14.05.1937 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому
14 мая 1937 г.
Дорогой Александр Иванович, наконец нашла время прочесть Вашу главу о психической энергии. Прочла, как и все Ваши писания, с большим интересом.
Позволю себе предложить некоторые легкие изменения и дополнения.
Страница 1. Там, где Вы говорите, что в наше время существует много любительских обществ, я бы добавила, что в наше время, кроме любительских обществ психических исследований, в некоторых странах (Швеция, Англия и Америка) уже учреждены при университетах особые кафедры по изучению психических феноменов, что показывает, что... Далее я слегка перефразировала Вашу мысль: к сожалению, большинство обществ занимаются почти исключительно спиритизмом, медиумизмом, без изучения законов, по которым психическая энергия проявляется и действует. Деятельность их ограничивается стремлением войти в сношение с обитателями потустороннего мира, именно вызыванием умерших, материализацией и так называемыми явлениями аппортов. В лучшем случае они занимаются регистрацией и обнародованием случаев ясновидения, яснослышания, также других мелких проявлений недисциплинированного психизма.
Далее на той же странице я бы сказала: в настоящее время, ввиду наступления Новой Эпохи, несущей прилив психической энергии, необходимо пробудить и воспитать в себе правильное отношение к этой обоюдоострой мощи. В книгах Учения Живой Этики (серия Агни Йоги) впервые дано многостороннее освещение этой энергии и приведены методы рационального подхода к изучению ее.
Страница 4. В оригинале сказано правильно, ибо психическая энергия вездесущна.
Страница 12. Фраза «Высшее Существо, создав себе заместителя, оставляет его...» может быть превратно истолкована, потому проще сказать, что Высшее Существо, находясь в земной оболочке, владея в совершенстве свойством делимости духа, может действовать сознательно и на Земле, и в междупланетном пространстве, одновременно посещая даже ближайшие планеты. Причем эта делимость духа нисколько не отражается на понижении качества его проявления или деятельности в земной оболочке, ибо отпущенные им высшие энергии не имеют даже еще применения на нашей Земле.
Страница 16. «Мироздание так чудесно, что все делается по воле и желанию венца творения – человека...» Такая формулировка не совсем точна и может ввести в заблуждение неподготовленные сознания. Может создаться представление о каком-то произволе, и будет забыто основное творчество космических сил. Ведь не человек же складывает, скажем, каждую гору! Чтобы участвовать в космическом созидании, необходимо познать именно законы этих космических сил и действовать в полном согласии с ними, в противном случае разрушение неизбежно. Потому оставим долю творчества Космосу. Задумайтесь над необъятностью мощи космических сил, нас окружающих! Именно, действуя лишь в полном согласии с космическими законами, человек становится творцом. Он – творец своей судьбы, и в своем коллективе – судьбы планеты. Все силы и энергии Космоса открываются человеку, но лишь при наличии в нем мощного накопления высших энергий, при условии его беспредельного восхождения.
На той же странице – не совсем правильно сказать «по качеству своего духа... люди одинаковы...», ибо именно качество духа у всех различно, потому я сказала бы – «по основному началу духа все люди одинаковы...». Конечно, психическая энергия есть качество духа. Но можно себе представить все беспредельное разнообразие ее, зависящее от самых первых условий зарождения зерна духа.
На странице 17, может быть, Вы сильнее подчеркнете значение действия или труда для пробуждения психической энергии, ибо психическая энергия нуждается прежде всего в упражнении. Нельзя ограничивать ее случайными порывами, только постоянный систематический или ритмический труд может настроить ток ее. Укажите, что правильный обмен психической энергии основан, главным образом, на ритме. Подчеркните всю губительность лени, которая, останавливая в нас действие психической энергии, тем самым разрушает всю нашу эволюцию, приводя в конечном результате к полному разложению. Ведь теперь уже начинают замечать, что самые занятые люди наиболее долговечные, при условии ритма в труде и без чрезмерного отравления организма ядами. Следует указать, что в каждый труд должно быть внесено начало полной сознательности, также устремление к улучшению качества каждого труда и каждого действия является лучшим методом для роста и нагнетения психической энергии.
Страница 18. Там, где Вы говорите, что «сознательные посылки психической энергии для помощи другим никакого ущерба общему состоянию психической энергии не оказывают...», следует оговориться, что повторная чрезмерная выдача опасна. Во всем должна быть соблюдаема соизмеримость. Человек, несоизмеримо выдавший энергию, нарушает равновесие в своем организме и тем открывает себя как возможному заражению, так и ударам со стороны злобных сил, следовательно, наносит ущерб своей энергии. Когда говорится, что чем больше дух отдает, тем больше получает, имеется в виду не одновременная чрезмерная выдача, но постоянное ритмическое использование ее. Кроме того, имейте в виду, что овладение делимостью духа достигается лишь при значительной степени развития психической энергии.
Привожу параграф из книги «Братство». «Самопожертвование есть один из верных путей к Братству. Но почему указывается беречь силы? Нет противоречия в этом. Путь золотой, путь совмещения утверждает два качества – подвиг и бережность, иначе все сделались бы самоубийцами. Подвиг творится в полной сознательности и ответственности. Опять кто-то заподозрит противоречие, но преданность высшая, любовь-победительница, может научить совмещению высших качеств. Безумие не создает подвига. Малодушие не отвечает истинной бережности. Сознание подвига подскажет пользование энергией. Пусть подумают о согласованности качеств. Безумие и малодушие не пригодны для Пути»[1]. Как мало людей отдают себе отчет, что есть согласованность качества.
Нам постоянно Указуется бережность в выдаче энергии, особенно сейчас, когда пространственные токи неслыханно напряжены.
Так и при самоотделении психической энергии, когда Вы испытываете утечку сил, не следует в такие минуты насиловать себя к чрезмерной работе, нужно дать время для восстановления энергии. Конечно, при всех таких явлениях нужна особая честность, ибо многие – склонные к вольготному труду, и каждый приступ лености будет ими приписываться чрезмерной выдаче психической энергии.
Я зачеркнула фразу «ибо отделившиеся части духа обратно к своему духу не возвращаются...» – понятая в мертвой букве, она будет превратно понята.
Где нет правильного обмена психической энергии, там нет и делимости духа. Когда огонь бездействует или начал уходить из негодного вместилища, то, конечно, делимость духа не доступна. Также не забывайте, что психическая энергия – сила обоюдоострая и многие ярые темные силы обладают большим запасом этой энергии, но в ее низших свойствах, потому проявления такой энергии ограничены низшими слоями и малою протяженностью по сравнению с психической энергией высшего качества.
Может быть, найдете возможным выдвинуть еще сильнее значение мысли и дисциплинированного мышления для развития высокого качества психической энергии.
Конечно, вставьте страницу о самовнушении. Ведь гипнотизм есть прежде всего проявление психической энергии, потому и следует его изучать. Также следует упомянуть о передаче мысли на расстояние, что совершается с помощью той же энергии. Одобряю Ваш ответ староверу.
Вы, вероятно, уже знаете, что Елена Федоровна продолжает дружескую переписку с Н.К. и, как я уже писала, просила великодушно простить их авидья. Она самая талантливая среди русских теософов. Конечно, она находилась и, вероятно, и сейчас еще находится под гнетом своего Аввы А.А.Каменской. Вы правильно ответили ей, что знание выдается постепенно.
Уявление истинного Лика Великих Учителей не было бы принято многими лучшими людьми, и даже обладающими сравнительно расширенным сознанием. Обратите внимание, как теософы болезненно реагируют на все, что не отвечает их представлению о Христе, все еще окрашенному церковным догматизмом. Да, это противоставление одного вымышленного образа другому, не менее фантастичному, и есть самое страшное и разлагающее явление. Причем они не могут утвердиться ни на одном, получается страшная двойственность представления, как при косоглазии, и в результате получается полное косомыслие. Между тем они имеют «Тайную Доктрину», «Письма Махатм» и многие писания и письма Е.П.Блаватской, в которых рассыпаны драгоценные намеки.
Я писала Антону Федоровичу, что на протяжении целой Манвантары, или Большого Круга нашей планеты, мы имеем одного Ману (Учителя Учителей), стоящего во главе Высоких Собратьев Его. Вы знаете, Кого называют Учителем Учителей, и потому естественно, что Майтрейя, как приносящий Великий Синтез Учений для Шестой и Седьмой расы, будет этою же Индивидуальностью. Так, Единая Индивидуальность принимает на себя ответственность за планету на целую Манвантару. Конечно, пишу это Вам и только самым близким из ближайших и прошу Вас не делиться этими сведениями с Еленой Федоровной. Не запугайте ее. Во многом ей нужно перестроить свою точку зрения, а в 84 года это не так легко. Кроме того, ледбитеровщина сильно внедрилась именно в сознание русских теософов. Сейчас передо мною лежит его книга «Человек видимый и невидимый», прислана она мне одним другом из Парижа; просмотрела иллюстрации в красках человеческих аур, отвечающих разным степеням сознания, и, между прочим, изображение ауры Адепта. Еще раз поразилась безвкусием и развязностью этого писателя. В его изображении аура Адепта представляет собою прослоенную пастилу. Между прочим, в «Теософисте»[1] утверждается, что он был Сократом! Всеми силами духа протестую против такого утверждения. Ждем очень выход книги о Феликсе Денисовиче. Какую прекрасную страницу написала Ведринская о нем! Правильно писать о друге, тем более об ушедшем, все самое прекрасное, ибо кто возьмется судить о всех побуждениях и сокровенных чувствованиях, сопровождавших тот или иной поступок человека. Каждое умаление, даже неосознанное, уже приносит свою худую карму. Первое наставление, данное нам, было: в десять раз увеличивать все хорошее и в два раза уменьшать все худое, тогда только приблизится более или менее верная оценка. Как часто люди, не зная причин и внутренних побуждений действий человека, берутся судить по очевидности и тем самым совершают тяжкий проступок против справедливости. Вот почему так прекрасен обычай писать лишь доброе об ушедшем. Хотя бы в этом люди несколько выправляют свою несправедливость.
С Алексеевыми советую по-прежнему сдержанность. Не сухость, граничащую с жестокостью, но именно доброжелательную сдержанность.
Думаю, что позволять малознакомым людям копировать картины, висящие в Обществе, не имея ответственного человека, который при этом находился бы неотлучно, – несколько рискованно. Знаем много случаев, когда копировальщики, желая найти подходящий тон, позволяли себе тут же на картине делать мазки, чтобы сравнить и убедиться, насколько найденный ими тон соответствует оригиналу. На некоторых картинах были обнаружены значительные места, покрытые такими пробами! Такие случаи наблюдались во многих музеях.
Жизнь очень сложна, и приходится во всем проявлять соизмеримость и большую зоркость, увы, даже в оказании помощи.
Может быть, Вам будет интересно узнать о положении дел в Америке. Там происходит синагогальный нажим на еврейского судью. Ведь мы гои! А в связи с тем, что сейчас происходит в России, конечно, все сугубо воспринимается в этой стране, где не только круги правящие, но почти весь судебный персонал, так же как и финансовый нерв страны, состоят из евреев. Сейчас при всех гонениях во многих странах можно понять их ярость и озлобленность. Как смешно было обвинение нас Конрадом Принцем в продажности евреям! Ведь если бы Н.К. согласился на требования предателей об отставке трех сотрудников, то мы и не только не подверглись бы такому ярому преследованию, но оказались бы даже в почете. Будем бороться, дело затягивается. В самой Америке назревает многое. Серьезные американские журналы пишут, что их страна переживает сейчас период керенщины[1] и близка следующая фаза процесса переустройства страны. Может быть, и эта страна, достигшая поворотного пункта в своей истории, получила в свою очередь предупреждение и предложение помощи от Сил Светлых, но, как обычно, среди власть имущих не нашлось просвещенного и сильного духом человека, чтобы воспользоваться спасительными Указаниями. А мы знаем по всей истории человечества, что там, где Вестник не был принят и даже преследовался, там спрашивается со всей страны. Все бедствия, обрушившиеся на страну, не есть ли это грозное предзнаменование? Не избрала ли Америка путь труднейший? Но как тяжка карма лиц, отвергнувших Помощь Сил Света и тем принявших на себя всю ответственность за грядущее. Когда-то Америка в лице Вашингтона умела принимать эту Помощь, передававшуюся ей через таинственного Профессора, отсюда и ее изумительно быстрый расцвет.
Так, страна приняла свою карму, явимся свидетелями больших переустройств.
Просмотрела собранный материал об Армагеддоне О.Н.Крауклис. Получилась очень внушительная сводка, но с этой темой нужна большая осторожность. Ибо все грозные предупреждения, когда они разбросаны на отдельных и редких страницах, одно, но собранные вместе они могут кого-то устрашить и даже вызвать нежелательные проявления со стороны некоторых кругов. Потому мой совет – сохранить пока этот чрезвычайно полезный сборник для внутреннего ознакомления и чтения в стенах Общества. Следует принести благодарность О.Н.Крауклис за этот труд.
Полученный на просмотр материал высылаю медленной почтой.
Пожалуйста, передайте О.Н.Крауклис, что на днях отвечу на ее милое и такое сердечное письмо, а пока посылаю ей и членам ее группы самый сердечный привет.
Зорко наблюдайте за тем очищением, которое происходит на Севере. Мужественно встретим события и будем готовиться к подвигу духа. Крепко держите единение с сотрудниками.
Шлю Вам самые бодрые и радостно-торжественные мысли.
Духом и сердцем с Вами.
Примечания