15.04.1939 Е.И.Рерих Э.Р.Рудзите и Р.Я.Рудзитису

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Э.Р.Рудзите и Р.Я.Рудзитису
  • Дата : 15.04.1939
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – Э.Р.Рудзите и Р.Я.Рудзитису

15 апреля 1939 г.

Дорогие наши Элла Рейнгольдовна и Рихард Яковлевич, от всего сердца приветствую появление новой воительницы во имя Матери Мира и Общего Блага. Все, что касается Вашей семьи, так близко нам. И Ваши слова, родной Рихард Яковлевич, о маленькой Гунте зазвучали радостью в моем сердце. Все заложенное в первое семилетие дает направление всему последующему развитию, потому так ценны эти Ваши беседы с маленькой слушательницей. И я храню, как лучшее воспоминание моего раннего детства, мудрые изречения моего отца, которые позднее охранили меня от легкомыслии и соблазнов той среды, в которой я росла.

Друзья, Гаральд Феликсович и Иван Георгиевич, писали нам о том возвышенном впечатлении, которое произвел на слушателей Ваш реферат о Граале. Конечно, для меня будет огромною радостью иметь русский перевод этого Вашего труда. Тем более что я надеюсь, что в самом недалеком будущем эта книга будет напечатана и широко разойдется именно на этом языке. Вот уже и Пантеизм начинает признаваться, и такие поэты, как Гёте, так же как и философии Спинозы, Джордано Бруно и еще другие, находят одобрение в правительственных кругах. Храмина Духа утвердится.

Прежде чем ответить на Ваши вопросы в письме от 14 февраля, хочу еще раз выразить Вам и всем друзьям сердечную признательность за все высказанные добрые чувства и мысли ко дню моего рождения. Очень тронута была посвящением мне поэмы, написанной с таким сердечным огнем, и прошу Эллу Рейнгольдовну передать мой сердечный привет и сестринский поцелуй чудесной поэтессе и талантливой художнице, ваза которой украшает мою комнату.

Итак, Вас называют самым субъективным писателем в латвийской литературе, причем, как Вы пишете, все мысли о духовном и трансцендентном тоже относятся этою категорией людей к области чистой субъективности. Но пора бы все эти деления на идеалистическое и материальное, на субъективное и объективное пересмотреть и осознать, что эти понятия являются понятиями мнимыми, ибо в сущности они нераздельны. Без субъекта не может быть и объекта, и наоборот. В связи с этим вопросом приложу в конце письма одну беседу.

Теперь ответы на вопросы. Именно, в «Криптограммах» допущена опечатка и следует читать – «когда имя Храма произнесено будет...».

Конечно, версия об уходе Аполлония Тианского, приведенная в «Криптограммах», самая достоверная, ибо дана из Высокого Источника. Много еще неожиданных открытий ждут очереди. Ведь и в древности было немало клеветы и лжи и еще больше всяких сокрытий. «Беспредельность», § 201 – правильно понять как лучи трех Владык (Будды, Христа и Майтрейи). Да, Чингизхан при сильной воле обладал и качествами, которые позволили ему принимать советы Мудреца Гор. Чингизхан далеко не был тем жестоким дикарем, которым еще недавно старалась представить его малосведущая и пристрастная история. «Сердце», § 105. Опасность пользования электричеством заключается в возможности перегружения пространства. Нечто подобное произошло и в Атлантиде. Приложу об этом беседу, хотя она и входит в «Надземное», но еще не скоро дойдет до Вас.

«Сердце», § 128. Корень представления следует понять как основу сознания, которое может расти с утончением чувств.

«Сердце», § 500. Десять заповедей в сжатой и удобопонятной и жизненной форме дали массам высокую мораль. Кодекс морали в Египте не был достоянием масс, и к тому времени страна эта находилась уже в полном упадке. <...>[1]

«Сердце», § 578. [В прошлом] столетии, во времена Е.П.Блаватской Иерархия Света меньше прикасалась непосредственно к ближайшим земным действиям и событиям, но теперь, когда карма многих стран уже сложилась (самостоятельными действиями их обитателей) и наступило страшное время Армагеддона, грозящее рушением всей планеты, Иерархия Света должна была принять на себя более прямое руководство некоторыми деятелями для удержания равновесия мира. Именно в наше время немало деятелей, которые, часто сами того не ведая, действуют во благо общее под влиянием Иерархии Света. Также в наше время особенно ярко проявление строительства Храма Духа руками и ногами всяких джиннов. Именно они помогают творить Новые Небеса и Новую Землю. Все шумящее и кричащее помогает убрать то, что подлежит устранению, причем эти скорпионы в конце концов пожрут друг друга.

«Мир Огненный, § 369. Слово «ур» означает огонь. Помните составное слово Культ-ура. Урукая – частица огненной энергии. Огненное наполнение пространства.

«Мир Огненный», § 442. По имеющимся историческим данным мы знаем, что Эсхил в своих драмах и трагедиях не раз в слишком откровенных намеках выдавал тайны, принадлежавшие самым сокровенным мистериям, и толпа, не будучи в состоянии понять сокровенного смысла выдаваемого, принимала это за кощунство и в ярости набрасывалась на него, но будто бы каждый раз ему удавалось спастись. По эзотерическим же данным он был побит камнями разъяренной толпой.

«Мир Огненный», часть 2-я, § 233. Здесь опечатка и следует читать: «Не советую считать знаки тьмы, они лишь заведут во мрак». Есть люди, которые обращают внимание и пересчитывают только все знаки тьмы, только неудачи и совершенно упускают из виду все успешные достижения и, таким образом, постепенно начинают следовать и приноравливать свою жизнь по горестным знакам неудачи. Ведь внимание есть своего рода мощный магнит, который не только сам привлекает все соответственное его качеству, но и влечет нас туда, куда это внимание направлено. Человек, пересчитывающий знаки неудачи, теряет правильное суждение, ибо утрачивает знание, что «лишь Свет может быть мерилом и опорою». Следует замечать знаки тьмы, но принимая их лишь как предупреждения и уроки.

«Мир Огненный», часть 2-я, § 448. В данном случае опечатки нет и следует читать – «планеты говорят», ибо, истинно, лучи планет открывают тайну грядущих сочетаний и событий. И кровавые лучи несут грозную весть о самоуничтожении человечества. Теперь об ученичестве. Существуют бесконечные степени или ступени ученичества. И Вы правы, что во времена Е.П.Блаватской, как и теперь, понятие ученика прилагалось и прилагается многими очень широко. Можно встретить в старых письмах и в теософической литературе и такое обозначение, как принятый ученик. Так обозначался ученик, находящийся под особым наблюдением Учителя. Между прочим, в сборнике есть мое письмо о принятых или сужденных учениках. Также было еще одно обозначение уже много продвинувшегося ученика на пути, когда он именовался сыном того или иного Учителя. Но, как было Сказано, «пальцев на одной руке слишком много для числа таких сыновей». Также избрание нами Одного из Махатм своим Гуру еще не означает, что избранный Гуру признает нас тотчас же своими учениками. Если мы будем постоянны в своем устремлении к совершенствованию и сумеем достаточно расширить свое сознание, то, конечно, наступит день, когда такое принятие в ученики и произойдет. Но многие ли постоянны в своем устремлении? В одной восточной притче на вопрос ученика – какую силу устремления нужно иметь, чтобы достичь видения Брамы? – Гуру повел его на реку и погрузил его с головою под воду и держал его так, пока он не стал отчаянно биться в жажде глотка воздуха. Тогда Гуру освободил его и сказал: «Когда ты будешь жаждать увидеть Браму так же, как ты жаждал сейчас глотка воздуха, тогда ты увидишь Его». Ведь многие полагают, что быть принятым в ученики Великими Учителями так же просто и легко, как поступить в любую школу, а достижение озарения и приближение к Башням не труднее получения аттестата об окончании средней школы. Причем такие люди даже не желают положить на это достижение то число лет, которое они затрачивают на свое школьное образование. Потому так приветствую Ваш предположенный реферат об ученичестве, в котором необходимо подчеркнуть трудность духовного пути и какая длительная подготовка нужна для расширения сознания. Можно знать много предметов и все же иметь узкое сознание. Но малое сознание не может вместить вести Учителя. Расширение сознания предусматривает и очищение, и дисциплину мышления. Именно, малое сознание начинает искажать Учение, потому главная задача каждого учителя и ученика заключается в РАСШИРЕНИИ СОЗНАНИЯ.

Теперь о перечисленных Вами сотрудниках Е.П.Блаватской. Олькотт был ее ближайшим сотрудником. Он был приближен по кармическим причинам, однажды он спас жизнь Е.П.Блаватской в [одном] из ее прежних воплощений. Но он не мог считаться учеником в полном смысле этого слова. Иначе он не предавал бы ее так, как он неоднократно это делал, не оставил бы писаний, умаляющих ту, которая столько ему открыла! Но, конечно, не обладая широким умом, он не мог оценить широту сознания Е.П.Блаватской, житейские мелочи закрывали для него внутренний великий облик. Чтобы оценить правильно великого человека, нужно самому быть не менее великим.

Также из Рамасвамира ничего значительного не вышло, среда засосала его. Да он и скоро умер. Явление ему Махатмы М. могло быть кармическою платою, а также и для рекорда посещения Е.П.Блаватской Махатмою М. в Его физическом теле.

Был еще один весьма талантливый ученик Субба Роу который был направлен Махатмой М. к Блаватской, чтобы помочь ей при работе над «Тайной Доктриной» с санскритскими терминами и в толковании некоторых положений в браманических учениях. Но этот «достойный» ученик не смог совладать с исключительностью и фанатизмом, присущим его касте, при виде, как сокровенные знания Востока выдаются людям Запада, да еще через европейку, и преисполнился такой ненависти и зависти к Е.П.Блаватской, что решил дискредитировать ее и ее труд. С этой целью он разослал многочисленные письма к влиятельным лицам, сообщая в них, что Е.П.Блаватская сейчас представляет из себя лишь пустую оболочку, ибо Махатма М. покинул ее и предоставил ее своей судьбе. Конечно, письма эти имели обратный результат, а сам он, будучи совершенно молодым человеком, заболел странною болезнью. Он весь покрылся нарывами и, как говорят, заживо сгнил. А между тем он был из самых многообещающих учеников. Так человеческая природа таит в себе бездны, и никогда не знаешь, когда и какое притаившееся и забытое чудовище подымется с ее дна. Но возможности даются всем. Никто не отстранен, но редко, очень редко кто может удержаться на пути следования Учению Света. Именно высокая красота в том, что дается с трудом. Великий труд дает и великое достижение.

Синнетт был из теплых, и вспышка его была не длительна. Человек он был порядочный, но врожденное англосаксонское самомнение закрыло ему приближение к Свету. Ввиду того что он помог Е.П.Блаватской и искренно, хотя и с прохладцем, интересовался Учением и кроме того был образованным человеком, Махатмы приняли его как своего корреспондента, чтобы через него протолкнуть новые мысли и понятия в интеллигентную среду западного мира. Жизнь свою он кончил печально, почти забытый.

Дамодар, прекрасной души индус, очень преданный Великим Учителям и Е.П.Блаватской, и все же не выдержал последнего испытания. Когда он узнал, что Е.П.Блаватская не вернется в Индию, он бросил доверенное ему ею дело и ушел в Тибет в поисках Махатм. Конечно, до Махатм он не дошел и умер в одном из тибетских монастырей. Махатмы очень скорбели о его проступке, ибо именно он должен был остаться на посту и явиться самым верным свидетелем и защитником Е.П.Блаватской и, следовательно, всего теософического движения. Но он предпочел более легкое для себя решение вопроса, и оно привело его к падению. История теософического движения, как и вообще всех движений, имеет немало грустных и некрасивых страниц.

Джадж был лучше многих. Много клеветали на него. Но, конечно, и у него были слабости, которые недопустимы в признанных учениках. Так, Махатмы не нашли ни одного истинного ученика среди европейцев. Но все эти сведения о перечисленных лицах очень прошу Вас оставить для себя только. Если они дойдут до теософов, то много неприятностей и осложнений произойдет. Не следует дразнить их.

Во время Блаватской один лишь индус по имени Джуал Кул, или, как она называла его иногда, «лишенный наследства», был принят в ученики Махатмой К.Х. и даже находился при Махатме К.Х. и часто сопутствовал Ему в Его разъездах. Итак, никто из европейцев не дошел до Башен.

Теперь о Маркове и Либерт. Происшествие это крайне печальное, но, увы, весьма частое. Потрясающе наблюдать, с каким легкомыслием люди подходят к Учению, требующему от них самого серьезного, самого углубленного отношения ко всем жизненным вопросам при осознании своей полной ответственности не только за каждое действие, но и за каждую мысль. Следовало бы спросить упомянутых лиц, как представляется им и в чем выражается их работа на Общее Благо? Неужели в питании нечистых чувств? Пусть они не грязнят понятие любви, относя к ней вспышки разнузданных чувств. Г-н Марков, вероятно, может припомнить немало таких увлечений, неужели всех их он будет покрывать великим понятием любви? Пусть не лицемерят. Неужели они не понимают, что строить свое эфемерное счастье на несчастье близких есть преступление? Все Учения одинаково порицают рушение семьи из-за разнузданности чувств.

Вы правы, что письмо г-жи Либерт свидетельствует о совершенно искаженном толковании Учения. Подобные типы ищут в Учении оправдание своим двусмысленным поступкам и чувствам. Служение своим чувствам есть признак принадлежности к последователям тьмы. Не учение ли тьмы гласит – пей, веселися и наслаждайся всеми благами жизни. Но Учение Света сурово говорит – распни свою самость и в самоотверженной любви к Иерархии Света, в познании и в труде на Общее Благо найдешь и высшую радость.

Чистота во всем, честность во всем и самоотверженность – три необходимых качества для продвинувшихся или так называемых принятых учеников. И Великий Будда никогда не допускал учеников к следующей ступени познания, пока узда дисциплинированной воли не была наложена на чувства.

Родной Рихард Яковлевич, Вы предлагаете мне изложить мои взгляды на брак. Но я уже писала в одном из писем к Иогансон, что считаю брак понятием священным, а также что никогда не брошу камнем в женщину, ради беззаветной любви пренебрегшую установленными обычаями, но при условии, что она не строит своего счастья на несчастье других. Мне кажется, что сказано достаточно широко, но вдаваться в дальнейшие разъяснения мне не хотелось бы. Ведь каждый благоразумный человек отлично понимает значение нерушимости брака и гармонии семьи для подрастающего поколения и в государственном строительстве. И в Живой Этике указано, что семья есть прообраз государства. Благосостояние и благополучие государства покоятся на прочных устоях семьи.

Если же привести самые незыблемые космические истины, устанавливающие нерушимость брака, то большинство именно воспользуется этими возвещенными истинами для оправдания его нарушения. Так, если подтвердить им, что сокровенность и нерушимость брака имеет в основании великую истину о половинчатых душах, они тотчас же с облегченной душой устремятся на поиски принадлежащей им половинки и обязательно найдут ее у чужого очага. Уже есть такие, которые все свои увлечения объясняют такими космическими влечениями. Разве возможно таким людям пояснить, что именно чистота их брачной жизни скорее всего приблизит их к нахождению созвучной души. Если им сказать, что именно при разнузданности нравов половинчатые души испытывают особый острый антагонизм к друг другу, они не поверят и возмутятся. Между тем лишь при чистоте чувств возможны наипрекраснейшие сочетания и лучшие возможности.

Вероятно, и вышеупомянутые лица будут объяснять свои чувства космическим влечением созвучных душ.

Спасибо за пересылку 10 экземпляров «Тайной Доктрины» по адресу А.А.Каменской. Сейчас сердце мое болит и за Е.Ф.Писареву. У нее большое горе, дочь ее с разбега ударилась об острый угол стола и нанесла сильное повреждение в брюшной полости. Ей была сделана операция с наложением 22-х швов. Вернувшись домой к матери, она снова слегла и, как пишет А.А.Каменская, положение ее крайне опасно и потому А.А.Каменская едет к Е.Ф.Писаревой. Ведь Елене Федоровне уже за 80 лет и она тоже инвалид. Читая последнее письмо Е.Ф., я была глубоко взволнована. Великий Владыка сказал, что она сделала свое последнее доброе дело, повлияв благотворно на А.А.Каменскую, и что силы ее сейчас уходят. Вероятно, переход ее в лучший мир близок.

Горюем очень и о нашем добром Клементии Станиславовиче. Мучительно хочется облегчить его страдания. Неужели у него не является мысли о переходе в Тонкий Мир? Впрочем, может быть, к лучшему, если он не освободился еще от атавистического страха перед этим неизбежным завершением земного пути. Как нужно бы всем приучаться к этой мысли и готовиться к смене, когда мы находимся в полном здоровье.

Получили указатель к книгам Живой Этики, составленный г-ном Дергачевым, и его письмо при этом. Действительно, в сознании его большая путаница, и не знаю, насколько возможно будет расчистить эти заросли. Некоторые церковные понятия пустили глубокие корни, и думается, что выкорчевывать их будет даже опасно. Поразительно наблюдать, что некоторые люди выносят из читаемых ими книг. Почти все понимается ими наоборот или скользит по сознанию, не оставляя ни малейшего следа. Когда отвечу на все его вопросы, перешлю Вам копию моего письма и его вопросы. Но с ответом задержусь, ибо я все еще чувствую последствия инфлуэнцы и слух после воспаления среднего уха еще не вернулся вполне. Да и какие-то боли еще продолжаются.

Очень, очень признательна Вам, дорогой Рихард Яковлевич, что Вы так храните Памятные дни. Эти собрания очень помогают и единению и закрепляют значение несения завещанного Огня Духа.

Относительно исправления в сборнике писем и всяких технических соображений вполне доверяю Вашему чутью. Вчера было Сказано: «Нужно спешить с печатанием писем». Я немного взволновалась этим, ибо не знаю, имеется ли возможность печатать сейчас второй том. Кроме того, мне так не хотелось Вас обременять спешными корректурами. Вероятно, в связи с ускорением событий много с чем приходится спешить. Местные газеты полны интереса к Швеции[1], и как раньше ею пренебрегали и унижали, так теперь начинают всячески ухаживать. Но Швеция не глупа и понимает, куда направлен главный удар.

Шлю Вам и Элле Рейнгольдовне самые сердечные мысли и пожелания. Света Щит над Вами. Храните здоровье, токи очень тяжкие, и мировые события способствуют отягощению атмосферы. Шлю ласку Вашим девочкам.

Всем сердцем с Вами.

На днях высылаю Вам «Махатма Леттерс ту А.П.Синнетт»[1] на английском языке. Примите их от меня в подарок. По дороге из Америки в Индию книга немного [пострадала].

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно