15.10.1935 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Кому : А.М.Асеев
  • Дата : 15.10.1935
  • Издание: Сфера

15.X.35

Дорогой Александр Михайлович, отвечаю на два Ваших письма – от 29-го авг[уста] и 5-го сент[ября]. То, что Вы пишете об Артем[ьеве], малоутешительно. Его молчание на присылку ему Вашего сборника указывает уже на неподвижность, а куда уедешь с неподвижностью! Впрочем, может быть, есть веские обстоятельства, помешавшие ему выполнить свое обещание и долг простой вежливости. Потому понаблюдаем дальнейшее выявление этого лика, прежде чем просить его о чем-то. Явим мудрую осмотрительность. Большое спасибо Вам за все Ваши хлопоты. Кто знает, может быть, где-то возможность и обнаружится? Врата возможности часто бывают тесны. Проф[ессор] Рубакин состоял в переписке с нашими Учреждениями в Н[ью-]Йорке. Он большой энтузиаст Пакта и поклонник идей Н.К. По его письмам, которые мне были пересланы, могу заключить, что он прекрасной души человек и при этом очень деятельный, что является большой редкостью. Несмотря на его очень преклонный возраст, душа его горит юношеским огнем. Он отрадное явление на фоне нашей эмиграции. Я просила Зин[аиду] Григ[орьевну] выслать ему для его библиотеки в Лозанне и нашу серию "А[гни]-Й[оги]". В свое время он сделал прекрасное предложение нашим нью-йоркским Учреждениям в связи с распространением Пакта, но оно не могло осуществиться из-за недостатка фондов. Конечно, часто не так уж страшны недостатки фондов, как то обстоятельство, что размах дел перерастает сознание сотрудников. Да, всюду этот недохват людей. Нужен приток мощных деятелей, не боящихся смелых начинаний, и на это будет обращено наше внимание в ближайшем будущем. Уже несколько фамилий таких сотрудников даны мне яснослышанием. Буду прислушиваться.

О г-не Сарториусе ничего не слышала и книг его не читала. С интересом ознакомлюсь с его статьей в Вашем сборнике. Мой совет Вам учить англ[ийский] яз[ык], конечно, был не для того, чтобы читать в подлиннике, но ввиду того, что большинство Жемчужин Востока переведено и переводится, именно, на этот безобразный язык. Ведь индусы, имеющие доступ к своим сокровенным Писаниям, прежде всего и передают их на этом языке. И переводов на иные языки пока что не имеется.

Да, пусть светляки светят, но только бы не уловили их в свои сети некоторые охотнички и не произошло бы предательства дела. Произнесение высоких слов – одно, а применение их в жизни – нечто совершенно другое. И обычно эти два действия в жизни не сотрудничают. Так, я очень не люблю слышать, что кто-то готов жизнь положить за Учение. В большинстве случаев, почти всегда, это величайшая ложь. И только что еще раз мне было это наглядно и ярко подтверждено. Так один сотрудник, очень хороший человек, работавший с нами много лет и постоянно подчеркивавший, что ради Учения он готов на все, именно положить жизнь свою, сейчас отказался присутствовать на чрезвычайно важном заседании, скажу – критическом, для дел Вл[адыки], где каждый голос был на счету, только потому, что для этого ему нужно было на несколько дней раньше приехать в Н[ью]-Йорк из местности, отстоящей всего в нескольких часах и где он заканчивал курс пустого лечения. Так прекраснейший человек, действительно любивший Учение и постоянно утверждавший свою преданность и готовность перенести все ради Вл[адыки], не мог пожертвовать пятью днями!!! Подобные явления постоянно приходится наблюдать. За всю мою жизнь я встретила только одного человека, готового пожертвовать действительно всем. Другие шли и жертвовали или от избытка, или ради выгоды, услышав, что каждый дар возвращается стократно. Но когда эта стократность не проявлялась так, как они ее ожидали или же не в ожидаемый ими час, они обращались в злейших врагов, в предателей дела. Часто они отворачивались у последней черты. Бывали и такие, которые решились пожертвовать лишь половину, тогда как именно все достояние нужно было поставить на карту. Но можно ли ожидать успеха от половинчатого решения, можно ли ожидать спасения от половинной дозы лекарства? И действительно, успех был половинчатым. Но что при этом было особенно примечательно, это то, что вторая половина, удержанная из-за малого страха, впоследствии была отнята от них иным путем, непредвиденными обстоятельствами. Есть еще третий тип людей, наиболее распространенный, который считает, что одно приближение их к Учению есть уже величайшее одолжение с их стороны. В самомнении своем они думают, что Вл[адыки] готовы служить пуджу[1] каждому приблизившемуся или прочитавшему их Учение.

Нет, Вл[адыки] радуются и оказывают действенную помощь лишь истинно стремящемуся. На мотыльков же Они смотрят с грустью, ибо знают, через какие вековые трудности должны будут они пройти, прежде чем смогут приблизиться к Твердыне Света. Хотелось бы дать им прочесть следующую страницу Учения:

"Решит кто-то: "Разве трудна настороженность, или соизмеримость, или подвижность, или преданность? Вот чувствую, что могу вместить эти условия, не возьмете ли меня в дальний путь, в ОБЩИНУ?" Но разве этот спешный путник подумал о непременном условии сказанных им качеств? Забыта постоянность. Мелькающие огоньки только на миг вмещают все качества пламени, но тьма поглощает их так же быстро, как жаровня снежинку. Нельзя доверять моменту вмещения, только ПОСТОЯННОСТЬ, закаленная трудом и препятствиями, дает возможность поверить ценности вмещения. Истинный музыкант не думает над каждым пальцем, вызывающим звук, только ученик считает годные пальцы. Истинный сотрудник не думает о намеренном применении качеств труда. Музыка сфер сливается с песней преуспеяния труда. Думайте, как ПОСТОЯННОСТЬ подобна лестнице огненной!

Решит кто-то: "Пройду по огненной лестнице". – "Иди, каждому путь открыт. Но помни, в случае страха ступени расплавляются в жидкое пламя. Куда пойдешь, не владея качеством работы?" Когда Мы говорим "лучше спать на кедровых корнях", то последователь может легко исполнить совет. Легко спать, да еще по совету. Но, когда сказано "прими постоянный дозор", тогда становятся горячими ступени. Одно нужно твердить – "не легка лестница". Плох вождь, скрывающий истинную опасность. Преодолеть ее можно лишь полным знанием.

Вижу, идет другой неразумец – этот еще несовершеннее. Он порицает: "К чему торжественное вещание?" Скажем: "Торжественность предупреждения пропорциональна унизительности писка твоего при опасности. Двуногий! Сколько раз ты терял лицо свое при первой трудности! Мы видели тебя чернее угля, и отрицания твои наполняли тебя зловонием. Плохо тебе живется, сжег ты ступени, и просишь ты милостыню у бездны". Новый вопрошатель: "Как примирить Учение с наукой?" Если наука преподает достоверное знание, то Учение и есть наука. Какую цель имеет наука, если она распухла от предрассудков? Тот, кто обеспокоен торжественностью утверждений, тот понимает науку как логово мещанства. Тому, кто мыслит о Новом Мире, тому нет вреда от ползающих гадов. Говорю – знаю всю сложность построения. Не скрою, как далеко носить камни, как велико безводие! Именно это сознание, именно бесчисленность звезд дает утверждение ступеней огненных". Жалею, что эта книга, указующая на трудности подхода к Вел[икому] Бр[атству], еще не опубликована.

Да, труден путь истинного ученичества! И лишь один, много двое, в столетие достигают великой цели. Ведь никакие знания, никакие философии и тем более магические насилия не дадут нам духовности. Ибо лишь в жизненном опыте, в испитии яда жизни и всех иллюзий ее при сохранении великого устремления к служению Общему Благу накопляем мы ЧАШУ АМРИТЫ.

Теперь об Измаил[овой]. Конечно, несчастной женщине следует помочь. Но мне грустно было читать, что Вы все еще восторгаетесь медиумическими особенностями и называете их дарованиями. В Учении и на Востоке состояние это рассматривается скорее как проклятие, и я много писала об опасности медиумизма. Припомните все определения медиумизма, хотя бы в книге "А[гни]-Й[ога]". "Медиум есть ладья без руля"; "Медиум есть лишь постоялый двор для развоплощенных лжецов". Ведь не каждая способность видения доказывает открытие центров. Именно ясновидение ничего общего с медиумизмом не имеет. Одно описание г-жой Изм[аиловой] ее видений уже свидетельствует о низших слоях Астрала. Красота, Величие, Простота сопутствуют ясновидению. Также обстановка, в которой развивались эти способности ее, доказывает, что мы имеем дело именно с медиумизмом, но не с открытыми центрами. Поверьте, дорогой Александр Михайлович, что открытые центры большая редкость, и Вл[адыки], стоящие на страже эволюции человечества, зорко следят с самого раннего детства за индивидуумами, которые завоевали себе право на открытие центров. Они посылают их в те условия, где они могут лучше развиться и проявить свои дарования. Но никогда Вл[адыки] не приблизятся к человеку, живущему в браке с пьяницей и за деньги предсказывающей будущее. Это было бы жестокой профанацией Священного Знания и сокровенных дарований Духа. Мы, насколько возможно, всегда избегали медиумов. А сейчас Вл[адыка] нам запретил допускать их даже близко к Ашраму. Давно было сказано – медиумами можно интересоваться, но доверять им нельзя и тем более допускать до ученичества. Так, именно сейчас мы переживаем предательство со стороны одного медиума, который находился среди наших сотрудников в Америке. После четырнадцати лет преданного Служения эта сотрудница, под влиянием проснувшихся в ней корыстолюбия и властолюбия, ослабила свою заградительную сеть и поддалась страшному одержанию. Не описать извращенного мышления и действий этой одержимой! Нетерпимость, злоба и жестокость ко всем ближайшим сотрудникам совершенно потрясающи. Так, казалось бы, наипреданнейшая обернулась в изысканную предательницу! Не знающему оккультные законы такая полная трансформация человека, много лет приобщенного к Учению и Ауре Вл[адыки], необъяснима! Да, медиумизм – страшная опасность! Как я уже писала, мы всегда избегали медиумов, и эта особа была допущена лишь в силу ближайшей родственной связи с прекрасным сотрудником. И вот теперь нам приходится затрачивать массу энергии, чтобы остановить злобное разрушение. Одержатель силен, из самых высших степеней зла, и потому борьба с ним будет упорная. Но, конечно, мы знаем, что победа суждена, и потому с полным спокойствием примем необходимые действия и решения. Намеки и предупреждения посылались Вл[адыкой], но жизнь очень сложна, и строительство иногда нуждается в разных материалах. Эта особа обладала многими ценными качествами, и все же медиумизм погубил ее.

Потому единственная помощь, которую можно оказать Измаиловой, – это посоветовать ей забросить все книги по магии и временно прекратить ее занятия по гаданию и т.д. Пусть усилит труд и читает книги по А[гни]-Й[оге], которые тоже должны быть ей растолкованы, и очищает себя духовно. Пусть запретит себе слушать зовы из Астрала и сосредоточит свое внимание и сердце на Облике Вл[адыки], понимая, что увидеть Его сейчас она не может. Ибо Вл[адыка] пребывает сейчас в особом состоянии, когда Он никому не проявляется. Состояние это можно сравнить с напряжением динамо-машины гигантской силы. Но помощь Его может прийти самым неожиданным путем, человеческими руками и ногами. Много персонификаторов и хороших актеров в Астральном мире, и это нужно твердо запомнить. Пусть читает "Голос Безмолвия"

Е.П.Бл[аватской]. Там прекрасно описаны опасности Астрального Мира.

Так, великое Учение Света имеет целью правильный рост духа человеческого, а не выявление медиумов и медиумических способностей, которые ни к чему привести не могут и, наоборот, могут задержать развитие и стать даже разрушительными. И так как ничто механическое не может быть положено в основу истинной эволюции или продвижения, то я еще раз буду советовать г-же Изм[аиловой] забросить и все книги, указывающие на развитие ясновидения, и т.д. В ближайшем будущем, когда человечество продвинется в понимании оккультных законов, можно будет пользоваться медиумами, при условии их особо чистой жизни, для некоторых научных исследований, ибо будут найдены и методы их охранения, так же как и соприкасающихся с ними людей, но сейчас близость медиума являет опасность для окружающих его и подходящих к нему в случае неустойчивости ауры их.

Объясните ей, как губительна концентрация на каком-либо центре, предписываемая в книгах псевдооккультистов. Ибо концентрация стимулирует этот центр за счет прочих центров и, таким образом, ввергает в хаос всю схему поляризации их. Этот процесс вызывает истинное бедствие в области вибраций, ибо он нарушает равновесие установленной вибрационной схемы. Помните, как в Учении сказано о работе Вл[адык] с учениками над всеми центрами, над всеми семью кругами ясновидения и яснослышания. Вел[икие] Учит[еля] зорко следят за состоянием организма ученика и никогда не будут открывать один центр за счет другого. Правильное развитие, или эволюция, лишь в гармонии, или равновесии.

Теперь о механическом письме. Это тоже рассматривается как известная степень одержания, ибо при автоматическом письме обычно производится воздействие извне на физический центр руки и даже мозга и потому оно очень вредно и при частом прибегании к нему может окончиться параличом.

Сама я никогда автоматически не писала, но имела случай наблюдать этот процесс письма в Америке, где он очень распространен. Процесс этот различен. Одни утверждают, что они не знают, что пишет их рука, другие говорят, что каждое слово четко запечатлевается в их мозгу. Одни пишут с необычайной быстротой, даже бурно, другие спокойно вырисовывают слово за словом. Пишут, неожиданно меняя языки, и те, кто раньше не могли нарисовать самого простого предмета, набрасывали целые картины. Бывали случаи, что люди писали справа налево и на неизвестном языке. Но, конечно, все эти случаи не подсознания, но определенного воздействия извне. И степени Ангелов-Хранителей, желающих руководить и сообщаться, конечно, очень варьируются в Тонком Мире. От безобидных и симпатизирующих нам мы можем неожиданно привлечь вражескую силу, и не малого калибра. Потому мой совет всем воздерживаться от автоматического писания. Мы никогда не знаем, кто пожелает воспользоваться нами как орудием! И можем допустить такую силу, с которой потом не сможем справиться. Так пусть талантливая сестра Ваша подумает серьезно, прежде чем открывать доступ неизвестным силам. Если она предана Учению и талантливая писательница, то зачем ей автоматическое письмо?! Учение дает неиссякаемый кладезь для писателя.

Так, ни один медиум не может стать Агни-йогом. Лишь духовность и подвиг приближают нас к высшему достижению, к Архатству. Утвердившись на правильном пути, Измаилова сможет действительно помогать людям, но в том состоянии, в каком она находится сейчас, она будет лишь открывать двери в низшие слои Астрала и вовлекать несчастных жертв в опасность одержания. Нет ничего обманчивее видений из Астрального Мира. Истинно, частичное знание или частичная истина опаснее неведения. Так проявите сострадание, но не увлекайтесь медиумами и прежде всего не старайтесь видеть в них привилегированных существ.

Перевожу Вам бегло страницу из "Оккультной анатомии человека" Мэнли П.Холла, самого талантливого толкователя оккультизма в Америке: "Мудро указать на различие между медиумом и ясновидцем. Для обычного человека этой разницы не существует, но для оккультиста эти две фазы развития разделены целым периодом человеческой эволюции. Ясновидец тот, кто сумел поднять змия (спинной мозг) до головного мозга и своим духовным ростом заслужил право созерцать невидимые миры с помощью третьего глаза, или шишковидной железы. Этот орган сознания, который миллионы лет назад соединял человека с невидимыми мирами, закрылся во время лемурийского периода, когда объективные чувства начали развиваться в человеке. Но оккультисты, следуя процессу развития духовности, могут вновь открыть этот глаз и с его помощью исследовать невидимые миры. Ясновидец не рождается таким, он им становится. Медиум же не становится, но уже таким рождается. Ясновидец может стать таковым лишь после многих лет, иногда целых жизней строжайшей самодисциплины и усиленного и упорного труда, тогда как медиум при небольшой практике может преуспеть в несколько дней.

Медиум пользуется солнечным сплетением, на чувствительных нервах которого отражаются картины, запечатленные в невидимом эфире. Через селезенку (выход эфирного двойника) медиум позволяет развоплощенным сущностям проникать в его духовную организацию, результатом чего являются голоса и прочие проявления.

Автоматическое письмо достигается временным допущением контроля над физической рукой медиума эфирною рукою контролирующей развоплощенной сущности. Действие это возможно, если медиум извлечет свою эфирную руку из физической, ибо две вещи не могут одновременно занимать одно место. Результат этого периодического извлечения жизненных сил из физической руки очень разрушителен – часто оканчивается параличом. Медиумизм противоестественен, тогда как ясновидение есть естественный результат роста и раскрытия духовной природы. Имеются сотни медиумов на одного ясновидца, ибо ясновидец может стать таким лишь через самодисциплину и трудами страшного напряжения. Тогда как чем слабее, чем болезненнее и нервнее человек, тем он лучший медиум. Ясновидец развивает свои умственные способности и никогда не теряет нить сознания, тогда как первое наставление, даваемое медиуму, состоит в том, чтобы он ни о чем не думал...

Медиумизм останавливает правильную эволюцию и должен рассматриваться как обратное движение..."

Высшие планы недоступны медиуму, ибо его высшая триада не принимает участия в его проявлениях.

Так, конечно, не говорите этого г-же Измаиловой, но сами очень вдумайтесь и старайтесь распознать проявления медиумизма, который очень развит сейчас. Ведь низший психизм тоже недалек от медиумизма и представляет из себя тоже немалую опасность. Потому так важно всеми силами направлять человечество по пути истинной духовности и закалки характера в жизненных боях.

Прилагаю Вам выдержки из моего письма к Надежде Павл[овне] Сер[афинене(?)]. Там есть параграфы из неопубликованного Учения о вреде медиума. Так, невозможно приблизиться к Твердыне Света и приобрести истинные знания, не заботясь об очищении своего мышления и уже совершенно не думая об омытии сердца в поте подвига самоотвержения. Опять-таки, все это говорится для сильных духом. Для слабых уже большая польза, если они, прочтя книги Учения, почуют в сердце некоторое тепло или повышенную вибрацию, которая, при повторных явлениях, может утвердиться и значительно очистить и укрепить их ауру.

Теперь относительно статьи "Одориген и Джива". Книга "Пять лет Теософии" стала редкостью. Я нигде не могла достать дубликата для Вас. Потому не сетуйте, если я не решаюсь доверить ее почте при наступивших событиях. Но чтобы Вас не очень огорчить, попрошу списать статью для Вас. Ввиду того, что единственный человек, кто может это сделать, это Вл[адимир] Анат[ольевич], а послезавтра он выезжает на моторе встречать Н.К. и моего сына, возвращающихся из экспедиции, и так как с их приездом работа еще увеличится, то списывание это возьмет некоторое время. По мере переписки буду высылать Вам страницы. Это мое обещание. Всего в статье этой будет страниц 15. К ней же придется добавить страницы две, возражения одного индуса.

Теперь считаю очень полезным иметь для Вашего сборника статьи или перевод лекции Мэнли П.Холла, потому испрашиваю у него разрешения через моего сына, который знает его лично, на перевод "Оккультной анатомии человека". Пошлю ему одну копию "Окк[ультизма] и Йоги", но, конечно, он не знает русского языка. Как только получу его согласие, перешлю Вам эту маленькую брошюрку, она очень интересна и полезна и легко поддается переводу. На оборот писем нужно будет положить, по крайней мере, три месяца. Он часто в разъездах, и это приходится иметь в виду. Потому явим терпение. Письмо уже написано и отсылается. Но перевести для Вас эту брошюрку я не смогу.

Мне хотелось бы знать, какие именно выдержки из моего письма от 6-го июля собираетесь Вы помещать? Надеюсь, что не о харб[инской] истории? Н.К. уже уехал оттуда, и призраков следует оставить в покое. Если с Гималаев появится письмо, повествующее об этой истории, всем станет ясно, кто автор его.

Радуюсь за Вас, что в лице своей сестры Вы приобрели ценного сотрудника. Пожалуйста, передайте ей мой сердечный привет.

Сейчас пришло Ваше письмо от 11-го сент[ября]. Из приведенной страницы письма Вашей сестры считаю положение г-жи Изм[аиловой] почти безнадежным. Думаю, что медиумизм ее является источником заработка. Кроме того, интеллект ее, видимо, не развит, и потому насиловать такую особу грех. Подать совет можно, оказать ласку тоже, но это и все. Разве мы имеем право заставлять ее покинуть мужа, если она не в силах сделать это самовольно? Она будет глубоко несчастной в новой обстановке. Чем будет питать она сущность свою? Если каждую фразу в книге она должна перечитывать несколько раз, то это доказывает очень низкое развитие. Потому не тащите ее насильно в рай. Пища рая не для нее. Великий грех давать человеку не по сознанию. Явите к ней теплое отношение, но не ломайте сложенного ею существования. Всякое насилие есть великий грех.

Также величайшее заблуждение называть медиумические способности духовными силами. Именно это антипод духовности. Духовность заключается в высшей триаде, а именно она бездействует у медиумов. Не унижайте величайшую ценность Мира. Духовность всегда сопровождается уравновешенностью и прирожденной мудростью. Качества, которые, как видно по всему, отсутствуют у г-жи Изм[аиловой].

Очень грустно было услышать слова Дынова о кн[игах] А[гни]-Й[оги]. Ведь повторение формулы г-жи Каменской, которую Вы мне сообщили в одном из Ваших ранних писем. Я думала, что он больше, но, видно, и в нем не изжита доля зависти. Наше Учение никого не зазывает и никому не запрещает приходить и уходить свободно. Оно дается широко и не накладывает запретов. Конечно, предупреждения даются, но не угрозы, и каждому предоставляется поступать так, как он хочет. И так как сокровенное остается для тех, кто доказал свою преданность принципам Учения на протяжении многих лет и во многих трудностях, то запреты и ограждения не нужны. Дано всем, берите столько, сколько можете. Но, конечно, берут мало, ибо даже брать высокое люди еще не научились. Калименова не виню, но грех большой все эти запугивания. Виню больше самого Дынова, не нашедшего широты духа в своем суждении и осудившего беднягу Калименова. Мы никому не запрещаем читать книги Дынова. Каждый берет по сознанию. Меня часто запрашивают об учении Дынова и Кришнамурти, ввиду того, что и к Вам могут обращаться с тем же, считаю полезным приложить Вам мой ответ, данный одной даме, поклоннице Кришнамурти. Она любит книги Агни-Йоги, и ей нравится Учение Кришн[амурти], потому она желает объединить Общ[ество] имени Р[ериха] с Учением Кришн[амурти]!!!!!!

Так же, как и Вас, меня трогает поступок г-на Янушкевича, и я охотно даю ему разрешение перевода любой кн[иги] из серии "А[гни]-Й[ога]", но как я уже писала Вам, я разрешила перевести кни[ги] Агни-Йоги г-ну Тарло-Мазинскому, потому нужно, чтобы он с ним списался по этому поводу. Адрес его был приложен в прошлом письме. Г-ну Т[арло]-Мазинскому дано было право на перевод книг Н.К. и на одну книгу Агни-Й[оги], но не на остальные из этой серии. Дать право на всю серию невозможно, мы этим очень свяжем себя. Уже и так мы, кажется, связали себя с Т[арло]-Маз[инским], ибо он пишет уже второе письмо, но ничего не упоминает о переводе. Придется давать право на определенный срок. Скоро буду отвечать и запрошу его.

Теперь о болгарском переводе кн[иг] А[гни]-Й[оги]. Конечно, если г-н Сеплевенко собирается выполнить это, то это будет прекрасно. Считаю, что книга "Зов" необычайно полезна и нужна не менее прочих книг. В ней в сжатых формулах дано многое, что в других расширено и взято с другого угла зрения. В целом построении нельзя обойти ни одного камня. Первая книга есть камень основания.

Возможно, что мы будем печатать новую книгу Н.К. в Болгарии. Жду приезда Н.К., чтобы решить многое. Так, будем давать право на перевод отдельных книг из серии на определенный срок. Именно, чтобы не затруднить и не задержать возможности их скорейшего выхода. Потому пусть г-н Сеплевенко решит, какую именно он хочет перевести, и на ту я с радостью даю ему разрешение.

Мои соображения о "Т[айной] Доктрине" и ее печатании я уже писала Вам.

Характерна присланная Вами открытка. Какой-то ученый говорит об ошибках в трудах г-жи Бл[аватской]. Хотелось бы его спросить, так же ли аккуратно подсчитал он ошибки в книгах бывших и современных ученых? В "Т[айной] Доктрине" приведены целые страницы противоречивых мнений и выводов ученых и всех их взорванных гипотез и теорий. Этой даме мне хотелось бы сказать: "Не попугайничайте! Проверьте сами, и если имеете возможность, то с истинным ученым, а бросать в пространство нечто, не проверенное своим сознанием, не следует". Также и приведенные ею слова Соловьева неудачны. Если принять слово небытие в смысле, придаваемом ему индусами, именно, абсолютного бытия, не доступного человеческому разуму, то я принимаю его построение, но в буквальном смысле оно есть растление и недостойно мыслящего человека. Вы скажете – критика сурова. Но нужно, чтобы люди давали себе отчет в произносимых и приводимых ими словах. Должна быть осознана и ответственность за слова. На конце каждого слова может висеть судьба человека.

Кажется, ответила на все Ваши вопросы. Также могу уже приложить Вам четыре страницы из статьи "Одориген и Джива". Всех будет, вероятно, как я уже писала, от двенадцати или немного больше. Скоро вышлю еще.

Шлю Вам бодрость и мужество, ибо если друзья растут, то и враги следуют за ними. Но воин Света радуется проявлениям противным. Так закаляйтесь и обостряйте распознавание.

Всего самого радостного,

Е.Рерих.

[Приложение 1]

Область психизма такая сложная и такая опасная. Потому Вел[икие] Уч[ителя] так против всякого психизма. Ведь психизм и медиумизм есть два антипода духовного развития. Подвижники Великого Служения не имеют психизма, ибо они устремлены духом к Иерархии и сердце их звучит на боль Мира. Великое Служение – в развитии чувствознания глаза Дангма, но не в психизме, который есть окно в иллюзии Тонкого Мира. Причем слабые духовно психики являются нередко лакомым блюдом для сатанистов. Также нужно помнить, как в древней Индии факиры или медиумы не допускались в Святая Святых храмов. Так же и Иерофанты Египта не принимали в ученики психиков и медиумов и даже избегали слуг-лимфатиков. Духовное достижение – в накоплении и развитии чувствознания. И на этом нужно очень настаивать, ибо вступающие на Путь, прочтя несколько вредных книжек о пробуждении и развитии в себе часто спящих медиумических особенностей, прежде всего устремляются к психизму, принимая это за великое достижение. Но нет большего заблуждения. Истинное достижение есть огненная трансмутация наших центров, которая достигается лишь очищением и расширением сознания. Нужно понять, что медиумизм не имеет ничего общего с открытием центров. Помните, как медиумизм приравнивается к постоялому двору для развоплощенных лжецов. Также и психизм далек от огненной трансмутации центров. Частичное открытие центров не есть огненная трансмутация. Так, медиумизм и низший психизм приравниваются в Учении к капле грязной воды в чаше Огненной Йоги.

Медиумизм есть страшная вещь, ибо это и есть одержание. Потому так опасны все теософические книги, указующие на способы выделения астрала и открытия центров посредством усиленной пранаямы и других механических упражнений. Причем всякое развитие сил путем механических упражнений не прочно и едва продолжается на одну жизнь, тогда как все достигнутое путем духовным никогда не может быть утеряно. Все скрытые силы развиваются в человеке постепенно, по мере овладения им низшими проявлениями его природы в целом ряде прошлых жизней. Потому у некоторых приближающихся к Учению сравнительно скоро начинают проявляться указанные в книгах Учения знаки этого развития и без насильственных упражнений, как, например, звезды или искры разной величины, цвета и яркости, причем они имеют определенные значения, как предостерегающие, указующие и успокаивающие; также световые образования и вспышки света в себе или около себя в виде пламени и других образований, также видение цветов и прекрасных пейзажей и т.д. и, наконец, услышание голоса Уч[ителя]. Конечно, и тут придется проявить величайшее распознавание, ибо могут вторгаться голоса из Астрального Мира. Но, повторяю, все насильственные упражнения губительны и никогда не приводят к цели. Сами мы избегаем прикасаться к медиумам и психикам и приближаем лишь тех, кто идут путем действенного горения сердца, путем Учения Живой Этики, постепенно расширяя сознание и утончая свои мысли и чувствования на опытах жизни каждого дня. К сожалению, большинство теос[офских] и западных оккульт[ных] школ забыло основные заветы своих основателей нести подвиг в жизни каждого дня и действовать на общее благо. И предались развитию явлений низшего порядка, именно увлекались явлениями низшего психизма, являющегося открытой дверью для всякого рода одержания. Так, Вы будете предупреждать всех подходящих к Вам от механических упражнений. Сердечное Общение с Иерархией не нуждается ни в тантрах, ни в магии. И сами прекрасно делаете, что противитесь выходу астрала. Ибо какую цену имеет выделение астрала, когда любой грубый и невежественный медиум выделяет его с необычайной легкостью? Нужно сначала очистить и укрепить духовные центры тонкого тела, насытить их огнем через трансмутацию всех наших чувствований или энергий; и разъединение всех трех тел придет в свое время и не на границе сна. Кроме того, Вел[икие] Уч[ителя] не ценят действия астрала, гораздо важнее проявление ментала. Привожу Вам страничку из неопубликованного Учения: "Укрепление тонкого тела так соответствует каждому возвышенному порыву. Тонкое тело заключает в себе все духовные центры. Сознательное питание их может дать большие возможности. Сущность тонкого тела зависит от этих духовных насыщений. Польза от этих питаний может быть великая для физического тела. Каждый порыв духа укрепляет центры тонкого тела, и, наоборот, каждый центр физического тела, который насыщается низшими энергиями, разрушает огненные центры. Тонкое тело нуждается в этом питании.

Постоянная связь между телами может таким образом утвердить сознательный обмен энергиями". Так, на пути духовного восхождения нужна не погоня за низшими сиддхами, которыми владеют жалкие факиры или медиумы, но именно высокое питание огненных центров. Вопрос этот краеугольный в Учении, и нужно его освещать со всех сторон. Многим корреспонд[ентам] моим я привела и сильные строки из "Тайн[ой] Доктр[ины]" Е.П.Бл[аватской], не поленюсь переписать их и Вам: "Истинно, то, что называется "пранаяма", или "смерть дыхания", всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической весьма часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами и третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, по счастью для него самого, губительная деятельность его была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме".

Привожу два параграфа из третьей части "Мира Огненного": "Уже много сказано о психизме, но все-таки недостаточно понят этот бич человечества. Психизм притупляет каждое устремление, и высшее достижение остается недоступным. Сфера деятельности такого человека, поглощенного психизмом, образует вокруг себя заколдованный круг, в котором находят себе место все задерживающие рост духа энергии. Психизм заключает в себе явление самых низких энергий, и огни центров потухают от этих наслоений. С психизмом неизбежно расстройство нервной системы, кроме того, отрыв от жизненных действий закрывает путь к самоусовершенствованию. Творчество притупляется и утверждается пассивное состояние, делающее человека оружием наплыва разных сил. В силу ослабления воли контроль ослабевает, и этим усиливается притяжение разных низших сущностей. Желающий приблизиться к Миру Огненному должен бороться с этими силами зла". Почти все психики почитают себя привилегированными существами, постигшими высшие тайны, это самое страшное самоограничение, ибо в ту минуту, когда мы признаем себя уже постигшими, мы, истинно, умираем для будущего.

Еще один параграф: "Огненные энергии, напрягаемые каким-то одним центром, могут часто являть усиление действия энергии этого центра. Частичное воздействие энергии дает силу центру проявиться частично. Эти напряжения ведут к тем частичным проявлениям, которые так вводят в заблуждение малораспознающее сознание. Правильно указать на те явления, вызываемые напряжением одного центра, ведущие к психизму. Ведь каждое раскрытие, насыщение или раздражение центра дает резкое направление огненной энергии, ибо лишь соответствие между организмом и духовным прозрением дает как неминуемое следствие раскрытие центров в высшем напряжении. Частичное нагнетение дает частичное достижение, которое может оказаться очень опасным явлением. На пути к Миру Огненному устремимся познать высшее нагнетение огненной энергии".

Очень мало тех, кто понимают, что высшее достижение не в психизме, не в астральных видениях, но в духовном синтезе, в развитии своих способностей, что достигается добросовестным исполнением своего долга, или, как бы сказали восточники, дхармы. Деятельное и, по мере сил, совершенное исполнение своей земной задачи обусловит истинный прогресс внутреннего человека". Как говорит Кришна в Бхагавадгите, – "человек достигает совершенства, упорно выполняя свою дхарму (долг)".

Нападение черных сил типично, и особенно сильны и опасны они для всех упражняющихся в механическом развитии, нужна большая сила духа, чтобы противостоять им. Лучшее средство для рассеивания всех этих сущностей - это молниеносное сердечное объединение с Уч[ителем].

[Приложение 2]


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно