07.01.1937 Е.И.Рерих Н.П.Серафининой
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой
7 января 1937 г.
Родная наша Надежда Павловна, порадовались присланным Вами сообщениям о развитии культурной деятельности общества, также и отчету, полученному от председательницы Ковенского центра. Отчет составлен прекрасно и с сердечным устремлением. Намеченный Конгресс[1] может явиться очень полезным во многих отношениях. Потому принесем лучшие мысли к осуществлению его и к обсуждению программы. Очень тронуты, что друзья не оставляют мысли о Пакте. Они понимают неотложную необходимость внедрять в сознание масс с детских лет ценность истинных сокровищ, без которых человечество обратится в дикарей. Есть такие невежды, которые рассматривают Пакт и Знамя лишь как проблематическую защиту во время военных действий, совершенно упуская из виду его основное, глубокое воспитательное значение.
Большое спасибо за присланный Вами протокол съезда Теософического Общества от июля 36 года. Хотя мы уже имели его от друзей-теософов, возмутившихся выраженному в нем узкому сектантству и невежеству, но Ваш полнее. Итак, они обвиняют Н.К. в том, что он воспользовался теософическими идеями, нигде не упоминая теософию. Но с таким же основанием можно указать господам теософам, что вся их современная теософия целиком заимствована из Восточной Философии. Елена Петровна Блаватская не скрывала источников, откуда она черпала свои сведения. Так даже в Предисловии к «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватская, заканчивая его, приводит слова Монтэня: «Милостивые государи, здесь я дала лишь букет избранных цветов и не внесла ничего своего, кроме связующей их нити». Но если встать на точку зрения теософов, то мы тоже можем им сказать, что и они не имеют исключительного права на титул теософов, ибо наименование это встречается в истории в связи со многими мистическими обществами. Так и неоплатоники называли себя теософами, а в средние века и алхимики, и каббалисты, и т.д. Желание монополизировать Мировое Учение или Истину, а также и Общение с Великими Учителями звучит прямо-таки дико! Что за невежество, чтобы не сказать безумие! Привожу параграф из новой книги «Братство», который исчерпывающе отвечает на их посягательства.
«Сокровенное Учение не может застывать на одном уровне. Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасаются к ней. Вскрываются новые свитки, сознание человеческое по-новому следит за явлениями Мироздания. Наука даже в блужданиях находит новые сочетания. От таких нахождений лишь утверждаются основы прежде обнародованные. Каждая премудрость неопровержима, но она будет иметь своих продолжателей. Почитая Иерархию, чтут и вестников Ее. Мир живет движением, и выдача Сокровенного Учения утверждается продвижением. Скудоумы назовут такое продвижение нарушением основ, но мыслители знают, что жизнь в движении. Даже познание языков умножит восприятия новых нахождений. Сколь же больше принесет освобожденная мысль! Каждое десятилетие открывает новый подход к Сокровенному Учению. Читавшие его полвека назад читали его совершенно иначе. Они подчеркнули совершенно иные мысли, нежели читающие сейчас. Нельзя говорить о Новых Учениях, если Истина едина! Новые данные и новое восприятие их будут лишь продолжением познавания. Каждый мешающий такому познанию совершает преступление против человечества. Последователи Сокровенного Учения не могут затруднять путь познания. Сектантство и изуверство неуместны на путях знания. Кто может нарушить познание, тот не есть последователь Истины. Век сдвигов народов должен особенно оберегать каждую стезю науки. Век приближения великих энергий должен открыто встретить эти светлые пути. Век устремления в Высшие Миры должен быть достоин такого задания. Свара и ссора есть удел сорников»[1].
Таким образом, теософы типа Каменской, Соловской и Гельмбольдт) осудили себя на уровень скудоумов. К их огорчению, должна сказать, что Н.К., кроме сочинений Е.П.Блаватской, никаких теософических книг не читал, ибо он предпочитает первоисточники и хорошо знаком с Восточной Мыслью и теми трудами, из которых черпала свои сведения и Е.П.Блаватская. Также и я могу сказать про себя, что моими первыми земными учителями были книги Рамакришны, Суоми Вивекананды, «Бхагавад Гита», книги по Буддизму, «Лам-рин» Цзон-ка-пы[1] и т.д.
С теософической литературой познакомилась я лишь в Америке и должна сказать, что после Восточных жемчужин и сочинений Е.П.Блаватской литература эта не представила для меня ни малейшего интереса, некоторые же сочинения даже оттолкнули. Не мешало бы запросить теософов – почему они не издают по-русски «Письма Махатм»[1]? Если их главам трудно перевести весь том, то я уверена, что нашлись бы молодые члены, которые охотно разделили бы этот труд между собою. Также почему они не перевели небольшие книжечки «Ранних Писем Махатм»[1] и том писем Е.П.Блаватской[1]? Почему русским теософам нужно ходить в шорах и ничего не знать об истинной истории теософического движения и его деятелей? Почему, упоминая об Алисе Бейли, они умалчивают о гораздо более давнем и значительном Центре в Калифорнии, которым руководил Великий Учитель Илларион[1]? Почему Центр Калифорнии может издавать книгу Учения Учителя Иллариона[1], а председатели Теософических Отделов не провещались за все эти годы ничем подобным? Правда, мы узнали от них великую весть о пришествии Мирового Учителя в образе Кришнамурти и Матери Мира в облике Деви Рукмини, а также об избрании двенадцати Апостолов. Ведь все это безвкусие запечатлено на страницах журналов и ничем это не изгладить! Нельзя бывшее сделать не бывшим. Неужели после всего этого кто-то еще может настаивать на своем исключительном авторитете и на исключительном Общении с Великими Учителями. Истинно, они рассчитывают на наивных игнорамусов[1]!
Что же касается до обвинения Учения Агни Йоги в поощрении к развитию психизма, то из этого замечания ясно, насколько г-жа Каменская и ее сотоварки[1] не понимают, что есть великая психическая энергия. И все труды Е.П.Блаватской не просветили их сознания. Отрицать психическую энергию и накладывать veto на ее развитие равносильно посягательству на жизнь человека. Эти умудренные даже не понимают, что психическая энергия есть энергия Всеначальная и каждое удушение ее грозит взрывом или смертью. Привожу параграф из Учения. «Следует принять гостя достойно, но нельзя насильно зазывать гостей – так знает каждый домохозяин. Совершенно так же и в применении психической энергии. Нельзя насиловать ее, но следует принять ее проявления достойно. Пусть невежды толкуют о нежелательности применения психической энергии, но когда уже энергия работает, тогда невозможно отрицать ее и остается найти ей естественное приложение. Пусть ученые скажут, что произойдет, если пространственное электричество будет напряжено до бесконечности. Пусть расскажут, чем кончится непомерное напряжение. Невозможно отрицать, что теперь особенно напряжены пространственные токи. Не время их отрицать, нужно поспешить с их применением. Уже много раз указывалось на опасность низшего психизма. Значит, нужно помыслить о высшей энергии, которая понимается как духовность»[1].
Кроме того, как Вы правильно заметили, они даже не дали себе труда ознакомиться со всеми книгами Учения. Так же как невежественно утверждать, что указанные в Агни Йоге методы развития духовных и психических сил приемлемы лишь в Монголии и Тибете, но не для арийской расы. Кто сейчас не знает, что все йоги пришли в Тибет и Монголию из арийской Индии, а не наоборот.
Какие именно физические методы для развития психических и духовных сил, якобы указанные в Агни Йоге, которые не отвечают арийской расе? И не наполнены ли все книги Учения прежде всего основами Этики? Но, как Сказано, нет худших слепых и глухих, нежели те, которые не хотят видеть и слышать.
О Сергии Радонежском можно им ответить, что Н.К. писал картины из жизни этого Великого Подвижника, когда никто из эмиграции не выступал в печати с этим Именем. Разве теософы имеют доступ к нашей внутренней жизни и к нашим сокровенным Записям? Также пусть укажут нам те частные письма, в которых Н.К. говорит против теософов? О теософах в частной переписке писала я, ибо ко мне обращались за многими разъяснениями по поводу некоторых теософических утверждений. И я снова и снова готова подтвердить, что некоторые теософические светила не являются для меня авторитетами. Также мы не ищем последователей среди теософов, наше правило – никогда никого не зазывать. Но если люди, заинтересованные книгами Учения, искренно вопрошают нас, то мы им отвечаем, предоставляя им полную свободу вступать и формировать те или иные группы. Так, на днях одна такая группа прислала нам весть из Новой Зеландии, а еще раньше – из Канады, и, как всегда, среди них есть и теософы. А сейчас пришла весть, что группа русской молодежи собирается пройти пешком вокруг света, неся Знамя Мира.
Также впервые слышу, чтобы посланники Белого Братства не утверждали себя таковыми там, где нужно. Разве Е.П.Блаватская скрывала, что она послана Белым Братством, и не утверждала свою миссию? Конечно, посланники или вестники не кричат на базаре о своем приближении и поручении. Даваемое через них само говорит за себя и воспринимается чуткими сердцами, но там, где нужно и где им Указано, там они должны это утверждать. Но разница в том, что истинные вестники не будут называть себя Мировыми Учителями, или грядущими Дхиан-Коганами[1], или даже Апостолами и присваивать себе чужих воплощений и, главное, не будут писать ложных и безвкусных книг и монополизировать Общение с Великими Учителями.
Что же касается до инкриминируемых валериана и мускуса, то средства эти входят в Аюрведическую медицину. И для меня откровение, что Аюрведическая медицина принадлежит к Четвертой расе!!! Опять хочется сказать – милые, знайте больше!
Смешно читать и о высочайших степенях посвящения, которые можно достичь в современных школах. Высшие степени достигаются лишь внутренним усовершенствованием, которое никакая современная эзотерическая школа, даже если бы во главе ее стояла такая «йогиня», как г-жа Каменская, дать не может. Посвящения происходят наедине между Великим Учителем и учеником, и результатом их является следующая ступень восприятия Высших энергий или Лучей. Потому такие Посвящения происходят всегда неожиданно и часто просто в спальне или рабочей комнате. И этот Праздник Духа остается неизгладимым в сознании и сердце ученика. Эти Праздники Духа не имеют ничего общего с бутафорией посвящений, описанных в некоторых оккультных книгах.
Также и г-же Соловской скажем, чтобы она не беспокоилась. Е.П.Блаватская почтена нами, может быть, больше, чем замалчивающими о ней теософами. Так, Н.К. написал в 25 году картину «Вестник», посвященную памяти Е.П.Блаватской, и сам отвез ее в Адиар, где положил начало Музею Памяти Е.П.Блаватской. Именно наша мечта – достойно почтить Имя Блаватской, когда наступит срок. Также пусть г-жа Соловская[1] не беспокоится: мы не будем излагать их теософию, ибо имеем Океан Учения и все сокровища Восточной Мудрости.
Также, родная Надежда Павловна, никогда не следует разубеждать в чем-либо Неверов. Ведь для главарей теософов признать Источник книг Живой Этики равносильно подписанию отказа от своего духовного приоритета. Потому оставим им эту человеческую утеху считать себя папами римскими. Учение не может быть умалено их непризнанием или возвеличено их признанием. Истина сама говорит за себя. На этом поставим точку.
Теперь Ваши вопросы.
1. Маятник жизни – проявления и движения психической энергии.
2. Можно сказать, что протоплазма есть эфирное тело, ибо именно около тонкого, или астрального, тела есть как бы трансформация эфирного, и она передается как истечение энергии. Она определяется как энергия, получающая оболочку, явленную в химической субстанции через тонкое тело, ибо иначе она была бы невидима. Так, эфирное тело, или посмертный двойник, видим по причине остатков химизма тонкого тела.
3. Радиоскоп – аппарат, определяющий радиоактивность.
4. Знаки Тао – знаки психической энергии. Психическая энергия, как энергия Всеначальная, покрывает все понятия.
5. Аюрведическая традиция или Аюрведическая медицина есть один из отделов Вед. «АЮР» – означает «Жизнь».
6. Горный снег изобилует метеорной пылью, минеральными солями и органическими осадками в виде спор и частиц растений, кроме всевозможной пыли. Так и в дождевой воде можно найти тончайшие осадки и частицы психической энергии. Ведь психическая энергия, как энергия Всеначальная, насыщает все, и некоторые минеральные соли лучшие проводники ее. В связи с этим прилагаю Вам интересную выдержку из одного научного журнала за май 36 года. Из нее увидите, что сильный раствор соли способствует зарождению жизни.
7. Все расы, начиная от последней субрасы Третьей расы и до коренной Шестой, одновременно существуют на Земле. Большая часть человечества принадлежит еще к последней подрасе Четвертой расы, но смешение велико, ибо даже часть современных китайцев принадлежит к Пятой расе. Конечно, почти всех европейцев следует отнести к Пятой с ее подразделениями, и меньшинство – к шестой и седьмой подрасе Пятой расы. Тогда как арийцы, индусы – коренная Пятая раса. Коренная раса мощнее своих подрас. Но среди всех народов Пятой расы встречаются уже семена Шестой расы. Конечно, в сужденный срок эти семена Шестой расы будут собраны в определенных местах.
8. Для удачных снимков ауры главное условие – гармоничная обстановка. Снимающий и снимаемый должны находиться в полном согласии. Остальные условия должны нащупываться в процессе опыта. Так у меня имеются несколько интереснейших снимков с перешедших за черту людей (духов), которые были сняты в самой обыкновенной маленькой комнатке и в городе. Когда же участники захотели улучшить условия и переехали за город в большое и светлое помещение, то все опыты прекратились. Так каждый опыт в силу разнообразных энергий участников требует своих условий, которые невозможно прописать. Пробуйте в разном сочетании, и при дневном свете, и в полной тьме, поставив снимаемого на фоне черного бархата. Может быть, Вы слышали о книге Кильнера «Хьюман Атмосфир» (аура)[1]. Ему удалось при помощи определенного химического состава, накладываемого на стекло, через которое он смотрит на исследуемого субъекта, уловить его ауру. Сейчас уже имеются в продаже очки Кильнера. Говорят, что они не действуют на зрение, но некоторые утверждают обратное, потому считаю, что лица со слабым зрением не должны пользоваться ими. Вероятно, со временем их улучшат и обезвредят.
9. Относительно экспериментов с психической энергией, почему бы не испробовать опыты с передачей мысли? Конечно, при всех таких опытах нужна чрезвычайная согласованность между участниками, именно, возможно полное объединение сознания. По вопросам передачи мысли вышла довольно интересная книга Рейна, профессора Дьюк Университета в Америке. В течение тридцати лет он производил опыты с тысячами студентов и достиг поразительных результатов. Некоторые ученики его (вероятно, из наиболее медиумичных) могли принимать посылку целых стихотворений. Почему бы Вам не начать с передачи самых простых мыслей. Также пробуйте угадывать карты или цифры, начертанные на листах, положенных на стол обратною стороною. Конечно, в большинстве случаев опыт удачнее, когда посылающий и принимающий разной полярности, вот почему предпочтительно участие индивидов разного пола. Конечно, при всех таких опытах нужно постоянство и большое терпение. Если что-то не удалось сорок раз, не значит, что оно не удастся на сорок первый. Также следует отметить, что посланные мысли не всегда достигают приемника в условленное время, иногда они значительно запаздывают, в другой же раз приходят прежде, чем посылающий успел сформулировать свою мысль словами.
Но главный опыт с психической энергией должен состоять в объединении сотрудников. Потому в условленное время пусть все сотрудники посылают друг другу мысли сердца, мысли о единении. Можно для этого собираться вместе тем, кто особенно гармоничны между собою. Трое участников представляют уже нуклей мощной энергии.
«Гармония не всегда удается, если даже словесно и произносится. Обычно заблуждение, что гармония может быть установлена рассудком. Никто не сознает, что лишь сердце является обителью гармонии. Люди повторяют о единении, но сердце их полно колючих стрел. Люди твердят много изречений разных веков о мощи единения, но не пытаются приложить эту истину к жизни. Люди укоряют весь мир за раздоры и в то же время сами сеют разъединение. Поистине, нельзя жить без сердца. Не найти обители гармоничной при бессердечии. Не только себе вредят сеятели разъединения, они заражают пространство. И кто может предугадать, как далеко просочится такой яд? Не думайте, что достаточно сказать о единении, о творящей гармонии; на каждой странице нужно твердить о том же. В каждом письме нужно помянуть единение и гармонию. Нужно помнить, что каждое слово о единении уже будет противоядием, уничтожая пространственный яд. Так подумаем о благе ЕДИНЕНИЯ»[1].
Теперь советовала бы Вам очень остерегаться Козловского. Не ожесточайте его, но будьте с ним сдержанны. Также советовала бы Вам в библиотеке Общества иметь и книги разных философов, и жития святых, и Библию, и Евангелие. Занятия философией нигде не возбраняются, таким образом избегнете обвинения в сектантстве.
Между прочим, пытаюсь достать для Вас замечательную книжечку «Откровенные рассказы Странника духовному своему Отцу». Найдете в ней много поучительного. Сегодня заказала ее из Парижа.
В заключение прилагаю Вам выдержки из моего письма от февраля 34 года к одному сотруднику по поводу все тех же теософических недомыслий.
Итак, родная Надежда Павловна, оставим теософических заправил в покое. Если они не могут[1] понять, что Истина одна и что Великие Учителя не могут связать себя навеки одним каналом, тем хуже для них. Пожалеем такую степень сознания и светло и устремленно без всяких запретов будем собирать мед знания со всех лугов. Широко Мироздание. Шлю Вам всю бодрость и радость духа перед великими сдвигами.
Несмотря ни на что, Армагеддон протекает внутреннo победно. Но кто усмотрит и поймет это? По человечеству ростки <...>[1] должны быть охранены, иначе они будут затоптаны. Но для дальнозорких победа уже ясна.
Шлю Вам бодрость, мужество и нашу радость саду Вашему.
Сердцем с Вами. Е.Рерих
Примечания