в разговоре с Вами. Знаю эти более чем неуместные выражения, и много придется ему поработать над своею несдержанностью, но в сердце своем он чист. Он очень мучается за каждое произнесенное им жесткое слово. Много людей, которые, как говорится, «мягко стелют, да жестко спать», но Гаральд, именно, ценен тем, что действует как раз обратно. Пусть друзья в память Феликса Денисовича проявят добросердечие к сыну его, который исполнен такой готовности выполнить задание. Помогите и охраните его от несдержанности и слишком большой поспешности, которая бывает, как Вы пишете, «недалека от хаотичности». Он молод, и ему можно простить ошибки, совершенные в избытке устремленности к действию, этому тоже редкому качеству. Его стихия – огонь, и именно огненные люди отличаются жаждою деятельности.
Мне тяжко писать все это, и должна просить Вас, дорогой Рихард Яковлевич, верить нам. Вы знаете из тома «Писем Махатм», что Великие Учителя не отказывались высказывать свое суждение о тех или иных лицах, вступавших в Теософическое Общество. Вы знаете, как Они подвергали их испытаниям, и для вящей убедительности очевидным для окружающих, и затем выносили свой приговор. Не раз Е.П.Блаватская была предупреждена об истинной природе подходивших к ней. Помните указания о Соловьеве, Хьюме и Ферне и прочих? Так и мы, в свою очередь, получали и получаем намеки или определенные предупреждения о тех или иных лицах. Потому прошу явить большую осторожность к К.О., он может стать очень вредным. Великий Владыка просит Вас проявить мужество и твердость и беречь Гаральда. Великие Учителя видят истинные побуждения. Они читают нашу ауру, как открытую книгу, Они могут вызвать из нашего глубинного сознания скрытые силы или свойства, о которых мы и не подозреваем. Нет ничего скрытого для глаза великого Архата.
Также скорблю и об отношении Мисиня к Гаральду, это уже чисто американские приемы, всю тяжесть которых мы испытали на себе. Мы тоже пострадали от таких выданных гарантий, истребованных для обеспечения общественного начинания, а на самом деле послуживших лишь личному благосостоянию Хорша и ограблению им всех сотрудников. Так и контррасписка была сделана так, что сейчас она оспаривается. Если Мисинь не доверяет Гаральду, то каким образом Гаральд может доверять ему? Доверие слагается лишь обоюдностью. Хочу надеяться, что ближайшие сотрудники найдут в себе силу духа посмотреть «шире широкого» на все происходящее и почуют, что эпоха разъединения и всякого расчленения уходит и мы стоим у преддверия эпохи объединяющей, эпохи Великой Кооперации. Пусть для близоруких разъединения и обособления продолжаются, пусть хаос очевидности скрывает от них план космической Целесообразности, но современные рыцари Грааля должны обладать расширенным сознанием, не допускающим никаких предвзятостей и ограничений самости.
Итак, обращаюсь к Вам с мольбою: не допустите, чтобы ближайшие прошли мимо труда Великого и чем-либо затруднили строительство во имя светлого будущего. Пусть друзья перечтут во второй части «Листов Сада Мории» страницу 136, § 6, и страницу 98, § 14. «Рука, нанесшая рану...»
Во времена человеконенавистничества полезно иметь и беседу из «Надземного». «635. Урусвати знает, что ненависть порождает худшие безумия. По счастью, планомерная ненависть встречается не часто. У ненависти вырастают силы и появляются лукавые невидимые союзники. Такое безумие может стать весьма опасным, но карма ненависти ужасна. Такие безумцы и в Надземном мире остаются ярыми ненавистниками. Такая карма может быть названа адскою, у нее мысли направлены лишь на удовлетворение зла. Мужество руководителя притупляется о злобу безумцев, таким образом невозможно вернуть их к усовершенствованию. Но непреуспевающие поступают неправильно и быстро теряют накопленное раньше. Не может ненавистник оставаться в эволюции. И вы можете представить себе, что путь изверженного из эволюции может быть назван ужасным. Пусть скорей люди поймут, что ненависть плохой проводник.
Ненависть непримирима. По этому свойству ее можно отличить от различных проявлений. Иногда ее смешивают с суровостью. Люди говорят о ярых действиях великих преобразователей, но в сущности такие действия имели в виду суровость и были далеки от ненависти. Не будем судить о причинах суровости. Можно себе представить бездну невежества и вражды, которая встречала каждого преобразователя. Можно лишь удивляться, когда большой деятель не впадал в ненависть. Но это несвойственно великим деятелям. По мерилу ненависти можно распознавать уровень деятеля. Только негожий человек, самомнительный и презирающий все ему неизвестное, делается жертвою пучины ненависти. Не мгновенно становится он ненавистником. Он отложил многие капли империла вместо капель целебного пота труда.
Суровый преобразователь втайне горюет о каждом яром поступке, но ненавистник ликует о каждой своей жестокости. Эволюция предполагает, что ненависть будет сочтена позором человечества; тогда сотрутся многие преграды, воздвигнутые невежеством. Ненависть есть особый вид невежества. Просвещенный человек знает, что ненависть преградит ему продвижение. Не думайте, что ненавистник есть гигант зла, бывают и мелкие ненавистники, но и они несут карму ненависти, и в этом не пригодны весы земные. И знает ли ненавистник, чему препятствует он и что он мечтает разрушить? Многие ненавистники не знают, что они хотят уявить. Они, как жалкие камни в потоке, поверх которых несется мощное течение; но и камни могут сложиться в преграду.
Мыслитель говорил: "Прошу судьбу уберечь людей от безумия ненависти"».
Чтобы понять совершающееся сейчас, надо очень изучить историю многих народов, карма которых сворачивается на наших глазах. Но историю правдивую, ибо много земной шелухи накопилось вокруг каждого события, как Сказано: «Нелегко отбросить всю земную шелуху и усмотреть, где правда, которая лежит в основе событий»[1]. Земные суждения, земные весы резко отличаются от весов Надземных. Реже редкого можно услышать голос земной, правильно судящий о событиях, и [именно] такой голос как глас вопиющего в пустыне. Никто не хочет прислушиваться к нему, каждый почует себя оскорбленным. Но Высшая Справедливость действует согласно Космической Целесообразности. Потому не будем никого винить, но постараемся доброжелательством сложить себе лучшую карму.
Дорогой Рихард Яковлевич, Вы знаете, как мы верим Вам. Знаю, что Вы найдете самые лучшие слова, чтобы договориться с Гаральдом и Иваном. Думаю, что и Екатерина Яковлевна в этом поможет Вам. Меня всегда трогала ее забота и любовь к Гаральду. И недавно Гаральд так восторженно писал о ней, и какой чудесный подарок она сделала ему, выписав для него все медицинские наставления из книг Учения. Он так ценит каждое внимание, каждое доброе отношение. Вряд ли буду отвечать К.О. на его письмо. Что бы я ни написала ему, все окажется для него неприемлемым. Также знаю, что он не пощадит меня. Но к этому мы уже привыкли. Вы уже знаете, что было Сказано: «Рихард нужен, нужны Гаральд, Иван и Екатерина». Сейчас узнали, что аэроплан, везший почту от нас, погиб, потому сообщаю Вам даты моих прошлых писем. Вам было послано – 29.I, 1.II, 8.II и 19.II, также Екатерине Яковлевне 12.II. Пожалуйста, подтвердите их получение. На днях получили том «Писем», большое спасибо, хотели бы иметь еще хотя бы один экземпляр. На днях вышлю Вам статью о Брентоне, она Вам пригодится, чтобы люди, читая книги [этих авторов, не слишком бы доверяли им]. <...>[1]
Примечания