17.05.1939 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : А.И.Клизовскому
  • Дата : 17.05.1939
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

17 мая 1939 г.

Дорогой Александр Иванович, понемногу справилась с неотложными ответами на письма и спешу ответить на Ваши вопросы в письме от 9 апреля.

Действительно, события надвигаются, но, как всегда, многое сложится неожиданно, ибо трудно предусмотреть и учесть земным мудрецам все условия, как земные, так и космические. Одно несомненно, что все послужит лишь на пользу новой страны. Потому отнесемся с бережностью и осторожностью к каждому шагу, к каждому высказываемому суждению. В тяжкие дни углубимся в изучение Учения Жизни и усвоим сердцем и умом все даваемые наставления.

Теперь ответы на Ваши вопросы. Каждая душа, независимо от своего «дополнения» (согласно Вашему определению), может эволюционировать или инволюционировать. Свободная воля выбора присуща каждому человеческому существу. И потому падение одного может и не отразиться на другом. (Конечно, строго говоря, падение или подъем каждого человека имеет значение не только для окружающих его, но и для всего человечества, ибо все объединено.) Души, бывшие вначале созвучными, могут начать постепенно расходиться, и часто это расхождение продолжается на протяжении долгих веков. Но по мере их индивидуального совершенствования, при духовном возрождении, они могут идти к Свету параллельным путем, т.е. не соединяясь. Если же они достигнут высокой степени очищения своего внутреннего существа, то, конечно, может произойти новое сближение, и от них самих будет зависеть и достижение полного объединения. Вы пишете, что в отношении высоких духов, как, например, Люцифер, все ясно, но что именно?

Что же касается «дополнений» прочих упоминаемых Вами лиц, то, может быть, эти «дополнения» повинны во многих и еще более осуждаемых деяниях. Но, может быть, они по-своему эволюционируют и временно счастливы с новыми избранниками. Ведь только достигшие степени высшего озарения понимают полное значение такого беспорочного объединения и полного существования.

Конечно, в целях ускорения эволюции следовало бы наблюдать, чтобы подобные законные сочетания имели место среди людей как можно чаще. Наука очень скоро придет на помощь к установлению более или менее правильных сочетаний, но лишь при нравственном подъеме человечества такие явления станут значительно учащаться. Очищенный дух будет естественно стремиться к своему «дополнению». Утонченный организм отвечает на созвучные ему вибрации, тем более должен он звучать на свою основную ноту. Таким образом, расхождение может продолжаться веками, но и сближение имеет перед собою беспредельность. Потому в Космосе мы встречаем явления изумительного расхождения. Когда один дух низвергается в великом падении, а созвучная ему Душа подымается на плане Света до великих высот.

Между прочим, читая в юности жизнеописания Абеляра и Элоизы, я всегда думала, что они были созвучными душами. Как прекрасна была их смерть! Они умерли одновременно.

Вам не ясны слова молитвы – «Яви, Владыка, руку Твою, или дай, или возьми». Оба понятия имеют благое значение. Так, например, «дай» может означать просьбу о даровании ответственного поручения и соответствующих сил для несения его; «возьми» – может быть понято в смысле отдачи всего себя на испытание или на служение благу.

Теперь о лечении ожогов заговором. Из книг Учения Вы знаете, что не слова, произносимые при заговоре или исцелении, имеют значение, но излучаемая при этом психическая энергия. Конечно, тогда как целители света не нуждаются ни в каких формулах и исцеляют просто прикасанием к больному месту или же некоторыми магнетическими пассами, знахари обычно что-то бормочут. Весьма вероятно, что заклинания их ничего плохого по смыслу и не содержат и просто помогают знахарю лучше сосредоточиться и тем освободить большее количество психической энергии. Но сказать, что белая и черная магия при лечении пользуются одинаковыми формулами – неверно. Конечно, энергия исцеляющая в своей основе едина, но качествами своими она многообразна.

Можете ли Вы запретить людям думать? Если их интересуют упоминаемые Вами вопросы, то почему им не мыслить в этом направлении? Другое дело обнародование таких проектов, тут уже приходится считаться с существующими условиями. Но каждый волен заниматься вопросами, которые ему наиболее близки. Каждое уложение, даже составленное в самых широких перспективах, неизбежно должно подвергнуться изменению, приноравливаясь к общему уровню. Жизнь сама подсказывает необходимые ограничения, и она же ломает последние, когда они становятся тесны. Но, конечно, ввиду того что книга, из которой, видимо, черпаются эти уложения, не была предназначена для немедленного и широкого оповещения, то и все имеющие ее приняли на себя большую ответственность. Надеясь, что сознание подскажет им, можно ли цитировать из неизданной еще книги.

Конечно, издание «Легенд о Кришне» явление знаменательное. И предисловие к этому изданию превосходно. Потому не вижу, почему Вы хотите вступать в полемику с автором предисловия относительно божественности Кришны? Он ведь не отрицает и не настаивает на божественности Героя, он просто излагает то, что удалось собрать и перевести. Кроме того, если даже идея Пантеизма будто бы допускается сейчас власть имущими, то многим, вернее, множествам, она еще не понятна. Как объяснить отрицающим всякое божественное Начало присутствие этого Начала в каждом человеке и что в силу этого каждый человек является носителем Божества? Или как скажете верующим в Антропософического Бога и Единого Сына Его Христа, что все люди сыны Божьи и братья между собою? Хотя Сам Христос неоднократно настаивал на этом. Думается мне, что начинать с полемики и критики – политика недобрая. Помните о терпении и терпимости.

Относительно признаков одержания и медиумизма. Совершенно верно, что у так называемых медиумов можно заметить разницу в окраске глаз. У медиумов и одержимых нередко разноцветные глаза или в них замечаются цветные крапинки, которые то появляются, то исчезают. Также известно, что при воздействии Сил Светлых или во время так называемого вдохновения глаза человека становятся особенно блестящими и как бы темнеют. Но не назовете же ли Вы такого человека одержимым? Также не все медиумы находятся под влиянием плохих духов. Потому никогда нельзя принимать на себя тяжкую ответственность утверждения, что тот или иной человек одержим, если на это нет явных и вполне отрицательных доказательств. Многие знания лучше хранить про себя, не изученные во всей своей сложности, они могут принести больше вреда, чем пользы. Кроме того, «прекрасный человек и со строгими взглядами и честных правил», как пишете Вы, не может подпасть под влияние сомнительных одержателей.

Также припадки сердечной болезни отнюдь не являются признаком одержания. Эти признаки сказываются на организме совершенно иначе. Между прочим, пробовал ли г-н К. пить строфант? Ведь это одно из прекрасных средств и особенно регулирует сердечную деятельность. Я принимаю его регулярно через каждые две недели по три дня подряд по пять, шесть капель раз или два в день. Конечно, иногда приходится прибегать к нему чаще и пить ежедневно, в течение недели и больше. Но строфант нельзя принимать при раздражении или приступе гнева.

Теперь о Портретах. Скажу откровенно, что я против широкой раздачи их. Конечно, раз сам Ф.Д. установил порядок, по которому каждый год кто-то из членов получает этот знак доверия, то я и не вмешиваюсь в этот обычай, чтобы не огорчать наших друзей.

Имеете ли Вы шестой выпуск сборника «Огонь»? Читали ли Вы ответы на вопросы о книгах Учения? Какое кощунство подписывать сатанинские ответы псевдонимом Сатчитананда! Несомненно, под этим псевдонимом скрывается сам Батурин. Если ответы на первый и второй вопрос являются просто наглым вымыслом и ложью, то в ответах на третий и четвертый вопрос уже явно самое злостное искажение самого Учения. В них сказываются приемы настоящего провокаторства, напоминающие приемы Геббельса. Обратите внимание на приводимый якобы девиз Учения (!!) и пояснение, что Учение не ищет адептов среди обездоленных (!!!). Как все это вяжется с Учением, полагающим именно жертву в основу духовного продвижения и заботящимся, прежде всего, о скорбящих и ищущих пути Света!

Также отвратительно пояснение целесообразности в ответе на четвертый вопрос. Тут упоминаются какие-то «проползания ночью и насилия...» Но Учение, основанное на космических законах, не может говорить ни о навязывании, ни о насилии. Все насильственное осуждено на разложение и разрушение. Учение не устает освещать эту истину со всех сторон. Также возмутителен вопрос об утаивании и передергивании, заданный для того, чтобы еще раз навязать Учению свою же излюбленную иезуитскую формулу, которой следует сам автор вопросов и ответов. Так, в своих комментариях на передовую статью, вставленных в текст, но в скобках, г-н Батурин приводит искаженное речение из Учения Жизни и заменяет «деловой отчет» словами – «банковский счет», отлично понимая всю разницу психологического воздействия этих выражений на читателя. Да и вставки об «арийском» сознании тоже близки выкрикам некоего хромоногого карла.

Тоже какая ложь, что Учение дается автоматическим письмом. Невежда даже не знает, что автоматическое письмо далеко не безопасно и при усиленном упражнении может окончиться параличом руки и даже мозгового центра. Потому неужели такое количество книг (он не знает и половины всего написанного) может даваться автоматическим способом без ущерба для здоровья?!

Также все пояснения о владельце Публичной Компании, о Таре и об основании государства в Центральной Азии полны самого злостного вымысла, безвкусия и вульгарны до крайности. Ведь вся книга наполнена выпадками против Учения Живой Этики, и этим автор выдает себя. И приведенная им поговорка: «И чтец, и писец, и на дудке игрец» применима в полной мере именно к самому Батурину, ибо в его сборнике, кроме его самого и его же псевдонима Сатчитананда, других авторов не имеется.

Из всего приведенного ясно, что г-н Батурин – чистейшей воды провокатор и пропагандист с коричневой окраской и самурайскими замашками. Но не за горами время, когда всем подобным пестрым попугаям придется наскоро перекрашиваться. Александр Михайлович Асеев хотел было возражать на вопросы г-на Батурина, когда они появились в пятом сборнике, но я просила его не делать это. Заниматься полемикой с явными провокаторами невозможно. Гораздо лучше дать этим хулителям изливать свою злобу и ложь, которая тем ярче выявит истинную физиономию и принадлежность этих писателей. Нет худшей несоизмеримости, как начать полемизировать с одержимыми. Но священнику Ионову при случае следует сказать, что, прежде чем писать в своих статьях явную ложь, он потрудился бы достать упомянутый им документ – прошение Н.К. о принятии его в члены Сергиевой Общины. Всем клеветникам и лжецам необходимо сказать, что за клевету их будут судить и потому пусть они озаботятся найти указанный им документ, но подлинный, не сфабрикованный. Просим всех членов и друзей Общества утверждать, что мы не состоим членами ни в каких масонских или оккультных обществах, но Н.К. состоит почетным членом, а где и председателем, во многих научных, философских и посвященных искусствам обществах.

Теперь о теме для Вашей новой книги. Не начнете ли размышлять о подобии Тонкого Мира в земной жизни? Каждая мысль в этом направлении полезна. Много хороших книг о жизни в потустороннем мире имеется сейчас на английском языке.

Привожу полезную Беседу:

«432. Урусвати знает, что помощь Высоких Существ обычно бывает духовной, но иногда она может быть и материальной. Предания часто упоминают о явлениях близких, которые подают полезный совет, но прибавляют, что им дозволено помочь всего один раз. Такие указания можно найти у разных народов в различных веках. Поистине, такие показания очень справедливы.

Лишь в исключительных случаях дозволено вторгаться в карму и действовать земными мерами. Пусть друзья запомнят, что даже в высших сферах существуют ограничения по условиям кармы. Никто из земных жителей не представляет, насколько трудно прийти к ним с материальной помощью. Обычно духовная помощь предшествует, но редко принимаются такие советы. Они понимаются как случайные совпадения.

Также Мы бываем чрезвычайно опечалены, когда Наши советы отвергаются или откладываются исполнением. Но даже материальная помощь не всегда принимается. Оправдание обычно в том, что пути Наши слишком неожиданны. Люди не могут вообразить, что условия такой помощи могут быть совершенно вне земного суждения. Такие недопущения происходят от недостатка воображения. Люди навязывают себе лишь один выход из положения, и каждое непривычное им суждение уже кажется неприложимым. Потому так полезно прислушиваться к показаниям разных народов. Только сравнением самых различных суждений можно представить разнообразие существующих условий. Потому нужно учиться прислушиваться к малейшим зовам. Сердце подскажет их подлинность.

Также и Нам чрезвычайно радостно, когда Мы замечаем наблюдательность, развитую естественно. Учение Жизни, прежде всего, требует осознания основных законов.

Мыслитель говорил: "Не могу выразить словами, насколько мы движемся по великим законам, но сердце знает их несказуемую сущность"».

Н.К. шлет Вам сердечный привет. Он получил Ваше письмо и радовался Вашей удаче.

Все письма из Литвы приходят вскрытыми. Друзья очень тревожатся за судьбу своей страны. Но для чистых сердец Помощь всегда уготована. Радуюсь тому единению, которое Юлии Доминиковне удается поддерживать среди избранной группы.

Храните спокойствие, запасайтесь терпением. Знаю, что перед новой ступенью особенно трудно сдерживать себя, но в терпении вся удача. Нетерпением можно многое отдалить и испортить. Удача в знании срока. Мужество и спокойствие нужны сейчас всем. Примите привет сердца.

Духом с Вами,



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно