08.10.1936 Е.И.Рерих А.М.Асееву

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : А.М.Асееву
  • Дата : 08.10.1936
  • Издание: МЦР, 2002

Е.И.Рерих – А.М.Асееву

8 октября 1936 г.

Дорогой Александр Михайлович, отвечаю на Ваши три письма от 19 августа, 26 сентября и 7 октября. Спасибо за все присылки и письма Янушкевича. Прилагаю и мое письмо к нему, на которое еще не имею ответа, ибо наши письма разошлись. Как уродливо сложилось дело с переводом книг Живой Этики на польский язык! В конце концов, ни один из трех переводчиков не знает, какую же книгу он собирается перевести и издать! Янушкевич намеревался издавать «Беспредельность», теперь без нашего разрешения, видимо, передает это право г-ну Ливскому, а сам занялся переводом книги Александра Ивановича Клизовского и, не закончив последней, уже испрашивает новое разрешение на перевод «Чаши Востока» и «Общины». Не лучше обстоит дело и в Болгарии. Виктор Михайлович до сих пор не знает, какую книгу из двух частей «Листов Сада Мории» издать первой, хотя я определенно советовала ему начать с «Зова». Нужно во всем соизмерять свои силы и возможности. Кроме того, у нас есть основание не доверять сейчас той стране.

Могу себе представить обстановку, в которой Вам пришлось провести тяжкий летний месяц! Понимаю, что и встречи с некоторыми членами Братства Архангела Анаэля принесли Вам если и не огорчение, то все же известную долю кислоты и затхлости. Я не очень верю в сдвиги сознания, о которых Вы пишете. Что же касается до Веры Александровны, то, конечно, ее дело почти безнадежно. Охотно оставила бы ее в покое и не тревожила бы своими письмами. Но ведь мои письма только ответы на ее запросы. Я всегда стараюсь отвечать на письма. Последнее ее послание было от апреля, и Вы имеете мой ответ на него. Вероятно, она разочаровалась также и в ответе Н.К. на ее длиннейшее обращение к нему, начинавшееся, как всегда, от печки, все теми же устрашениями и страхами. Но там где страх, там не может быть и продвижения. Потому лучше оставить ее в покое и не обсуждать с нею никаких вопросов по Учению. Между прочим, не слышали ли Вы, где сейчас Мария Андреевна Ведринская? Не могу найти ее последнего адреса, куда-то заложила ее письмо, а запрашивать о нем Веру Александровну не хочу, чтобы не вызвать письма. Может быть, Вы осторожно узнаете от нее о местопребывании Ведринской; может быть, и я еще найду милое письмо Марии Андреевны.

Странно звучит – «Оккультно-эзотерическое объединение»! Ведь именно эзотеризм исключает всякую широковещательность, что неизбежно при многочисленном объединении. Впрочем, сами объединители, вероятно, прекрасно понимают, что ничего эзотерического у них нет, потому нет и опасности в таком многообразном объединении.

Должна сказать, что мало светлого вынесла и из Вашего описания Ваших новых сотрудников, как Вы величаете их – гг. Брагина и Страндена. При чтении описания кормления комара мне хотелось спросить этого непротивленца, бывал ли он в местностях, где комар или так называемый гнус заедает целые стада или же ввергает целые местности в эпидемию жестокой малярии? Так ли добродушно отнесся бы он к укусам этих «дружков»? При этом вспомнился мне и еще один теософский рассказ одного очевидца-американца, жившего под Бостоном рядом с домом полковника Олькотта. Каждый вечер он наблюдал следующую сцену. Вооружившись фонарем, полковник собирал гусениц в своем саду, но так как по своему убеждению он не мог убивать никакой твари, то, собрав изрядное количество гусениц, он тушил фонарь и затем тихонько выбрасывал их через забор в сад соседа! Часто мы жалеем комара и гусеницу, но не задумаемся нанести самую тяжкую рану словом и делом своему ближнему. Подобную несоизмеримость можно наблюдать среди многих и многих приблизившихся к Великим Заветам. Будучи сами мертвыми, они усваивают лишь мертвую букву всех Великих Учений. Впрочем, все это, может быть, лишь очередные теософские анекдоты. Но мерзкая сплетня, рассказанная женою г-на Страндена, добавила еще больше тошнотворного элемента лицемерия ко всему этому безвкусию. Иногда делается больно до слез от количества безобразия около самых светлых понятий! Именно, иногда кажется, что можно задохнуться от этой слизи лицемерия, дешевого сентиментализма и ужасающего безвкусия, во-первых, во-вторых и в-третьих.

Может быть, г-н Странден и очень хороший человек, но, должна признаться, меня затошнило при чтении этого знакомого стафажа[1], принятого в теософском обиходе. Книг его я не читала и никогда не слыхала о них.

Дорогой Александр Михайлович, очень опасаюсь я другого Вашего нового знакомого, г-на Брагина. Не называйте их сотрудниками. Все черносотенцы Вам не по пути. Не следует отягощать сборник некоторыми именами. Известные основания должны быть соблюдаемы. Конечно, вторая Ваша встреча с г-ном Лауданским интереснее. Но напрасно думает он, что вопрос о перевоплощении никогда не разбирался на Соборах. Даже в Британской Энциклопедии приведено решение Второго Константинопольского Собора по этому вопросу. Прилагаю Вам выписку. Много правильного говорит он о родине. Заря загорелась. Чудеса Преподобного насыщают и торопят сдвиги сознания. Все события в мире послужат лишь на пользу. Потому радость живет в сердцах наших.

Пророчество Толстого постараюсь найти среди своих бумаг. Конечно, сейчас его не следует опубликовывать, хотя оно довольно хорошо известно и проникло даже за границу.

Теперь очень просим Вас, дорогой Александр Михайлович, быть крайне осторожным и с оккультным центром в Шанхае. Вообще остерегайтесь всяких нечетких подписей. Ведь если там главным заправилой Петерец, известный провокатор, то можно себе представить, чем это пахнет. По последним сведениям, этот тип является инспиратором г-на Сальникова. Мы лично никого из этого общества не знаем и советуем Вам проявить самую большую осторожность. Темные силы, именно, проникают в подобные группы, чтобы разлагать и вышивать свои узоры. Распознавание ликов необходимо. Конечно, в жизни приходится иногда работать и с предателем, но нужно знать, что он предатель. Очень просим Вас, явите зоркость.

Нахожу, что статья Писаревой о Блаватской неплоха. Но считаю лучшими свидетелями значения и гениальности Е.П. ее литературные труды. Потому хорошо бы в Вашем сборнике время от времени помещать ее небольшие статьи, изданные Адиаром отдельными памфлетами, как, например: «Космический Разум», «Основы Ритуализма в Церкви и Масонстве», «Субстанция – Природа Магнетизма» и т.д. Закажу их для Вас. Примите их как подарок от меня.

Конечно, Вы правы, что Елена Федоровна стара и при ее слабом зрении вряд ли она может сейчас заняться большим трудом. Так она прислала нам свои воспоминания о Теософическом Движении в России, должна сказать, что читались они без интереса. Мы ставим ее много выше А.А.Каменской, но часто приходится задаваться вопросом, почему всем им так недостает чувства Красоты? Без осознания Красоты не продвинуться в Новой Эпохе. Так на Родине начинают твердить о необходимости внесения в жизнь Красоты. Это тоже чудо Преподобного, сознание масс направляется по руслу Красоты. Помните, как сказано о Красоте в Учении. Именно, понимание Красоты ставится Владыками превыше прочих достижений. Человек, остро чувствующий Красоту, и в своей жизни будет проводить ее. Он будет царем Духа. Так в Новой Эпохе по Красоте будет мерило. Конечно, истинная Красота очень отличается от условного и стандартного понимания ее. Так роскошь будет антиподом Красоты. «Осознание Красоты спасет мир».

Теперь другое. Все Ваши расследования относительно несчастной безумной девушки полезны для Вас, ибо они еще раз показали Вам, чего стоят все показания медиумов. По-моему, эта девушка еврейка, но, может быть, не из Польши, а из Латвии. Аура ее показывает самые тяжкие знаки, и совсем поправиться она не может. Сомневаюсь также в ее интеллигентном происхождении. Родственников ее я не стала бы разыскивать, ничего хорошего не принесет. Конечно, соображения о безнадежности ее состояния оставьте для себя, иначе по человеческому обычаю лица, заботящиеся сейчас о ней, могут утратить интерес к ней и положение несчастной ухудшится.

Вы правильно поняли смысл слов Владыки М. Именно Махатмы знают, когда что нужно дать человечеству. Так и срок опубликования «Чаши Востока», как и каждой книги, был Указан точно. Причем «Чаша Востока» была напечатана в трех тысячах для самого широкого распространения, но некто, обуянный страхом, запрятал ее. Вы теперь понимаете, как жалки все невежественные возмущения! Также и тип обложки всех книг Живой Этики Дан, потому все издания должны соблюдать в точности, как Знак, цвет, формат, так особенно и год, поставленный на оригинале, ибо это имеет особое значение. Об этом я уже написала В.М.Сеплевенко, надеюсь, что он не успеет внести предположенных им изменений в свое издание.

Присоединяюсь к Вашему заключению относительно Обращения А.А.Каменской. После всех писем Н.К. к Писаревой, которые та получила в то время, как у нее отдыхала А.А.Каменская, эта духовная водительница не нашла в себе ни мужества, ни великодушия признаться в своем заблуждении и лишь соблаговолила прислать нам свое Обращение, но, как подчеркивает Е.Ф., в собственноручном писании (!!) Мания величия несовместима с духовным водительством.

Спасибо за книгу Болдырева, прочту ее при ближайшей возможности. Вы знаете, что я сейчас заканчиваю последнюю корректуру «Тайной Доктрины» перед отсылкою ее в Ригу для печатания. Но очень прошу оставить это сведение для себя, ибо иначе некоторые лица начнут вредительствовать. Пусть кричат, когда книги уже выйдут на свет.

Вы правы, мы встретимся с Вами в избранной стране. Пусть все Ваши лучшие и самые светлые мысли летят туда, где творится великое возрождение. Ничто не может изменить сужденного. Что же касается до завещанного Вами праха, то гораздо больше вероятия, что Вам придется присутствовать при развеивании моего над пустынями Азии.

Прочла сердечное письмо Раисы Михайловны, передайте ей мой самый горячий привет. Так шлю Вам все мужество и бодрость и готовность к труду на пользу великой родины.

Всего самого радостного.

Духом с Вами.

Е.Р.

 

Прилагаю мое письмо к Тарасову о «Солнечном Пути» Рудниковой и последнее письмо к Янушкевичу, также статью Н.К. «Оборона». С благодарностью возвращаю и статью Елены Федоровны Писаревой.

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно