20.11.1946 Е.И.Рерих – В.Л.Дутко
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – В.Л.Дутко
20 ноября 1946 г.
Другиня моя, спешу ответить на Ваше последнее письмо от 13 октября. Описание Ваших новых опытов, не скрою, встревожило меня. Совет, родная, не только не увлекаться, но приостановить опыты, которые происходят при предоставлении Вами полной инициативы Вашему телу и тому, что движет им. Все Учения Света настаивают на полном осознании всего нами творимого, ибо лишь то, что осознано, запечатлевается в «чаше» и слагает нашу сокровищницу. Владыка Будда особенно сильно утверждал необходимость развития настороженной сознательности во всем, в мыслях, словах и действиях. Все машинальные движения были яро порицаемы Им, тем более все проявления пассивности.
Ученики, вступившие на Путь, прежде всего отказывались от пассивности. Они проходили дисциплину постоянной внутренней настороженности и силою сердечного устремления и обострением воли добивались различных проявлений психической энергии, при полном осознании благой цели и ответственности.
Увлечение опытами, основанными на пассивности, может развить зачатки дремлющего медиумизма, и тогда человек становится открытым для неожиданных посещений и прочих опасностей. Родная моя, уберегите свою даровитую природу от пагубы развития медиумистичности. Мне важно было бы знать, через какие опыты и переживания, поставившие Вас на край смерти, пришлось Вам пройти? В каких формах выразилась страшная горячка, о которой Вы намекаете? Как отнеслись к этому проявлению врачи? Каков был их диагноз и в чем состояло лечение, а может быть, и несознательное отравление Вашего организма? Это следовало бы записать, ибо все подобные переживания – ценнейшие вклады в науку о психической жизни человека. Ведь самая высокая наука, наука о человеке и его скрытых еще свойствах его связи со всем Сущим и о творчестве на Дальних Мирах, находится еще в эмбрионе. Хотя и трудно, родная, но постарайтесь дать мне ясную картину происходившего с Вами. Ваша горячка могла быть следствием насильственного воспламенения центра или даже группы центров во время борьбы Вашей, о которой Вы только намекаете. Ведь и Е.П.Блаватская была сильнейшим медиумом, но с помощью Великого Владыки она превозмогла в себе эту опасность и стала тем, что мы называем медиатором. Но все же даже ей пришлось бороться с возвратами медиумизма. Но поручение ее было настолько велико и трудно, что Великому Учителю пришлось избрать для этого особый медиумистичный организм, который облегчил бы ей миссию ее и в то же время позволил бы находиться в окружении людей без страшной опасности огненного пожара и мучительной смерти. Почти никто не представляет себе той опасности и тягости, которые испытываются человеком с открытыми центрами среди дисгармонического окружения.
Вы имеете все данные, чтобы стать прекрасным медиатором, и потому, родная, явите всю бережность к своему организму и не допускайте неведомые влияния, гоните пассивность и всеми способами развивайте в себе силу воли. Само развитие воли при сердечном устремлении к Великому Владыке становится радостью, ибо радостна всякая работа во Имя Любимого. Кроме Указания о прекращении опытов, должна передать и Совет быть сугубо осторожной за три и даже четыре дня до полнолуния и такое же число дней после него. Если Луна светит в окна, завешивайте их.
Была рада получить Вашу карточку с Мишей. Она будет моей любимой, хотя Миша уж очень сурово смотрит на меня. Он, вероятно, почувствовал это и прислал свой привет и подпись. Я имею его карточку, которую очень люблю, у дерева.
Согласна вполне с Вашими размышлениями над словами Вивекананды. Такое суждение высоко мудрого Духа, преисполненного терпимостью, подтверждает истину о трудности понимания даже такими сознаниями психологии и учений иной народности при недостаточном ознакомлении с ее историческим прошлым и основами духовных Учений, а также и с уровнем развития тех слоев, которым было преподано это чудесное по своей простоте обращение к Высшему Понятию.
Конечно, можно было бы привести Вивекананде слова Иисуса в Евангелии от Иоанна, глава 10, стих 34–38: «Не написано ли в законе вашем (Псал. 81, 6): "Я сказал: вы – боги?" Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: "Богохульствуешь", потому что Я сказал: "Я – Сын Божий"? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне. А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем».
Истинно прекрасно представление этого Высшего Принципа как нашего Отца Небесного или Пространственного. И Вы правы, конечно, Иисус Христос не мог иметь в виду Небеса как местопребывание Бога Отца, Он лишь стремился подчеркнуть Величие, Высоту и Чистоту Высшего Принципа. Также и выявление этого Принципа проявляется прекраснее всего в Венце Творения, в лучшей Человеческой Форме на Земле и на других Мирах. Потому вполне логично и приемлемо признание Главы нашей Солнечной Иерархии как нашего Бога и Отца. Истинно, Он в нас и мы в Нем. Сияние Его сущности окружает и питает нас. Не сам ли Вивекананда сказал, что «не поклоняются личному Богу лишь дикарь и дух, освободившийся от всех ограничений и привязанностей к форме»?
Ваше определение «раскрыть небеса в сердце своем», истинно, прекрасно. Сказано: «Когда молишься, войди в комнату твою, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (от Матфея, глава 6, стих 6). Где это тайное, не сердце ли?
О мудром давании. Вы правы, люди даже помогать не умеют с пользою, часто помощь их лишь усугубляет процесс «заболевания». Но думается мне, что «давание», которое имела в виду Е.П.Блаватская, состояло в предоставлении государством одинаковых прав и возможностей всем. И такое предоставление или принятие обусловлено было лишь личной пригодностью и дарованиями. Никакие партии не могли иметь места в общинном строительстве.
Да, родная, великое переустройство не может завершиться в одночасье. И «Великое Провозвестие» всегда приходит на Заре Нового Мира. Тяжко среди сумрака ужасного разложения, но, как Луч Света, светит знание, что прояснение сознания может произойти и тогда спасение мира совершится, истинно, в мгновение ока. Соборная великая молитва исстрадавшегося человечества может создать такой мощный поток, очищающий все скверны, что Благодать Надземная вольется в него и оздоровит и одухотворит нашу больную, но все же прекрасную Землю.
Теперь мне хочется привести Вам, родная, несколько Бесед из «Надземного».
«Вы знаете, что в каждом крупном событии, кроме многих космических воздействий, участвуют четыре слоя человеческого мышления. Первый слой состоит из лиц, непосредственно принимающих участие в битве, ибо каждое событие есть битва. Те силы из Тонкого Мира, которые сражаются не менее воплощенных, будут вторым слоем. Слой третий состоит из участников не телесно, но в духе борющихся. Четвертый слой состоит из Руководителей, видимых и невидимых. Первые два слоя не раз были упомянуты Нами, но о третьем слое следует сказать, ибо он становится очень многочисленным. Люди сознательно и бессознательно участвуют в самых сложных событиях. Можно видеть, что мысли таких множеств образуют мощную силу и опасны по причине беспорядочности. Безответственные – несознательные, попадающие под любое влияние, готовые на всякое предательство, налитые злобою, такие люди всегда наполняют пространство хлопьями мохнатого мышления. Им ничего не стоит изменить каждый день свои выкрики, они оказываются источниками психических эпидемий. Но мало того, они повреждают мысленные посылки сознательных сотрудников добра. Они часто отравляют атмосферу, и требуется много энергии, чтобы обезвредить такие мрачные посылки. Они не понимают весь вред наносимый и не хотят знать, какие преграды они создают на пути эволюции. Могут сказать, что же тут нового, ибо злостное невежество давно признано самым губительным? Но именно теперь, во время Армагеддона, умножаются легионы вредителей. Они настолько уничтожают полезные труды пособников Блага, что нужно особенно предостеречь от такого безумия. Неуместно такое нарушение вибраций. Масса народная инертна и легко поддается лжи.
Мыслитель постоянно указывал, что невежество есть самое действенное начало, и потому опасно»[1].
«Вы знаете, что отсутствие соизмеримости называется психической слепотой. Люди иногда пытаются не замечать опустошительного пожара, лишь бы доесть обычную похлебку, и в то же время ужасаются мухе, влетевшей в окно. Приходится всеми мерами развивать утраченную зоркость, иначе человечество впадает в своеобразную дикость.
Не странно ли, что люди не развивают своих основных свойств и даже стараются не думать о психической стороне жизни? Тем труднее направить человеческое мышление к Надземному. Невозможно объяснить жителям городов о широком понимании Надземных Областей. Они полагают, что уже достигли научных понятий, но не умеют включить в науку духовные познавания.
Не думайте, что Мы видим много сотрудников, которые умеют претворить Надземные Области в жизнь. Вот вы получаете письма, в которых Наши указания называются неконкретными. Настоящая трагедия заключается в таких опрометчивых суждениях. Лица, писавшие об отвлеченности нашего Учения, сами не задумались, где граница реальности и отвлеченности?
Мы укажем, что реальность именно теперь настоятельно нужна, ибо мир проходит опасную ступень переустройства. В такое время было бы недопустимо пускаться в отвлеченности, когда каждый час требует реального решения. Но психические слепцы не умеют различать, где неотложная, трудовая реальность и где вредоносная отвлеченность. Они сами наполняют жизнь отвлечениями и не видят, как становятся вредителями. Урусвати помнит, как разодетая толпа еще спешила на зрелище, когда здание уже рушилось. Мыслитель учил: "Познайте действительность и тем освободитесь от оков рабства"»[1].
«Вы знаете, что каждое значительное открытие, каждое провозвестие воспринимается и проводится в жизнь меньшинством, самым малым меньшинством. Сущность самых добрых провозвестий большинство встречает с ненавистью. Не только противодействие, но именно неистовая ненависть ползет за самыми полезными открытиями.
Кто-то подумает, что причину нужно искать в зависти, но на деле причина гораздо глубже. Она есть противоборство хаоса всему созидательному. Даже можно узнать полезность провозвестия по степени изрыганий ненависти. Не только злые насмешки, но самая губительная ненависть преследует все, что способствует обновлению жизни. Заметьте, как близки такие ненавистники к предательству. Они готовы к самому изысканному действию, чтобы повредить тому, что не нанесло им ущерба.
Ненавистники разделяются на два вида. Одни служат мегафоном каждому полезному провозвестию. Справедливо замечено, что сильные люди воплощаются иногда с определенным назначением оказаться мегафоном целого движения. Нужно понять, что карма не отягощается при таком определенном назначении. Но следует запомнить, что второй вид ненавистников очень вреден, ибо он пытается подставить лживые значения на путях продвижения человечества.
Вы не раз встречали таких вредителей. Невозможно оправдывать их тем, что они обуяны одержанием. Иначе каждый слабовольный человек найдет себе оправдание. У Нас очень остерегаются таких подпадающих под гибельное одержание.
Нужно помнить, что область Надземная особенно возбуждает ярость таких ненавистников. Они желают оставаться среди ветхой рухляди, но стараются надеть маску рассудительности. Много путей было загромождено такими притворщиками. Наука пусть шире ведет к познанию неограниченному.
Мыслитель уже боролся с такими ненавистниками. Он предостерегал учеников, чтобы они не оставляли философских трактатов незапертыми: "Не забудьте, что среди так называемых родственников могут быть ненавистники"»[1].
Три Беседы, сколько мыслей они должны пробудить! Сколько аналогий объединить! Удивительно, как некоторые люди, читая эти Беседы, не могут развить дальнейшее мышление на эти темы.
Чуть было не забыла ответить на вопрос Вашей «таинственной» корреспондентки. Н.К. не только никогда не состоял вице-президентом в «Универсальном Спиритиуаль Юнионе», но никто из нас ничего не слышал о нем. Но мы привыкли ко всяким еще более фантастическим небылицам. Так, два известных деятеля, один бывший президент Розенкрейцеровского Общества «Аморк», а другой издатель и редактор научного журнала, в своих литературных трудах описали свою встречу с Н.К. и личную беседу с ним в Палестине (!!), где Н.К. никогда не бывал. Кто же этот таинственный человек, который выдает себя за Н.К.Рериха? Но если предположить, что делимость духа Н.К. такова, что он может появляться одновременно в разных местах, то для этого и посещаемые должны были находиться в трансе, но последнее еще менее вероятно.
Примечания