23.01.1940 Е.И.Рерих – Ф.А.Буцену
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – Ф.А.Буцену
23 января 1940 г.
Дорогой Федор Антонович, радовалась Вашим двум письмам от 10 и 19 декабря, не имея вестей от Вас, беспокоилась. Очень горюем об уходе нашего Клементия Станиславовича, он так был нужен друзьям в переживаемое трудное время. Для него это освобождение – великая радость, но для нас огромная утрата. Жизнь его была продлена насколько возможно. Своею деятельностью на объединение и пониманием происходящего он заслужил признательность Великого Владыки. Эта признательность, конечно, есть высшая награда, потому радуемся за него. Он всегда будет жить в наших мыслях.
Также счастлива была услышать от Вас, что Клементий Станиславович не одобрял увлечения поучениями, уявляемыми г-ном Апиным. В этом он был глубоко прав. Когда имеем наивысшее, неужели будем искать на базарах то, что так редко достижимо? Неужели сообщения посетителей из потустороннего могут заменить мудрость, идущую из Твердыни Света?
Вы могли убедиться, насколько мы не любим препятствовать и насиловать в чем-либо волю последователей Учения Живой Этики. Мы сможем лишь указать на опасность и вред того или иного состояния мышления и действия, но всегда предоставляем всем самим решать, как поступить. Потому, зная об увлечении некоторых членов Общества потусторонними сообщениями, несмотря на все предупреждения и указания против таких общений в Учении, я писала Рихарду Яковлевичу об осторожности. Ведь у всех на памяти кружок Алексеевых, когда их потусторонний «гуру», чтобы заманить нужных ему людей, прикинулся почитателем книг Живой Этики, и когда ему удалось усыпить их сомнения и настороженность, то предложил членам кружка для приведения их в особо возвышенное состояние такую губительную меру, как воздержание от сна и пищи. Ему нужно было ослабить организм нужных ему людей для проведения своей черной цели. Зная также, что всякий запрет только усиливает желание, я просила Рихарда Яковлевича указать членам Общества отнестись доброжелательно к г-ну Апину, но выказать при этом разумное распознавание и помнить, что выше того, что имеется в Учении, принесенном Е.П.Блаватской, и в книгах Живой Этики, сейчас получить невозможно.
Конечно, мы не против исследований разных психических феноменов, но каждое исследование требует доброжелательного, но строго аналитического отношения, которое в таких прикасаниях к Тонкому Миру не легко достигается. Дело в том, что редкие присутствующие всегда обладают прочной защитной сетью и сильною волею, что является первым условием для таких исследований. Раз защитная сеть нарушена и воля ослаблена, посетители из Тонкого Мира могут не только вредить здоровью, но настолько овладеть организмом того или иного присутствующего, что стать его одержателем. Вы же знаете, как ужасны последствия одержания. Конечно, при редких гармонических сеансах и где проводник является вполне моральным человеком, могут проявляться и неплохие духи родственников и друзей, которые могут подать приветственную и успокоительную весточку, но все же нужно всегда помнить, что такие посетители в лучшем случае знают немного больше земных воплощенных. Так на многочисленных сеансах, имевших место в Англии и Америке, бедные духи очень ошиблись в своих прогнозах, все они утверждали, что войны в Европе не будет и что Англия не будет вовлечена в войну. Но последователи Учения Живой Этики должны были бы понимать, что сроки и следствия великих событий оберегаются Высшими Силами, иначе все попугаи прокричали бы их на перекрестках, и можно себе представить, какое неслыханное смятение получилось бы, какая ненависть порождена была бы к тем, которым сужден лучший рок! Тайной держится мир. Сказать всем все – значит все разрушить. И когда в Учении говорится – «ищите Невидимых Друзей», то под такими Друзьями подразумеваются Духи Высшие, Духи Великих Учителей и Подвижников, а не случайные прохожие из сфер Тонкого Мира.
Именно до глубины души тронуло меня отношение Клементия Станиславовича и к этому вопросу. Рихард Яковлевич писал мне о жестокой головной боли, которую он испытывал при посещении Апина. Это тоже свидетельствует о дисгармонии токов и, следовательно, опасно для здоровья.
Теперь то, что Вы пишете о Либерт и Маркове, меня не удивляет. С самого первого оповещения об этой «платонической» любви я предвидела самое прискорбное развитие этой непристойности. От всего сердца жалею г-жу Маркову, но трудно советовать в таких внутренних драмах. По счастью, у нее есть отец, который может несколько облегчить тяжелое положение. Сообщение, что Либерт и Марков вышли из Общества, весьма обрадовало нас, ибо истинно следует оберечь Общество от подобных последователей Живой Этики. Сказано – худой элемент должен уйти.
Сейчас пришли одновременно Ваше письмо от 25 по 28 декабря, письмо Гаральда от 25 декабря и открытка И.Г. от 4 января. Да, Вы, Гаральд и И.Г. правильно чувствуете, что уход такого чуткого и полезного человека, как Клементий Станиславович, был задержан до последней возможности. Он понимал смысл происходящего. Но, конечно, трудно, чтобы большинство оказалось на высоте такого же понимания. Все же в книгах столько указаний, что непредубежденное и незатемненное очевидностью сознание может усмотреть направление эволюции. Нужно благодарить Силы Света за посланный Щит. В эти тяжкие дни всем советую перечитывать первый том Учения и не смущаться очевидностью. Настоящая очевидность есть щит, так и примите. Любовь к Родине, конечно, чувство прекрасное, но шовинизм есть его антипод. Из шовинизма рождаются все самые ужасные качества, именно шовинизм является породителем всяких видов войны. Просмотрите историю культуры и увидите, что ничего великого не было создано шовинистически настроенными умами. Шовинизм есть темница духа. Мы должны преисполниться доверием к Высшей Справедливости, не к той справедливости, которая нам лично удобна и понятна, но которая взвешена на безошибочных кармических весах. Более, чем когда-либо, необходимо сейчас ознакомиться с правдивой историей народов и их стран, тем расширить свое суждение и хотя бы отчасти понять смысл совершающегося. Армагеддон знаменует конец определенного Цикла. В огне и грозе происходит переустройство мира. Не только Земля, но вся Вселенная в великом напряжении. Напряжение растет не только в сражениях, но и во внутреннем разложении, потому так важно где только возможно вносить хотя бы признаки единения и доброжелательства. Не будем разжигать ненависть, ибо каждая капля ее сжигает лучшие накопления.
Очень радовались успеху вечера, посвященного памяти Мусоргского. Гении и таланты стоят поверх всех национальных преград. И мы ценим, что в данном случае наше Общество следует заветам Живой Этики. Также и появление Сборника[1] приветствуется. Понимаем все трудности, связанные с таким изданием, и потому приносим нашу благодарность друзьям, поработавшим над осуществлением его. Да будут благословенны усилия на благожелательное объединение и дружественное содействие. Помощь великая посылается каждому работающему на единение, каждому понимающему жизненное приложение заветов Учения. Не горюйте, что у Швеции[1] имеются враги. Как всегда, доносятся лишь ближайшие голоса, а далекие не достигают, но часто эти далекие иначе звучат. Помните, как сказано, что по длине тени узнают высоту предмета, так же точно по количеству врагов познается истинная мощь человека и страны. Также будем помнить, что одни успехи не полезны, иногда уроны ведут к большей пользе, ибо несут с собою многие полезные изменения.
Приветствую приезд нового члена Стипрайса. Так много зависит от руководителей групп, и каждый чутко понимающий новое строительство должен быть особенно отмечен. Бояться нужно всего отживающего, всего отягощающего наше устремление к просвещению, к культурному сотрудничеству. Пусть новые формы несовершенны и грубоваты вначале, но ведь каждое новое приспособление нелегко. Нужно найти и терпение, и благожелательную терпимость. Грядущее многое изменит, пробьется дух человеческий. Весною произойдут многие события, будьте спокойны и храните полное доверие к Руке Водящей. Щит Света поднят и хранит все необходимое, все избранное для эволюции планеты. Там, где хуже всего, там может стать лучше всего, там, где наибольшее неверие, там может оказаться наибольшая вера, сила того или иного импульса рождается из мощи сопротивления.
Прилагаю § 522. «Урусвати знает радость о Вселенской Справедливости. Многоразличны наименования этого закона у всех народов. Каждый по-своему называл – карма, мойра, фатум, кисмет, так люди понимали рок. Одни чуяли его радостно, другие мрачно, но никто не отрицал существование закона, который проявлялся во всем Космосе. Разумность такого двигателя указывает на стройность Мироздания. Отдельные верования пытались уничтожить глубокий смысл Космической Справедливости, но сами они впадали в горшее заблуждение. Можно наблюдать, как теряли значение восставшие против истины, в то же время можно видеть, как преуспевали те, кто уважал проявление космического закона.
Просмотрим историю народов и отдельных деятелей и убедимся, что закон Вселенской Справедливости прекрасен. Не будем останавливаться на указаниях о мщении, ибо закон не знает такого насилия. Наоборот, целесообразность истекает от кармы и сияет на весах равновесия. Опять снимем повязку с глаз Фемиды, Справедливость должна быть зрячей и дальнозоркой.
Не будем ужасаться космическим событиям, но примем их достойно, как действие великого закона. При внимательном отношении убедимся, что следствия имели свои причины. Мыслитель убеждал сограждан смотреть пристально, чтобы уметь найти причины происходящего».
«Мы любим некий народ, ибо он менее других замкнут в тесный круг. Урусвати правильно понимает, что искание справедливости и стремление к служению делают народ подвижным. Такой народ уже близится к продвижению. Пусть осуждают его за многие несовершенства, в таких несовершенствах заключается возможность. Хуже нет совершенного шарика, бегающего по замкнутому кругу. Народ учится на невзгодах. В истории человечества нет преуспеяний в спокойных периодах. Каждый народ-победитель умеет быть и подвижным. Мысль такого народа открыта к новым смелым нахождениям. Суровый обиход направит народ в будущее. Радость помочь там, где и среди бедности растет стремление к служению. Мыслитель заботился о движении народа: "Пусть учатся в движении, так легче найти ритм"»[1].
«599. Урусвати знает об отступниках. Каждое Учение имело своих отступников. Поразительно наблюдать, из каких низменных побуждений образовывались ярые отступничества. История дает достаточно примеров, но, в сущности, таких унизительных для человечества проявлений было гораздо больше. Мы упоминаем об этом позорном деянии лишь из желания установить правильное к нему отношение. Некоторые чрезмерно огорчаются, слыша об отступниках, но не следует переоценивать их значение. Они окажутся своего рода резонаторами и своей энергией придадут движению особую напряженность. Многие не умеют напрячь энергию без антитезы. Нужно то же самое, что Мы указывали, говоря о наковальне.
Удивительно, что имеются не только отрицатели, но и отступники, последние еще сильнее, нежели отрицатели. Но нужно проследить сложный процесс отступничества, чтобы понять, как великие идеи оказываются переплавленными в низменных сознаниях. Лучшее, что может сделать такой отступник, это ускорить свой проступок. Судьба отступника не завидна. История подтверждает это. Но остальные не должны терять время на переубеждение, ибо нарыв должен окончиться кризисом, потому посмотрим на такое явление спокойно.
Мыслитель знал отступников в среде своих учеников. Он сам предлагал им скорей отойти».
«596. Урусвати знает, что каждое человеческое общение порождает следствия для всех участников. Следует повторять это всем людям, ибо большинство вообще не понимает, о чем идет речь, и даже просвещенные люди думают, что предполагается какое-то важное действие и привычный обиход не имеет касания к сказанному. Нужно подчеркнуть, что Мы говорим о каждом действии независимо от его размера.
Могут сказать – неужели домашний обиход может иметь глубокое значение? Именно может. Постоянно говорят о несчастных безвинно страдающих, но посмотрим в корень быта и найдем множество причин, порождающих несчастье. Могут быть прямые и косвенные причины. Может человек страдать по вине другого, но какая-то связь следствий должна быть.
Простой семейный быт разве не порождает множество следствий? Семья забыта и часто служит злейшим рассадником вражды. Могут ли такие порождения проходить бесследно? К тому же они обычно прикреплены к одному месту и тем усиливается размножение этих губительных бактерий. И такие людские рассадники являются опасными врагами счастья человеческого. Но также не забудем многолюдные учреждения, где гнездится человеконенавистничество. Так люди должны помнить свой долг и не заражать пространство. У Нас имеются аппараты, которые показывают заражение пространства. Правители зовут решать дела мира, но основа раздоров вовсе не в неудачном приказе, но в каждодневном быту народа.
Мыслитель говорил: "Не Архонты объявляют войну, но каждый гражданин таит ее в своем доме"».
«597. Урусвати знает, как беспрерывно совершается работа в глубинах сознания и как редко люди ощущают ее. Чуткий человек улавливает эти внутренние зовы, которые помогают ему в некоторых событиях. Ученые пытаются это назвать интуицией или подсознанием. Они боятся назвать этот процесс работою сознания. Если положить неведомые границы между сверхсознанием и подсознанием, то где же будет сознание? Подобно сердцу, сознание работает и днем и ночью, но сердце есть земной удел, тогда как сознание есть орган трех миров. Накопление сознания следует за всеми оболочками.
Мы называем сознание подземным огнем. Много аналогий между этими феноменами. Огонь необходим для равновесия планеты, но, кроме благотворных проявлений, тот же огонь может быть и разрушительным.
Не то же ли самое можно сказать и о сознании? Оно двигает человека к совершенствованию, но оно же может при беспорядочности создать взрыв. Одурманенный человек готов к любому преступлению, он теряет равновесие, и огненная природа сознания производит взрыв. После неуравновешенных проступков человек тщетно пытается собрать уничтоженные частицы сознания, но иногда приходится начать новые накопления.
Каким черным грузом ложатся шлаки сожженного сознания в Тонком Мире! Можно, подобно поэту, описывать нагруженных путников, пытающихся взобраться на гору. Каждый думает: "Зачем запасся я таким грузом?" Но стоило лишь слушать голос сознания, и груз был бы легким. Кроме того, и Мы могли бы помочь. Нам доставляет великую радость помогать каждому в его области. Но часто самая лучшая посылка летит обратно – непринятая. У Нас велики архивы непринятых посылок, как на почте накопляются недошедшие письма. А ведь некоторые Наши корреспонденты могли бы быть уже осмотрительными. Зачем заслоняться сомнением и раздражением? Когда Мы говорим о Надземном, казалось бы, следовало насторожиться и ловить каждое слово.
Наша внутренняя жизнь полна психологическими моментами, когда каждое чуткое отношение к Нам вызывает Нашу признательность. Урусвати не однажды слышала эти слова признательности. Когда Мы зовем к еще большему спокойствию, значит, Мы предвидим напряжение и нужно пережить дни бережно. Каждому не трудно выйти из равновесия, но какая же это будет находка? Не только нужно напрячь ум, но и прислушаться к голосу сознания.
Мыслитель говорил: "Мой бедный ум, куда ты пойдешь без руководительницы прекрасной, без души?"».
Это письмо и параграфы из «Надземного» Вы прочтете ближайшим друзьям. Отнесемся как можно доброжелательнее, как можно сердечнее к близким, сердце которых получило рану и болеет за родину. Пусть соберут все мужество и великодушие, чтобы понять происходящее. Не все так плохо, как кажется. Часто именно то, что принимали за бедствие, оказывалось основою нашего счастья. Мудрость народная давно предусмотрела это в мудром речении: «Не быть бы счастью, да несчастье помогло». Так примем все спокойно и мужественно и устремимся поверх настоящего в светлое будущее, когда новые широкие возможности дадут и новое расширение сознания и деятельности. От всего сердца шлю Вам лучшие укрепляющие мысли. Доживем до светлых дней.
Примечания