06.08.1938 Е.И.Рерих А.М.Асееву
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – А.М.Асееву
6 августа 1938 г.
Вполне доверительно
Дорогой Александр Михайлович, получила Ваши два письма от 27 июня и 4 июля со вложениями. Спасибо за все сведения. На поставленные вопросы отвечаю в порядке последовательности. О мускусе могу сказать, что трудно найти в продаже первоклассный сорт. Тонкинский мускус известен как наиболее нечистый. Китайцы большие мастера подмешивать всякие ингредиенты, как, например, толченую сушеную печень и т.д. Можно доставать мускус в Калькутте по семнадцати и меньше рупий за толу – тола по весу равняется одной рупии. Мы дважды выписывали его из Калькутты, но должна сказать, что он не был первоклассным и не обладал эфирным запахом, который так характерен для хорошего качества мускуса. Чаще выписываем из Дарджилинга, но там он дороже и цена доходит до 21 рупии за толу. Но последнее время и оттуда стали присылать мускус сомнительного качества. Недобросовестность всюду растет в ужасающей прогрессии. Попрошу Владимира Анатольевича переслать Вам адреса фирм в Калькутте и Дарджилинге. Автора «Космосографии» следует поставить в один ряд с Батуриным. От лиц, с мнением которых мы считаемся, мы слышали об этом типе весьма отрицательные отзывы, как о полном ничтожестве. Конечно, если он с такой убежденностью и яркостью излагает пребывание души грешника в астральных сферах, то ему и карты в руки. Мир Астральный есть, прежде всего, мир субъективный, и потому если г-н Батурин рисует себе так ярко некоторые состояния в нем, то, вероятно, он уже испытал их на себе или же испытает. Во всех учениях указывается, что наша наиболее четкая и продуманная мысль и наиболее острое чувство дадут направление всему нашему пребыванию и состоянию в сферах мира надземного. Так же точно как самая последняя мысль имеет решающее значение на силу посылки духа в сферы тонкие. В «Письмах Махатм к Синнетту» есть место, в котором Учитель К.Х. указывает на значение предсмертной мысли. Приводится пример одного казненного преступника, как этот убийца будет, как в кошмаре, снова и снова переживать в Тонком Мире свое преступление и весь ужас казни, пока энергия не истощится. Наше состояние в Тонком Мире складывается из наших субъективных настроений, мыслей и побуждений, причем все чувства обостряются. Люди сонные и бездеятельные будут влачить там еще более тягостное состояние, лишенные привычных им физических внешних стимулов. Потому так важно воспитывать в себе способность мышления и направлять мысли в сторону созидательного труда, ибо мысль творческая в Тонком Мире имеет безграничное применение. Но никому не советовала бы останавливаться на ужасах низших астральных планов.
Воистину, не хватает человеческого воображения, чтобы описать все многообразие Сущего, как в одну сторону, так и в другую. Несомненно, что низшие сущности надземного мира питаются эманациями гниения и особенно притягиваются магнетизмом разлагающейся крови. Оттого так много всяких лярв около кладбищ, боен, на полях сражения, в питейных домах и т.д. Они буквально присасываются к пьяницам и обжорам, питающимся мясной пищей, уже тут на земном плане многие люди носят на себе таких вампиров.
Если в низших слоях Тонкого Мира низкие человеческие сущности страдают от лярв, то не меньше страдают они и при касании к высшим обитателям Тонкого Мира. Одно приближение высшего духа причиняет им мучительные ожоги, и астральная ткань их тела начинает разлагаться.
В Природе все взаимно питает друг друга, и, конечно, если отбросы разложения питают лярв низших сфер, то по аналогии эманации высших духов питают сферы высшие и средние. Конечно, в Индии наряду с непревзойденной высотою философской мысли и духовной чистотою можно встретить самые отвратительные выражения разных демонических культов и животных одержаний до самой омерзительной некромантии. Существует секта, последователи которой питаются только мозгом покойников. Можно их встретить на кладбищах в лунную ночь, занятых своей омерзительной работой. Где ярче Свет, там и тьма чернее.
Имеются здесь селения, жители которых в определенное время года собираются ночью на лесной поляне, строго ими охраняемой. Здесь жрецы для умилостивления злобных духов приступают к вызыванию низших сущностей. Для этого они совершают обильное заклание животных и особым ритмом барабанов приводят присутствующих в определенное состояние, при котором низшим сущностям легче овладеть некоторыми телами. Такие одержимые приходят в бешенство и набрасываются большею частью на женщин и детей. Часто вселившиеся сущности загрызают насмерть свою жертву.
Вы правы, относясь с отвращением к описаниям астральных ужасов. Каждое Учение Света, прежде всего, должно устремлять к мудрости, к радости труда совершенствования, к высшей красоте и лишь указать на страдания в Тонком Мире, неизбежные для тех, кто оскорбил закон равновесия или гармонии. Помня о значении и силе мысли, нельзя без тяжких последствий долго останавливаться на образах ужаса и мрака.
О выпаде священника М. мы уже слышали. Все это показывает Вам местный уровень. Никаких иллюзий о боеспособности некоторых якобы доброжелательных групп мы не имеем. Опыт у нас немалый, и потому никогда не советуем выходить на врага, не имея в распоряжении надежных воинов. Кроме того, среди врагов имеются лица с определенным паспортом, и потому только неосведомленные могут удивляться, почему на них не обращают внимания и обходят с презрением. Среди тех людей, с мнением которых мы считаемся, носители этого паспорта зарекордированы как предатели родины. Понимаю изъятие статьи Михаила Львовича. Люди не любят, когда им указывают не в бровь, а в глаз. Несколько стран заняты сейчас вопросом «человеководства». Не думаете ли Вы, что это человеководство будет недалеко от создания своего рода компрачикосов[1]? Но советую меньше нападать на Новую Страну. Она вступает в период возрождения, и на этом пути ее нужно всячески оберечь и поддержать. А кто старое помянет, тому глаз вон.
«Людские множества сдвинулись в спешных поисках и не умеют примирить материальные продвижения с духовными высшими основами. Нынешний век напоминает некое время Атлантиды. Тогда не сумели найти равновесия, но если теперь знают о таком же несоответствии, то некоторые наиболее живые народы могут найти нужное соответствие. Мы видим, где может быть осознано начало синтеза. Будет оно не там, где маятник жизни мертв, но там, где он раскачивается крайне. Там понимают значение общего блага; там знают, что оно может зародиться лишь от общего блага. Эта формула еще не произносится, но, больше того, она уже зреет в глубине сознания. Служение прежде всего открывает путь познания общего блага. Не наряды, не обряды, но служение человечеству. Много веков произносились слова о сотрудничестве. Нередко идеи опережали материальные возможности, но сейчас люди нашли множество полезных приспособлений и приходит время, когда нужно вспомнить об общем благе»[1]. Так и смотрите туда, где маятник раскачивается крайне.
Также считаю, что Вы поступили правильно, не поместив возражения на рецензию Свитковского. Все подобные возражения имеют значение, когда они помещены в том же журнале, где были помещены статьи, вызвавшие их. Не могу себе представить, как могло случиться, что я не ответила Александру Ивановичу на его вопрос. Вероятно, я была очень занята.
Должна Вам сказать совершенно доверительно, что прошлою осенью был дан Совет прекратить переписку с несколькими лицами в стране Антона Иосифовича, кроме его самого, ибо там неблагополучно. И действительно, там оказалось полное неблагополучие. На днях нам переслали из этой страны копию письма к одной королевской особе от самозванных дозорных г-на Паскевича и г-жи Кавка, в котором эти самозванцы, пользуясь нашим именем и называя нас посланниками Белого Братства, требуют материальной поддержки для проведения ими в жизнь идей, выраженных в книгах Живой Этики!!! Это настоящее предательство! Кто дал право этим типам, которых мы совершенно не знаем, требовать от нашего имени и утверждать о нашем якобы к ним полном доверии, приводя в доказательство выдержку из моего единственного письма к ним, где я говорю о прекрасной мечте человечества, связанной с Твердыней Света? По некоторым соображениям я вынуждена была ответить на их многофунтовые письма, но теперь вторично получила Совет ничего не писать. И самое страшное, кто уполномочил их писать о посланниках Белого Братства!!! Я всех прошу никогда и нигде в беседе с малознакомыми людьми не упоминать нашего имени. Книги Живой Этики должны говорить сами за себя, но кем или каким образом они записаны, это не имеет никакого значения. Вред такого предательства велик! Такой же проступок против доверия совершил и Тарабильда, и последствия его очень тяжки. Только легкомысленные, невежественные люди не понимают, с какою осторожностью нужно подходить к людям. Вообще откуда пошло это утверждение о посланниках? Оно так вредно. Сейчас мы предупредили Антона Иосифовича. Изредка я пишу ему, ибо он человек большого сердца, и прошу его быть крайне осторожным. Будьте и Вы осторожны в своей переписке.
Прошлою осенью было Указано и о прекращении переписки с Сеплевенко и Мироном Тарасовым. В связи с получением копии предательского письма был повторен Совет не писать в Польшу, в Болгарию Сеплевенко и в Румынию Мирону Тарасову, ибо в этих странах неблагополучно. Также было Указано написать об этом и Вам. При этом было снова Указано об опасности Сеплевенко. Он ведь необычайно болтлив. «Пусть Асеев будет осторожен. Мы одобряем перерыв журнала, ибо сейчас строится новая ступень». Примите это к сведению. Также не ослабляйте себя сношениями с темными. Темные всячески стараются втянуть в свою тьму. Теперь не удивитесь еще одним обстоятельством. Сеплевенко прислал нам для подписи составленный адрес для поднесения его Вам. Прилагаю Вам копию моего ответа. После всего сказанного Вы поймете, что теперь имеется еще одна, и гораздо более веская причина, почему мы не могли дать своего имени. Бывают особые времена, когда нужна наибольшая осмотрительность и бережность.
Теперь о рижских друзьях. Явите справедливость и не вините Рихарда Яковлевича за то, что он не ответил Вам на некоторые письма. Он так завален работою, что у него не хватает времени на очень многое. Он должен был отложить даже писание Одобренной книги!! По-прежнему он достоин доверия. Мы очень, очень ценим его за чистоту и за тонкость чувств.
Теперь отвечаю на Ваше письмо от 4 июля. Положительно, мне нужно будет скоро наложить на себя обет молчания. Ибо вижу, как мои письма не передают того, что я имею в мыслях. Моим словам придают другой смысл, другой оттенок, а Вы знаете, что именно тон делает музыку. Но вот, видимо, этого оттенка выражений люди и не улавливают. Никогда не писала я, что Планетарный Ультиматум составлен Черной Ложей или что автор упомянутой книжечки проводит директивы Черной Ложи.
Для Вашего осведомления привожу выдержку моего письма к Антону Иосифовичу на его запрос об этом Ультиматуме.
«Вы спрашиваете мое мнение о Планетарном Ультиматуме, помещенном в журнале А.М.Асеева. Скажу, что опубликование такого Ультиматума, скрепленного печатями в Дели (!) и Шанхае (!), производит крайне несерьезное впечатление, чтобы не сказать больше. Именно высоко комично звучит пункт 3-й, требующий, чтобы к 15 августа 1938 г. все национальные правительства опубликовали в печати ноты, изъявляющие принятие первых двух пунктов!
Сама книжечка "Планетарная Доктрина", откуда заимствован этот гротеск, в своей первой части очень неплоха, но вторая, озаглавленная "Планетарный Олимп" и включающая пресловутый Ультиматум, даже вредна. Приведенное описание мощи этого Олимпа и перечисление автором всех разрушительных средств, находящихся в распоряжении Владык этого Олимпа, которые будут использованы ими для вразумления и обуздания непокорного человечества, соответствуют гораздо больше Черной Ложе. Несомненно, что все перечисленные губительные средства до луча смерти включительно известны Владыкам истинной Шамбалы (или Олимпа), но только не Они, а именно противники их пользуются этими смертоносными орудиями.
Тяжкая задача Белого Братства и заключается в том, чтобы противостать этим губительным средствам, которые проникают на Землю благодаря усилиям Черного Братства, и тем предотвратить взрыв планеты. Губительный луч находит себе приверженцев среди безумцев. Неописуемо сложна и трудна задача спасать безумцев, наделенных свободной волей, от жестокой участи, которую скудное воображение не может себе представить. Часто упоминаемый пот у Стоящих на несменном дозоре не есть метафора или же гипербола, но самая тяжкая действительность».
Итак, первая глава этой книжечки, как видите, мною одобрена, потому за недомыслие во второй нельзя делать вывод, что автор находится под влиянием Черной Ложи или исполняет ее директивы. Заблуждаться свойственно всему человечеству. И не так страшно само заблуждение, как отношение к нему. Автора «Планетарной Доктрины» мы лично не встречали, но, судя по его письмам, он человек интеллигентный, так же как и несколько его товарищей. А интеллигентность при некоторой утонченности – большой плюс, в русских же эмигрантских кругах интеллигентность, или культурность, не так уж часто встречается. Ведь окончание того или иного высшего заведения еще не дает того налета, который мы называем культурностью. Можно быть цивилизованным, образованным человеком и все же оставаться некультурным. Культура проявляется там, где есть синтез. Потому мы больше сочувствуем группе автора разбираемой книжечки, нежели группе г-на Сальникова, которого я очень опасалась. Конечно, все это пишу доверительно.
Проявите максимум осторожности и сократите насколько возможно Вашу переписку. Дайте себе время на серьезное изучение трудов Е.П.Блаватской и Учения Живой Этики, на ознакомление с новейшими научными открытиями и достижениями в области медицины. Отойдите от всяких «эзотериков», не они будут строить Новый Мир, но подвижники духа, полагающие душу свою за общее благо. Переоценка ценностей коснется и всяких эзотериков и оккультистов. До чего не люблю я эти клички!! Удивительно, как со временем многие наименования теряют свое значение и становятся совершенно неприемлемыми. Готовьтесь к новой ступени, которая закладывается широко и мощно. Шлю Вам мужество и радость расширению сознания.
Примечания