25.08.1934 Е.И.Рерих Н.К. и Ю.Н. Рерихам
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам
25 августа 1934 г.
Родные мои Сокровища, на этой неделе мы имели прекрасные вести из Америки, во-первых, о предоставленных полномочиях Другу для подписания Пакта и о присоединении республики Гондурас – это большой шаг вперед. Конечно, эти вести уже дошли до Вас. Из Парижа вторую неделю нет вестей. Пришла только книга мадам де Во о ее брате. Конечно, август – самый тихий месяц, но я не ожидаю широких действий со стороны Франции. Получила, как я уже писала, извинительное письмо от Тарасова, просит не отказать ему в руководстве, но на обдумывание ответа он положил целый месяц. Он чего-то ждал. Не писем ли от тебя и реакций на свои к членам групп? Но установлением своей иерархии он наделал уже бестактностей и врагов. Так, вмешавшись в деятельность и водительство Карла Ивановича, отчитав его за суровость, проявленную в отношении одного члена Общества, написавшего книгу «Царица Hyp», в которой невежественно и без должного уважения представлены Великие Учителя, Мирон поддержал писателя и тем усилил его враждебность к Карлу Ивановичу. Как пишет мне Карл Иванович: «Тарасов своими слишком авторитетными указаниями усилил мнительность обратившегося к нему за защитой своего самолюбия Принца. Между прочим, писатель этот критиковал "Мир Огненный", назвав эту книгу сплошной угрозой». Карл Иванович изложил мне этот эпизод, и, как всегда, в нем есть и трагикомичная сторона, но одно несомненно – что писатель одержим. Настроения его меняются несколько раз в день, и он сам говорит о страшной двойственности в себе. Трагикомичность инцидента в том, что, получив от Карла Ивановича письмо, в котором тот пишет, что, ознакомившись лишь поверхностно с книгами Учения, он с недостаточным чувством ответственности принимается разрешать непосильные ему вопросы и что книгу его не только нельзя рекомендовать, но желательно было бы изъять из обращения, Принц разозлился и бросил письмо в огонь топившейся печки. После того он сел обедать и, «кушая вовсе не черствый хлеб, выломал несколько зубов», – это еще более разозлило его. Он принял это как обратный удар и теперь будто бы все повторяет: «Обеззубили человека, разве Христос это делал?» Также произносит он и другие кощунственные формулы, которые не хочу даже приводить в своем письме. В последнем письме Карл Иванович сообщает о многих темных кружках и учителях, которые, к сожалению, распложаются в этих странах. Во главе одного из них стоит медиум, выдающий себя за воплощение Императора Александра Первого и Дмитрия Донского. Яруюшка знал этого медиума и говорит, что он ужасный человек. Когда он впервые вошел в его контору, часы остановились, потому он его запомнил. Конечно, я ограждаю Карла Ивановича и всячески вооружаю против подобных приближений и нападений. Также розенкрейцеры проявляют свою деятельность в этих странах и смущают умы. Один из членов их запросил Карла Ивановича, кому посвящена статья под заглавием «Легенды» в «Державе Света», ибо эта же статья под заглавием «Легенды и Сны» появилась в одном всем доступном журнале как специальное послание и обращение к определенному Обществу. Я ответила Карлу Ивановичу, что статьи «Легенды и Сны» мы не знаем, и просила сообщить мне название этого журнала. Думаю, что здесь опять разыгрываются импровизации богатой фантазии Спенсера Луиса. Но хотела бы иметь твои соображения и указания, как объяснить эти импровизации? Теперь относительно Общества в Ревеле, мне кажется, что там происходит полная чепуха. Все очень не одобряют Гущика, сама я никогда не чувствовала к нему расположения, другой член, Артур Пеаль, мне не ясен еще, дружит с Икскулями и в своем письме к Карлу Ивановичу говорит, что «лишь эта чета – единственные люди, которые могут понять культурное движение Рериха». Между тем по письмам самой г-жи Икскуль (она только что написала мне длиннейшее письмо) ясно, что она не организатор, ибо никогда ей не удавалось объединить людей, потому она может лишь осложнить. Так, она твердит о необходимости Синтеза, но, по-моему, Синтез она понимает как винегрет. Собираясь основывать Культурное Общество имени Рериха, она тут же начинает Общество «Солнце», и идеи Н.К. и Учение преподносятся в виде Египетской Мудрости, и многие, как пишет Гущик, с недоумением спрашивают – это ли Рерих? Мне она тоже посылает благословение Амон-Ра! По последнему письму видно, что женщина она недурная, талантливая, но с полной путаницей в понятиях и с немалой долей самомнения. Хотя тон последнего письма в ответ на мое значительно скромнее. Она почувствовала, как она пишет, сдержанность и некоторое недоверие в моем письме. Но если бы ее направить, она могла бы быть прекрасным лектором. Карл Иванович собирается поехать в Ревель и Литву, чтобы расследовать и сорганизовать что можно. Я послала ему Указание – зорко расследовать и никому ничего не навязывать. Д-р Серафинина по пересланным мне письмам, должно быть, недурной дух, но записалась по незнанию в Теософское Общество, и теперь к ней едет какой-то теософ, должно быть, чтобы просвещать ее относительно книг. Посмотрим. Асеев с ней в переписке, и думаю, что он на нее воздействует. Он просил меня вступить с нею в корреспонденцию, я не отказала, но пусть она первая напишет. Я очень придерживаюсь принципа «ничего не навязывать и не навязываться».
Также Карл Иванович пишет, что, как всегда, клевета и рассказы о каких-то задуманных репрессиях и т.д. по расследованию оказываются лишенными всякого основания. Завистников много. На днях он побывает у министра народного просвещения и еще раз коснется вопроса разрешения открытия курсов (там все еще военное положение). Ты знаешь, что я предложила ему открыть при Обществе нечто вроде нашей школы искусств в Америке. Конечно, по отделу искусств будет труднее всего, кажется, кроме театрального и литературного, у них нет кандидатов в преподаватели.
Возвращаюсь к Карлу Ивановичу; несмотря на нападки на него четы Иогансон пока что он мне нравится, конечно, он полная противоположность мягкому и щедрому Феликсу Денисовичу, но в нем есть редчайшие качества – добросовестность и понимание ответственности. По крайней мере, мне так кажется, конечно, жаль, что я не могу лично повидать его. Надеюсь, что он выработается в ценного сотрудника. Также он пишет, что Алексеев принял очень к сердцу Указ работать самостоятельно и сказал, что он отказался от ложного понимания «гуру» и готов повиноваться. Видимо, сердце Карла Ивановича лежит к нему, может быть, он думает, что принятием Алексеева он усилил бы свое влияние, но я твердо стою на том, чтобы они его не приближали и дали бы поработать времени над его затронутой аурой и выявить всю свою сущность. Ведь никто не запрещает ему работать самостоятельно. Сейчас нужно особенно осторожно допускать в члены Общества. Нужна полная благонадежность во всех отношениях. Мы очень огорчены: твои письма и Юханчика от 23 июня и до 1 июля, так же как и от 15 июля до 23-го, так и не дошли до нас. Замечается прилив нового интереса к нашей корреспонденции. Ведь все не входящее в обычные рамки так тревожит маленькие умы. Только что искали в нас большевиков, а теперь, слышу, стараются изобрести нечто новое. Если бы только они знали, как мы далеки от вмешательства в какие-либо их интересы! Но людям, привыкшим видеть везде врагов, трудно допустить, что могут быть интересы высшие, поверх всякой вражды и отвратительной подпольной интриги. Сейчас получила из Америки интересную книжечку, написанную женщиной, называется она «Прохибитинг Поверти»[1]. Ею зачитываются в Вашингтоне, и она выдержала восемь изданий. Говорят, план социальных реформ, изложенных в ней, может быть приемлем. Цель этих реформ, конечно, предоставить каждому возможность иметь все необходимое для существования до конца его жизни и полное прекращение безработицы. Есть очень интересные и остроумные главы, раскрывающие всю нелепость существующей финансовой системы. Я еще не прочла ее до конца, но думается мне, что в ней слишком много забот о материальных благах и забыты главные духовные ценности, без которых никакое материальное благосостояние не может быть прочным и неминуемо повлечет за собою все отрицательные и разлагающие следствия. По прочтении перешлю ее Вам.
На этой неделе пришли только книги от Вас и ни одного письма. Спасибо, родные, за думы, прочли стих. Георгий[1]. Начала писать ответ Тарасову, объяснила ему все твои ответы, перешлю тебе копию. Монсун у нас продолжается, но уже поворот к похолоданию. За последнее время много землетрясений в разных местах, и солнечное сплетение часто напряжено. Страшно счастлива, что мои суровые обращения подействовали на Галахада и он стал действовать смелее. Знаю также, что Шаткий стал больше прислушиваться, это очень важно. Продолжаю посылать самые дружественные объединяющие мысли. Все наши, даже Авирах, просили меня начать писать Галахаду, но я предпочитаю передавать прежним путем, прося лишь передавать точно, как мои слова, а не ее. Да, сейчас более чем когда-либо нужна твердость, люди счастливы, когда им указывают, они так потеряны нагромождением всяких событий. Никто не знает, что несет завтра.
Юханчик мой родной, береги нашего Пасика и себя самого. Никакая мера предосторожности не лишняя. О том же прошу и Володю. Храните и берегите друг друга. «На Бога надейся, но сам не плошай» – мудрая пословица. Прилагаю Вам несколько пропущенных страничек из книги «Знамя Преподобного Сергия». В Риге кто-то напечатал ее и прислал мне небольшую стопочку. Хорошо бы вклеить их в те, которые Вы имеете.
Обнимаю Вас, мои родные, все думы около Вас. Привет сердечный Володе.
Е.Р.
Гибель солнечной системы[1]
В американском «Физическом Обозрении» напечатана интересная статья за подписью профессора Вида, одного из директоров обсерватории на горе Вильсона, и профессора Цвики, директора Калифорнийского технологического института.
Ученые думают, что всякая звезда, в том числе Солнце, рано или поздно должна взорваться. Наш земной мир погибнет не от постепенного остывания, не от бесконечного холода, вызванного угасанием Солнца, но от страшного пожара – результата солнечного взрыва.
Свою гипотезу ученые обосновывают на наблюдениях над «новыми» звездами, которые появляются на короткие периоды, ярко горят, отличаются поразительным блеском и затем умирают. Такая звезда была обнаружена еще в 1572 г. среди светил Млечного Пути. Она была так ярка, что ее было видно днем. Месяц спустя звезда начала угасать и через два года совершенно исчезла. С 1900 года астрономы всего мира зарегистрировали и изучали жизнь 40 «новых» звезд.
Профессора Вид и Цвики в прошлом году впервые огласили свою теорию в Американской национальной академии наук. В теперешней статье они развивают гипотезу далее. Они считают, что протоны и электроны собираются на поверхности всякой звезды, обращаясь в нейтроны, которые стремятся к центру тяжести светила. Не имея отталкивающего электрического заряда, нейтроны в конечном результате образуют небольшое, чрезвычайно плотное тело. Взрыв его и производит гибель временной звезды.
Примечания