21.07.1934 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
21.VII.34
Урусвати
Дорогой Сотрудник, искренно порадовалась, как Вы приняли критику Вашей статьи и также тому обстоятельству, что Вы не убоялись опубликовать свои заблуждения. Это уже залог возможности будущего тесного сотрудничества. Также и Ваше устремление к Учителю прекрасно, и, если оно будет расти в своем напряжении и понимании Великого Образа, многое может быть достигнуто. Только не нужно задаваться никакими сроками или же предпосылать свои условия; всем сердцем доверьтесь Мудрости Высшей, и все сложится так, как нужно, так, как лучше для Вас. Иногда именно самое страшное, самое, казалось бы, неприемлемое становится отправной точкой нашего счастья.
Вы пишете, что Вам ясно, что "не ученик ждет Учителя, но Учитель ждет ученика", но я внесу поправку в это слишком категорическое утверждение. Для каждого творческого действия, для каждого проявления необходимы взаимность и соответствие. Потому, если нет ожидания, не может быть и ответа. Там, где нет ожидания, там нет устремления. Отсутствие ожидания есть пассивность, нам же заповедана зоркая напряженность.
Также великий Завет – "когда ученик готов, является и Учитель" – мало кем понят. Не много тех, кто задумываются, что в действительности есть эта готовность. Не должна ли эта готовность заключать в себе определенные качества? Вся беда в том, что люди не хотят понять, что в основе этой готовности и всех достижений лежит следование Высшему Идеалу и огненная трансмутация наших чувств, всего нашего характера. Людям гораздо легче отказаться от всяких излишеств и, не отягощая своего мышления, механически отсчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую камнем преткновения на пути к духовному достижению. Но, как сказано, все механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого есть единая цель всех истинных Учений. Потому очень и очень нужно запомнить, что все Великие Учителя заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли. Потому ни один высокий раджаили Агни-йог не нуждается ни в каких механических приемах, ни в каких физических упражнениях.
И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем Идеале в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация продолжается безостановочно; что бы ни делал такой йог или ученик, мысль его неотступно держится около Идеала, все совершается им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие этого Образа. Это и есть истинная концентрация, указанная в эзотерической философии, изучающей лишь внутренний мир, мир нуменов.
Также и молитва, произносимая учеником, есть именно это непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом Избранным. По этому поводу вспоминается мне рассказ, как однажды великий мудрец Конфуций был тяжко болен, и друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему начать читать молитвы, на что Мудрец улыбнулся и сказал: "Моя молитва началась уже давно". И действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным предстоянием перед Великим Идеалом, истинной молитвой перед Наивысшим?
Вот когда такое предстояние налицо, когда наблюдаемый дух настолько твердо установился на избранном им Образе, что не может быть никакого уклонения, тогда и явлена готовность, и Учитель появляется, и наблюдаемый дух становится принятым учеником. Но, конечно, как я уже писала Вам, могут быть отдельные сообщения и даже даваться чудесные книжечки с основами Учения через каналы чистых психиков, но истинное ученичество есть нечто совсем другое. Почти никто не осознает, какую страшную тяготу возлагает на себя Учитель принятием ученика. Потому Великие Учителя, стоящие на дозоре Мира, направляющие все мировые процессы и ведущие гигантские Космические Битвы, могут приближать лишь тех, в ком они уже не сомневаются, кто прошел через многие огненные испытания и доказал свою готовность и преданность не в условиях благополучия, но на краю пропасти; отсюда такое ничтожное число принятых учеников. Приняв ученика, Учитель устанавливает с ним незримую связь и принимает его в свое сознание, то есть с этого момента Учитель знает все, что происходит с учеником, знает каждую его хотя бы мимолетную мысль и чувство и направляет его. Для ученика же с момента принятия начинается совершенно новая жизнь. Пробуждаются все его спящие энергии, наступает ускоренное развитие и трансмутация их. На него направляется целая батарея незримых, но мощных лучей, которые по мере роста устремления и расширения сознания ученика и утончения его организма становятся все более и более ощутимыми, и все они направлены к единой цели – именно к трансмутации внутреннего человека и к утончению и разъединению его трех тел для самостоятельной деятельности на соответствующих планах. Велико напряжение ученика, и, конечно, физические силы его временно слабеют, и он должен придерживаться известного образа жизни, не выходя из жизни. Конечно, все эти лучи могут быть восприняты лишь при высшем устремлении ученика. Во всем нужны взаимность, соответствие или согласованность. Потому без ожидания нет получения.
Может быть, Вы скажете, что я не совсем поняла Вашу мысль, что "не ученик ждет Учителя, но Учитель ждет ученика", – это будет неверно. Сердцем я поняла ее, но среднему сознанию, кому Вам придется, может быть, говорить об ученичестве и Учителе, необходимо твердо указывать, что без устремления и при остановках и уклонах пути ничего не может быть достигнуто. О губительности половинчатости и полумер достаточно сказано. Учитель ждет лишь того, кто идет твердо, неуклонно в своем всепоглощающем устремлении к единой цели, чтобы протянуть ему руку, когда он пройдет последнее препятствие, отделяющее его от Учителя. Много толпящихся у основания и идущих по пути, но, конечно, Учителя не ждут их, ибо вершина высока и многие устрашатся крутого подъема и уклонятся, не дойдя и до половины пути. Лишь перейдя известную черту, ученик может надеяться обратить на себя внимание Учителя. Ибо именно было бы непроизводительной тратой времени наблюдать за прыжками неустановившихся путников духа.
Также сужденными учениками мы называем тех, кто были уже учениками во многих предыдущих жизнях, и в этом настоящем своем воплощении такой ученик уже с самого рождения находится под высшим наблюдением Учителя, и условия рождения его определяются Учителем, и от ранних лет он уже знает Учителя, потому такие духи не могут уже отклониться и события жизни их, как неудержимый поток, несут их к назначенным берегам. Приведу Вам страничку из Учения: "Истинно нужно принять символ Вершины как восхождение духа. Каждый ученик должен помнить, что уклонение от Вершины уводит путника от пути. Каждый лишний груз не поможет путнику. Явление Вершины остро, и каждая лишняя привязанность к Миру земному останавливает путника. Но трудно остановиться на склоне, потому будем помнить о Вершине Восхождения. Трудно достичь Вершины, если дух не понимает основ Иерархии".
Да, нужно помнить, что склоны отвесны и лишь подножие Вершины широко.
В ответ на мое предложение помочь Вам разобраться в некоторых затуманенных вопросах Учения Вы пишете, что "не хотите затруднять меня вопросами личного характера и что для меня это было бы непроизводительной тратой времени".
Отвечу: Вы заблуждаетесь, полагая, что это будет чем-то личным и непроизводительной тратой времени, ибо ничто так не нужно сейчас, как именно очищение Учения от злотолкования. Вы не можете представить себе, сколько извращений и нагромождений накопилось вокруг Учений. Именно Вл[адыка] настаивает на этом очищении. Потому те, кто может понять, кто хочет серьезно вступить на путь ученичества, должны искать углубления своего понимания. У меня достаточно корреспондентов, и я знаю, как многое не продумано, не осознано и даже иногда совершенно превратно истолковано. Потому я всегда стремлюсь, чтобы мои корреспонденты запрашивали у меня все неясное для них, ведь с помощью Вл[адыки] я могу многое пояснить. В Учении разбросано много намеков, и пытливый ум серьезного читателя может заинтересоваться и вступить на путь подготовительного ученичества, и тогда я готова буду отвечать, и это не будет непроизводительной тратой времени, но давать конкретные ответы на вопросы просто любопытствующих у меня действительно нет времени. Кроме того, зачем давать неподготовленным умам знание того, что пользы им не принесет и лишь еще больше запутает? Знаете ли вы те вопросы, которые чаще всего мне задают – именно: из каких семи ингредиентов состоит эмульсия йогов? Из каких ингредиентов состоит порошок йогов? Что есть вода л[ития]? Сколько морковок в день употреблять в пищу? и т.д., и это тогда, когда книги Учения изобилуют и затрагивают глубочайшие тайны и основы Бытия! Но никто еще не запросил меня о них. Потому будьте осторожны с отделом "Почтовый ящик", чтобы не превратился он в дешевого оракула, чтобы подписчики не стали требовать предсказаний и точных сроков грядущих событий и объяснения своим снам и видениям, и рецепта йогической помады для ращения волос. Конечно, это шутка, но Вам придется встретиться со многими курьезами, если Вы предложите отвечать на вопросы подписчиков.
Перейдем теперь к Вашим вопросам: что означает Махаван и Чотаван? Буквально это значит большой ритм и малый ритм. Для того чтобы дать Вам представление об этих огненных ритмах, приходится вспомнить мои давно заброшенные музыкальные знания и изобразить их в нотах.
Махаван и Чотаван – ритмы космические, ритмы пространственного огня, и в известные периоды ритмы эти ощущаются идущими по пути Агни-Йоги. Ощущаются они кратковременно, ибо иначе трудно было бы выдержать, следуют они с большой быстротой и стремительностью. Все эти ритмы и двойной Додекаэдрон я испытала, но описать их очень трудно. Скажу только, что каждая клеточка организма трепещет этим ритмом, причем интересно отметить, что сердце продолжает свой обычный, лишь слегка повышенный пульс.
Думаете ли Вы, что это сведение очень поможет на первых ступенях, на которых стоит большинство читателей Вашего сборника? Ведь все эти огненные опыты и ритмы приходят на высоких ступенях овладения пространственным огнем. Если же люди, услышав об этих ритмах, начнут отбивать их механически, то, как сказано в Учении, они уподобятся барабанщику. Потому перечтите внимательно 401 в к[ниге] "Агни-Йога".
Теперь следующий вопрос – как понимать замену Агни-йогом кровного родства духовным? Мне кажется, это утверждение так очевидно, так ясно. Ведь в жизни на каждом шагу нам приходится убеждаться, как часто люди даже чуждой нам национальности по своему духовному развитию нам ближе родственников по крови. Причин этому много, иногда это объясняется кармическим законом, иногда принадлежностью к тождественной стихии и тождественным потенциалом энергий, заложенных в зерне духа.
Но даже исходя из самых простых жизненных примеров разве можно требовать, чтобы разумный человек, стремящийся к преуспеянию своих дел, стал сотрудничать не с теми, кто знаком с этим делом и, следовательно, может помочь развитию его, но только с родственниками, и даже несмотря на всю неспособность и непригодность их к этому и порой даже враждебность.
Каждый из нас имеет свои прямые обязанности по отношению к своей семье, но не следует преувеличивать их. Ведь часто семьи являют зрелище полного разъединения, антагонизма и служат очагами духовного разврата. Неужели было бы справедливо и целесообразно растрачивать свои силы и жертвовать высокими идеалами для искусственного поддержания в большинстве случаев незаконных уз? Именно незаконных, ибо на земле многие союзы, скрепленные всеми людскими законами, оккультно должны рассматриваться как незаконные. Именно в силу таких незаконных браков происходят страшные преступления, вырождение целых народов и гибель нашей цивилизации. Вопрос законности семьи очень глубок, он затрагивает само Бытие. Установление законных сочетаний есть великая наука будущего. И она будет строиться на непреложных космических законах. Много говорилось о сродстве душ, но кто знает и понимает истину эту во всем величии непреложного космического закона? В Учении сказано явно, что люди должны сочетаться даже по стихиям[1]. Лишь родители, принадлежащие к одной стихии, могут дать уравновешенное потомство. В жизни же мы видим, как часто огонь сочетается с водою или воздух с землею. Именно бесплодие и вырождение целых народов имеют в основе своей подобное смешение. Придет время, и эта истина встанет перед людьми, придерживаться которой станет насущной необходимостью. Формы жизни, все функции человечества должны строиться в соответствии с космическими законами, если человечество хочет продолжать свое существование и развитие на этой планете, в противном случае нам грозит судьба Атлантиды.
Тем же лицемерам, которые, прочтя о замене кровного родства духовным, возмутятся и начнут клеветать на Учение, якобы указующее пренебрежение к семейным обязанностям, можно привести из ими же принятого Учения – Евангелия – слова Христа: "...истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем – жизни вечной..." (От Марка, гл. 10, ст. 29–30), между прочим, какое ясное утверждение закона перевоплощения в этих словах. И те же слова и в Евангелии от Луки (гл. 18, ст. 29). Также знаменательно утверждение: "Преданы так же будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями, и некоторых из вас умертвят; И будете ненавидимы всеми за Имя Мое" (От Луки, гл. 21, ст. 16–17). Пусть вопрошатели объяснят и следующие слова Христа: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня..." (От Матфея, гл.10, ст. 34–38).
Мне кажется, что после этих слов утверждение о замене кровного родства духовным звучит скромно. Нет большего греха, как насилие над духом человека, а как часто мы видим, что именно ближайшие налагают на нас это бремя. Дух не терпит насилия, и горе соблазнившим.
Будете ли Вы объяснять и обсуждать Учение с ненавидящими его или же будете искать единомышленников, следуя мудрому изречению: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (От Матфея, гл. 7, ст. 6). Так тоже можно понять замену кровного родства духовным.
И благо, если семья состоит из духовно родственных членов, в противном случае никто не имеет права осудить, если кто-либо из членов ее станет искать себе единомышленников на стороне. Ведь только духовные узы, узы сердца, имеют значение и сплетают жизни наши на тысячелетия, кровные же узы могут быть и явлением привхождения, и частичною кармической платою. Сколько отцов не знают своих сыновей и дочерей!!! Потому не будем лицемерами.
Итак, в этом вопросе не следует быть сентиментальными, но понять, в чем состоит истинный долг семьянина. Когда мы дорастем до осознания законных браков, то вопрос кровного и духовного родства разрешится сам собою. А пока будем настаивать на самоусовершенствовании внутреннего человека, ибо именно это самоусовершенствование поможет нам правильно решать многие проблемы жизни, столь различные по сочетаниям условий.
Теперь, что есть семь чувств астральных? Именно соответствия пяти чувств, определенно ощущаемых в земной оболочке, плюс шестое, еще редко проявляющееся чувствознание, или так называемая интуиция, и седьмое – синтетическое, или духовность. Астральные чувства живут так же, как и физические, но в своих тонких излучениях. Нельзя рассматривать их отдельно, единство являет свою согласованность. Существует полное соответствие между тонким телом и земным. Потому аксиому – "как вверху, так и внизу", нужно всегда иметь в виду.
Но, конечно, как внешние чувствования или энергии проявляются, лишь когда определенные условия налицо, так и внутренние духовные силы проявляются, когда внутренние астральные или духовные условия созданы на внутреннем плане. Мир внешний есть лишь отражение внутреннего.
Теперь об одиночестве. При развитии сознания, при расширении горизонта мысли человек неизбежно будет ощущать свое одиночество. Каждому образованному и культурному человеку, поднимаясь над общим уровнем, становится все труднее и труднее приноравливаться к мышлению людскому. Что же нужно сказать о тех, кто раздвинул свой умственный горизонт до пределов дальних миров? Кто научился судить и не принимать очевидность за действительность? Кто, видя следствия, которыми поглощено и опутано человечество, знает истинные причины происходящего? Кто понимает и знает, что так называемая Незримость таит в себе все истинные причины, все мощные факторы нашего существования? И кто знает всю красоту высших миров? Какими мыслями, какими размерами замыслов, какими красотами творчества может он делиться с людьми, не поднимавшимися выше земного плана? Кто поймет его? И не должен ли он, дабы не вызвать недружелюбия и не причинить вреда, схоронить в себе свое знание и являть лишь тот облик, который приемлем сознанию его собеседников, принимающих куриную очевидность за действительность? Сказано: "Открывший драгоценную формулу не может прокричать ее в окно, ибо вред покроет самую большую пользу. Тяжко, очень тяжко сотрудничать и говорить по сознанию собеседников, ибо это часто требует страшного напряжения. "Если трудно вложить малый меч в большие ножны, то насколько же труднее вложить большой меч в малые ножны!" И так, всем существом своим стремясь дать людям радость и счастье светом великого Учения, дух такого человека должен молчать и приноравливаться к сознанию окружающих и приходящих к нему, чтобы быть понятым и допущенным ими к сотрудничеству, имеющему в виду лишь их Благо – это и есть великое ОДИНОЧЕСТВО.
Истинно, Агни-йог есть Лампада Пустыни и Пустынный Лев! В заключение скажу: несмотря на это одиночество, все же можно поздравить каждого достигшего расширения сознания. Ничто и никакая лаборатория не может дать ощущения продолжения безграничных возможностей. Именно лишь знание духа дает человеку место среди Безграничности, где нет одиночества, но лишь великое притяжение к красотам Мира Огненного.
Теперь перейдем к Вашему сборнику. С удовольствием просмотрю Вашу статью1 и не замедлю выслать ее Вам обратно. Очень сожалею, но до сих пор еще не имеем ответа на наш запрос из "Темпль Артизан". Конечно, письмо из Индии идет туда около шести недель, и возможно, что они собирают необходимый материал. А может быть, там та же политика, что и в Адиаре[1], – умалчивать имя настоящей основательницы. Ведь природа людская всюду одинакова. Тем более, что с ее смертью Сообщения от Вел[иких] Учителей очень сократились, и часто они печатают Сообщения, полученные еще при жизни основательницы. Подождем и увидим.
Я уже писала Вам, прося не оповещать о переводе "Тайной Доктрины" на русский язык, теперь скажу Вам причину. Перевод двух томов хотя и закончен, но печатание их возможно будет лишь через несколько лет, потому зачем смущать преждевременным оповещением... Если же за эти годы появится еще другой перевод, то тем лучше, ибо этим самым кто-то просветит свое сознание[1]. Вы ошибаетесь, думая, что третий том "Т[айной] Доктрины" не опубликован, он издан на европейских языках. Но этот том был собран уже после смерти Е.П.Бл[аватской], и туда вошли статьи и заметки, не прошедшие окончательной цензуры ни самой Бл[аватской], ни Самого Вел[икого] Учителя. Потому третий том наряду с жемчужинами имеет явные неточности и даже грубые заблуждения. Вл[адыка] указал мне на эти неточности и личные соображения, не прошедшие высшую Цензуру.
Перечисленные Вами параграфы добавлены к франц[узскому] и англ[ийскому] второму изданию по Указанию из разных книг Учения – частью из "Иерархии", частью из "Беспредельности". Да, имеются еще книги Учения, не напечатанные и на русском яз[ыке].
Г-жа Рудникова написала мне, и я ответила. Но Вы ошибаетесь, в тесном контакте с Ф[еликсом] Ден[исовичем] она не состояла. Откровенно скажу Вам, письмо ее огорчило меня, ибо в нем она слишком развязно, по-обывательски говорит о столь Сокровенном, столь Высоком для нас понятии Великого Бр[атства]. Нам дан пробный камень судить о степени приближения, и камень этот и есть тот священный сердечный трепет высшего почитания и любви к Иерархии Света, который должен проявляться в действиях и выражаться во всех и произносимых, и запечатленных словах, относящихся к этому Величайшему Понятию. Духовный контакт, видимо, не произошел. Но если ее новая статья так же хороша, как "Недра Космоса", то это прекрасно. Книга "Мир Огненный" должна была выйти в конце февраля к приезду Н.К. в Париж. Книга "Сердце" еще раньше. Судя по письмам, обе книги были уже напечатаны в самых первых числах марта, причем выход книги "Мир Огненный" задержался из-за потери пакета, во всяком случае, книга "Сердце" вышла раньше.
Книга Ледбитера "Учителя и Путь" имеется у меня на англ[ийском] языке, и должна сказать, что это такое безобразное смешение истины, лжи и даже кощунства! Зерна истины, содержащиеся в ней, так же трудно отобрать, как несколько настоящих жемчужин из кучи поддельных бус. Чтобы иллюстрировать Вам эту ложь, скажу – Вл[адык]а М[ориа], Великий Венецианец, Учитель Учителей, Вл[адык]а Мира или, как говорят восточники, Вл[адык]а Шамбалы, и Великий Ману Шестой Расы, и Великий Вл[адыка] Майтрейя – аспекты одного и того же Высочайшего Эго, или Духа, в плодовитой же фантазии г-на Ледбитера все Они разъединились и Каждый живет в отдельном Ашраме!!! Забавно, что г-н Ледбитер и все теософы приписывают Великому Венецианцу воплощение Паоло Веронезе! Причем у меня имеется портрет этого "Венецианца" в современном европейском одеянии!!! тоже написанный якобы под лучом Вл[адыки]!!! Теперь сообщу Вам, Кто на самом деле был этот Великий Венецианец. Когда племя венетов было теснимо и гонимо надвигающимися варварами, среди них появился неизвестный высокий Пастух, который указал им отойти на лагуны, и это обстоятельство послужило основанию города Венеции. Пастух этот был Наш Вел[икий] Вл[адык]а, принявший этот Облик, вернее, материализовавший Его, ибо в то время Он не носил физического тела. Последнее сведение имею от Самого Вл[адык]и, и Вы видите, как это расходится с утверждением теософов и описанием г-на Ледб[итера]. Для Вашего сведения скажу, что и Великий Облик аватара Бхагавана Кришны, творца Бхагавадгиты и Собирателя Вед и Махабхараты, тоже нужно внести в Книгу Жизней Вл[адык]и. Конечно, Вы понимаете, чтобы стоять во главе Мира и быть Собирателем Шестой Расы и грядущим Вл[адыкой] Майтрейей, Дух должен быть Высочайшего Огненного напряжения. Также имейте в виду, что никогда не может быть выдано ни точное географическое местонахождение, ни даже точная видимость не только главной Твердыни, но даже отдельных Ашрамов. Точно так же и все имеющиеся портреты Вел[иких] Уч[ителей] имеют лишь приблизительное сходство или же никакого с истинным Обликом Владык. Г-н Ледб[итер] назван "вреднейшим". Можно ли после этого допустить, чтобы он посещал в своем тонком теле или даже только приближался к священным Ашрамам?! Но встреча Рамасвами[1] описана правдиво. Одна моя знакомая теософка, англичанка, в каждом красивом и высоком раджпуте видит Учителя Белого Бр[атства], и разубедить ее невозможно.
Другой теософ утверждает, что Уч[итель] К.Х. запечатлевает на его мозгу сообщения и картины-видения, и, недавно узнав, что у его приятельницы околела любимая кошка, он утешил ее, сказав, что Уч[итель] К.Х. показал ему кошку эту в Своем саду, где уже были собраны все околевшие животные, принадлежавшие Его ученикам! Объяснение столь необычному зверинцу дается в той сильной любви, которую питает Уч[итель] к своим ученикам: все любимое ими – любимо Им!!!!! Как нравится Вам столь великое самообольщение и вопиющее безвкусие! Еще перл – тоже знакомая теософка сообщила нам, что она каждую ночь в своем тонком теле отправляется к Вл[адыке] М. и, свернувшись, как кошка, лежит у Его Ног, и Вл[адыка] нежно называет ее "моя кошка"!.. Также получаю от теос[офов] частые сведения о воплотившейся Е.П.Бл[аватской]; сейчас ее признали в одной девочке, англичанке, родившейся в Индии. Но, помимо этого, сама я получаю письма, в которых ко мне обращаются как к Е.П.Бл[аватской] и просят меня разрешить им приехать!! (Мой молоточек с восклицательным знаком устал и отказывается работать). Но уверяю Вас, что я не воплощение Е.П.Бл[лаватской]. И ожидаемая ими Е.П.Бл[аватская] около сорока лет тому назад воплотилась уже в Австрии в мужском теле и в 1924 году благополучно прибыла в физическом теле в главную Твердыню. Между прочим, Е.П.Бл[аватская], или Брат Х., очень горюет о судьбе многих своих рукописей в руках теософов. Все эти сведения для Вас. Если что-нибудь особенно интересует или смущает в этой книге, запросите, я просмотрю и отвечу. Итак, кончу на том, что г-н Ледб[итер] назван "вреднейшим", и никогда не получал непосредственных Указаний, и никого из Вел[икого] Бр[атства] в физических телах не встречал. В самом начале его подхода он мог многое слышать от Е.П.Бл[аватской] и затем, с ее смертью, все это пышно расцвело в его плодовитой фантазии, лишенной всякой честности и красоты. Он был определенным медиумом и свои астральные похождения принимал за великие посвящения, астральных же самозванцев за Огненные Облики Вел[иких] Уч[ителей]. Могу утверждать это на основании Указаний Самого Вл[адык]и. Итак, большинство его описаний абсолютно не соответствует истине. Много сознательной и еще больше бессознательной лжи в видениях медиумов и недисциплинированных психиков. Область психизма такая сложная, такая страшная и таит в себе много сюрпризов для самоявленных адептов. Без Высшего Руководства нельзя безопасно погружаться в эту область. Разбираться в видениях может лишь ученик, находящийся под непосредственным наблюдением Вел[икого] Уч[ителя]. Чтобы правильно видеть и понимать, нужно научиться управлять низшим манасом и не допускать вторжения его. Есть много примеров видений, когда высший Манас являл великую Истину, но затронутая самость пробуждала низший аспект его, который вторгался и не только вносил свои добавления, но искажал весь смысл явленной Истины. На своем личном опыте знаю, как вначале случалось, что видение одного исторического клише заходило на другое, и Вл[адык]а повторял видение и указывал ошибку. Итак, закончу на том, что Ледб[итер] назван "вреднейшим". Мне же дана задача очищать Учение от всех нагромождений и искажений, что в недалеком будущем и буду делать в широких размерах.
Меня очень трогает Ваше почитание Е.П.Бл[аватской]. И прекрасно, если Вы напишете статью об этом Львином Сердце. К сожалению, не имею готовых статей о ней. Вся наша работа распределена Самим Вл[адыкой] по определенным заданиям и срокам, и время для нашего выступления за имя Е[лены] П[етровны] еще не наступило. Потому, говоря о будущем почитании, я имела в виду возможности, которыми надеюсь располагать через несколько лет. Но благо, если кто может уже положить первый камень в основание этого почитания.
Теперь о темах для Вас. Когда я писала Вам предыдущее письмо, действительно, в мыслях вставали несколько тем. Сейчас помню лишь две из них, а именно "Человеческая аура и связь и влияние ее на самочувствие и здоровье человека". Ведь так мало написано об этом важнейшем факторе всего нашего благосостояния и существования. Здесь у меня имеется книга Кильнера "The Human Atmosphere (The Aura)", кое-что Вы могли бы почерпнуть из нее и затем связать и разработать все это в связи с тем, что сказано в Учении. Г-ну Кильнеру удалось при помощи определенного химического состава, накладываемого на стекло, через которое он смотрит на исследуемого субъекта, выявить ауру. Конечно, затруднение в том, что и эта книга английская. Если Вы заинтересуетесь, я попрошу моих сотрудников просмотреть и собрать еще указания о заградительной сети в не напечатанных еще книгах Учения. Вторая тема – "О центрах и их духовных соответствиях, их физической и духовной деятельности". Ведь сейчас столько открытий сделано в области гланд и нервных центров западною наукою. Остальные темы сейчас ускользнули из памяти. Конечно, обе работы требуют собирания материала и тщательной подготовки. И обидно, что лучшие труды – на англ[ийском] языке.
Кажется, ответила на все Ваши вопросы. Между прочим, мое указание о трудности пути Ученичества и о том, что есть принятый ученик, недурно было бы знать Вашему корреспонденту г-ну Мирону Тарасову. После двух-трех свиданий с Н.К. и тотчас же после его отъезда г-н Тарасов стал величать себя не только принятым учеником, но даже "сыном" Вл[адыки] М.! Этого молодого человека никто из нас не знает, он подошел во время последнего проезда Н.К. через Францию. Он воспользовался неосмотрительностью г-на Шкл[явера]1, давшего ему все адреса сотрудников, и всем им разослал письма, объявляя, что он имеет "не только савуар, но и пувуар, ибо он принятый ученик и сын Вл[адыки] М."2. Несколько лиц попали на эту удочку. Мне были присланы копии презабавных писем этого самозванного "духовного советника при Европ[ейском] Центре", также и ответы на них. Но мне было Указано обуздать его и прекратить вред такого самозванства, что я и сделала и теперь пишу это и для Вашего сведения.
Нельзя кончать письма на отрицательных явлениях, потому приведу Вам несколько параграфов из Учения: "Дано духу огненному принимать тонкие энергии. Лишь огненное сознание может провести ток тонких энергий. Потому рекорды должны рассматриваться с большим распознаванием. Ведь человечество привыкло являть Высшее на низменном плане, потому и Облики Владык приобрели такие формы извращения. Ведь человечество привыкло к мысли, что Высшее должно служить низшему, но не подумают, что только явление понимания Служения дает право на явленное звено Цепи. Так извращение понимания посланий дает те результаты, которые сорят пространство. Потому будем предостерегать всех против извращения и фальшивых рекордов. Но что же являют медиум и приемник, отравленный империлом! Так нужно очищать в будущем нечестивые человеческие действия и уничтожать эти рекорды. Так в Мире Огненном лишь огненное сознание может быть истинным приемником посланий.
"Спросят – почему не останавливаем те лжеисточники? Почему не выявляем тех, кто послания искажают? Отвечайте – если бы насильственно останавливать течение, по которому человечество идет, то изуверство перешло бы во зверство. Так злая свободная воля течет, как лава, поглощающая в истории тех, кто ополчается против Блага. Ведь насильственное явление не может дать человечеству пути праведного, потому все тонкие энергии могут восприниматься лишь огненным сознанием. Так, терпимость, истинно, удел огненного сознания. Конечно, нужно очищать всюду те грязные наслоения, и удел огненного сознания есть очищение рекордов пространства. Среди накоплений страниц писаний человеческих нужно будет отметить те пагубные рекорды, которые засорили мозг даже недурных людей. Так на пути к Миру Огненному нужно понять великое значение восприятия высших энергий и посланий тонких".
"Среди поносителей Учения следует отметить особый род лиц, который берет на себя обязанность стоять на страже Истины. Но являть Истину доступно лишь огненному сознанию. Так называемые стражи Истины трудятся над тем, что они принимают за Истину, а именно то, что им приятно. Потому столько поносителей Учений и всех светлых начинаний. Правильно указали на анафему, на проклятие, которое явят стражи Истины. Сколько прекрасного было загублено этими темными побуждениями! Почему не выносят Наших Указаний эти силы тьмы? Ибо Наше Учение всеобъемлюще, и всепроникающе, и стихийно. Тьма особенно борется с Источником, который ближе к Иерархии Света. Если мы проследим все лжеисточники, то убедимся, насколько их поддерживает людское сознание. Сеятели сомнений и извращений постоянно являют запрещение Истине и всему Светлому. Так, Мир Огненный имеет также своих Огненных Стражей. Горе лжестражам и горе тем, кто засоряет пространство лжеучением. Горе тем, кто дал и дает Миру понимание об Иерархии, недостойно умаляя Облики Света, – так будем бороться с искажением".
В заключение скажу о Вашем беспокойстве – часто, избегая одной беды, мы ввергаем себя в худшую. Учение всегда настаивает на исполнении долга, и, если состояние духа Вашего позволит долг этот перенести в другую страну и в другом приложении, я убеждена, обстоятельства сложатся благоприятно. Потому не унывайте и совершенствуйтесь духовно – это самая великая и самая радостная работа.
Сейчас пришли две книжечки от Вас. Спасибо, просмотрю их и скажу Вам мое суждение о них. Между прочим, первая – "Дух Нерожденных" – перевод с английского.
Если что-либо из моих сообщений по сердцу, можете использовать их как выдержки из письма с Гималаев. Но без Махавана и Чотавана.
Всего светлого и радостного,
Елена Рерих.
Примечания