10.08.1937 Николай Рерих Рихарду Рудзитису
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Николай Рерих Рихарду Рудзитису
NAGGAR,
Kulu, Punjab, Br. India
10-АВГ-37 (отпр.: 13-го)
Родной наш Рихард Яковлевич,
Спасибо большое за Ваше письмо от 31 июля. Чувствуется, какая напряжённая работа у Вас происходит в связи со всеми будущими выступлениями. Интересны разговоры Монтвид с должностными лицами о Пакте. Странно одно: супруги Лазорайтис, видимо, не реагировали на Пакт, а между тем из Парижа были такие определённые извещения о их симпатии. Вице-министр с самого начала, по-видимому, относился нейтрально, а потому не лучше ли Монтвид опираться на женские движения, во главе которых стоит супруга Лазорайтиса. Наверное, как деятельница женских общественных движений она более доступна и для общения. Конечно, разговор о том, что малые страны должны думать о сохранении своих культурных сокровищ лишь после великих стран, не выдерживает никакой критики. Каждый житель планеты, где бы он ни находился, может и должен мыслить об охранении культурных сокровищ. Впрочем, гутта кават лапидем[1]. Все Ваши соображения о Конгрессе нами заслушаны с большим интересом. Только на месте Вы можете судить, что и как лучше сделать. Только на месте можно видеть, кого именно полезнее пригласить и как именно обставить часть официальную и внутреннюю. К тому же знаете, которые именно из должностных лиц более отзывчивы, – конечно, они в первую голову и должны быть привлечены. Судя по составу многих иностранных обществ интеллектуальной кооперации, надежды на их сотрудничество весьма малы. Как однажды сказал нам Масарик – это общество не интеллектуальное и не кооперации. Там происходят лишь чесания языков без всяких чувствительных и полезных результатов. Словом, все они действуют по программе, в которой погрязла и Лига Наций. Поэтому если будете всё же с членами этого общества сообщаться, то выбирайте не столько лиц из президиума, как кого-либо из деятельных рядовых членов – среди них вы скорее найдёте разумное мышление и стремление к добру.
Что касается монографии, то опять-таки по нашему обычному методу мы вполне предоставляем построение её Вашей и всех членов Общества самодеятельности. Назову несколько кандидатов для крас[очных] воспроизведений из картин, уже находящихся в Риге:
36 – Сострадание, 4 – Кулута, 6 – На высотах, 41 – Сергиева Пустынь, 38 – Охота, 15 – Горное озеро. Тибет, 235 – Путь, 30 – Тибетский стан, 124 – Мадонна Лаборис (эскиз), 201 – Ламаюра–Тибет, 217 – Фудзи-яма, 16 – Гималаи, 204 – Няньшан, № 73–1931 – Бхагаван, Портрет (С.Н.Р[ерих] – 3)
Может быть, Гималаи, присланные из Парижа, – остальное предоставляю Вашему выбору.
Думается, что на монографию можно бы открыть подписку, ибо по подписке люди могут получить её дешевле – ведь прежде всего 30–40 % магазинных комиссий отпадает, а ведь это одно уже является существенным. Если же магазинный комиссионный процент выше сорока процентов, то ведь и скидка может быть соответственна. Интересно, имеет ли Вальтере и Раппа наши издания в своих каталогах и что именно этою фирмою делается для распространения. А.И.Клизовский только что писал, что на его книгу повысился спрос, так что, по-видимому, первое издание скоро будет распродано. Интересно знать, какими именно путями его издание распространяется. Вопрос о распространении изданий Угунса нам очень близок, ибо постоянно думаем, чтобы затраченные средства благополучно оборачивались бы. Не было ли запроса из Петрополиса, о котором нам писал Сергей Горный.
Сейчас нами получен 8-й номер Оккультизма и Йоги. Вполне понимаем все Ваши соображения, высказанные в предыдущем письме. Также жаль, что очень много опечаток, а в статью Е.И. даже вставлена одна не бывшая в этой статье фраза. Надеемся, что теперь, получив копию отвратительной листовки Батурина, Асеев будет осторожнее в этих шанхайских сношениях. Вообще, дальневосточные события вносят большую диверсию во все сношения. Так, например, теперь от нас идут письма лишь в Чифу[1] к Калантаевским, чтобы не повредить друзьям, оказавшимся в оккупированной зоне. Советуем и Вам для ближайших сношений адрес Калантаевских, ибо никто не знает, на кого бросятся всякие тёмные авторы Врагов Вселенной. Когда же читаешь об ужасных пытках, которым там подвергаются неповинные люди, то прямо страшно становится за друзей. Например, вливание керосина через нос там широко применяется, а как один местный житель нам говорил, ещё иногда в керосин прибавляются волосы, которые должны проникать в лёгкие навсегда. Вот в какие времена мы живём. Где же разница между нашим «цивилизованным» временем и самой мрачной инквизицией средневековья?
В общем номер Оккультизма и Йоги богат матерьялом, и желательно всячески охранить это полезное издание от тёмных попыток, которые уже были и, несомненно, ещё будут. Ведь служители тьмы не дремлют и хотя бы беззубо, но всё же стараются повредить, где могут.
Посылаем Вам одну из программ нашей новой американской организации Арсуна[1]. Покажите её сочленам, чтобы они видели, как растут благотворные ветви. Прилагаю также для сведения наших сочленов статуты другой нашей новой организации в Америке Фламма. Можете переписываться с нею и по-русски. Шлём все светлые мысли.
Сердцем и духом с Вами,
Н.Рерих
Посылаем ещё адреса для посылки приглашений (в этих обществах я состою почётным членом).
Прилагаемые 4 статьи могут быть интересны для Сегодня – в таком случае можно соответственные переписать по старой орфографии и дать им.
_______
Примечания