26.08.1939 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
26.VIII.39.
Родные наши Зин[а], Амр[ида] и Дедлей, радуюсь, что Вы опять все вместе и можете обсудить в полном доверии и дружелюбии многие обстоятельства и будущие действия. Надеюсь, что и здоровье Амридочки и Зин[ы] тоже окрепло за эти недели некоторого отдыха. Так хотелось бы услышать, что все эти нервные заболевания уже поборены новым приливом психической энергии. Работа над книгами Учения и особенно выписывание из них всего касающегося отдельных тем может дать такой прилив сил, что даже самые шумные известия не смогут нарушить нашего внутреннего равновесия. Кроме того, и большинство мрачных вестей, при более широком освещении их и при подходе новых обстоятельств, теряют свой устрашающий аспект. Часто приходится вспоминать мудрую пословицу “не быть бы счастью, да несчастье помогло”. События так спешат и принимают самые неожиданные формы, утверждая новые сочетания сил. Но все события, как бы они ни сложились, послужат на пользу Новой Страны. Потому храните спокойствие. Замечательно наблюдать, как колеблются Космические Весы перед переустройством Мира. Свободная воля человечества бросает гири на ту или иную чашу весов. Будем надеяться, что благоразумие, наконец, возьмет верх и чаша человеконенавистничества начнет облегчаться, ибо проснется чувство самосохранения, вернее, охранения человечества как такового. Но пока что самосохранение понимается еще по-каннибальски: каждый ждет принести в жертву соседа ради своего личного иллюзорного спасения. С большим интересом ждем и вестей от Вас. Интересно знать и реакцию не отдельных кругов, но всей страны на новые сочетания сил. Хотя опыт последних лет показал малую ценность всяких договоров и их скоротечность, но все же новая комбинация потребует и новой ориентации. Поучительно читать о всяких volte-fases, приводимых в газетах, и страшно, как бы сознание масс вконец не разложилось от постоянного чередования необходимости сегодня называть белым то, что вчера еще признавалось черным и vice versa [лат. наоборот]. Такие перемежающиеся токи может выдержать лишь очень уравновешенный мозг, который поймет, что в этом и заключается болезнь нашего века, и основа этой болезни — спекуляция и компромисс, которые вошли в кровь и плоть нашего уходящего поколения, а поняв, он примет меры, чтобы не поддаться этой страшной заразе, тем самым он уже оздоровит окружающую атмосферу. Относительно устройства выставки Н.К. Зиночка уже знает точку зрения Н.К. Именно сейчас нужно повременить с этим вопросом. И новое выступление Н.К. в Ам[ерике] должно быть еще значительнее, нежели оно когда-либо было в этой стране. Все обстоятельства указывают на это. Так, нужны и новые картины, именно картины последних лет, которые значительно превосходят все предыдущие, и еще многое другое.
Спасибо, родные, за присылку каталогов и воспроизведений с Международной выставки. Культурный уровень некоторых из них оставляет желать много лучшего. Если выставлять на Международной выставке, то, конечно, нельзя ограничиваться одним случайным периодом истории и, прежде всего, следовало бы руководствоваться лишь одним принципом — именно принципом Красоты, который один покоряет и переживает все, ибо он является основою эволюции. Признаки же инволюции особенно тяжко наблюдать. Радуюсь, что Зин[а] осознала, что предательство трио в конечном итоге послужит лишь ко благу. Именно, и здесь приложима приведенная мною пословица.
“Иллюзорны малые и великие деяния. Оценка их скажется не сейчас, но мудрый припомнит свои путевые вехи и целесообразно применит их к будущей жизни. Он знает, что добро неисчерпаемо, а зло конечно. Вы заметили, что иногда Мы как бы не пронзаем злое явление, причина этому двоякая: во-первых, иногда нужно применить тактику адверза, а с другой стороны, зло конечно. Злодеи не могут питаться злом в нескончаемости, и можно представить, какое отвратительное зрелище представляют злодеи, которые пожирают самих себя, — говорю о земных действиях”.
Видала ли Зиночка Флор[ентину]? Как ее здоровье и настроение? Мы очень ценим ее дружбу. Верные друзья — редчайшее явление, и нужно их всячески оберегать полным дружелюбием и сердечною заботою, основанной на доверии. Что Стоу? Еще не имею ответа от Клайд на мое последнее письмо. Они пишут обычной почтою, и это ужасно удлиняет все сроки. Неужели же Тр[удный] Чел[овечек] не отослал еще в Ригу обещанные клише? Не имеем подтверждения о получении их. После ее прекрасного и обстоятельного письма не хочется думать, что она не выполнила своего обещания. Отослала милой Инге просмотренные мною параграфы “Аум” и вложила лист моих примечаний. Просмотрите их внимательно, может быть, есть грамматич[еские] ошибки, но все наши знатоки англ[ийского] языка слишком заняты, чтобы их беспокоить, а Вл[адимир] Ан[атольевич] уже две недели как болеет. Родные мои, от всего сердца обнимаю Вас и прошу беречь здоровье. Сами видите, как события поспешают, и нужно собрать все силы, чтобы встретить сужденное. Храните торжественность и радость. Велика радость светлому знанию. Посылаю Вам странички из “Надземного”. Получила ли Зин[а] последние параграфы, посланные ей в ее отсутствие из Нью-Йорка?
“492. Ур[усвати] знает, что преданность ценна, лишь когда она проявляется в полной мере; в такой мере, что человек и не мог бы проявить ее сильнее. Тогда слагается мощный благотворный химизм, который целителен на дальние расстояния. Но всякая половинчатость преданности должна быть отнесена в область лукавства.
Человек обманывает себя и других, тем он творит яды смертоносные. Человек должен сказать: “Предан, даже если мне это не выгодно”. Но какая же уродливая преданность будет, когда люди воскликнут: “Будем преданны, так будет очень выгодно!” Никто не сомневается, что каждая корыстная преданность заслуживает иного названия.
Наше Братство основано на взаимной преданности. Мы знаем, что не может быть такого обстоятельства, которое поколебало бы преданность. Могут сказать, что такая преданность получается от долгого сотрудничества. Правильно, но во многом люди сотрудничают, но преданность не крепнет. Так, нужно испытывать преданность от самого малого, она укажет, как обойтись бережно, не создавая осложнений.
Преданность не порабощение, она есть улыбка понимания и сочувствие. Вдумайтесь в это прекрасное слово, оно выражает гармонию, основанную на созвучии чувств. Каждый человек мечтает о сочувствии, но часто он требует сочувствия лишь к себе, забывая, что само это понятие предполагает обоюдность. В этом недоразумении скрываются многие несчастья.
Мыслитель говорил: “Человек требует сочувствия, но где его ответное чувство? Он считает себя наиболее несчастным, но мерил ли он несчастья других?”
502. Ур[усвати] знает, что понятие вмещения должно быть ясно установлено. Многие полагают, что вмещение есть принятие доводов противоположных. Между тем, вмещение есть понимание побуждений. Можно милосердно понимать причины, руководящие собеседником, но было бы непозволительным немедленно отказаться от своих давних убеждений.
Вмещение имеет сходство с состраданием. Можно видеть, как заблуждаются противники и поступают против своей пользы. Но как бережно нужно убеждать их! Кроме того, нужно помнить старинную пословицу — “о вкусах не спорят”. Можно знать кармические причины таких вкусов. Можно видеть следы атавизма, но невозможно искоренить скоро наслоение наклонностей.
Не поймите, что мы являем яркие привычки, которые царствуют над людьми. В данном случае, говорю о вкусах, которые гораздо глубже, нежели привычки. Также нелегко оспаривать вкусы человека, которые отличаются от окружающего, но не содержат в себе ничего отвратительного. Можно указать на дисгармонию, но не каждое ухо способно уловить ее.
Мыслитель наставлял: “Умейте так расширить сердце, чтобы вместить чужую боль, тогда найдете и слова утешительные”.
504. Ур[усвати] знает, что явление Иерархии претворяет даже малое в ценное. Казалось бы, это указание, прежде всего, имеет в виду духовные ценности, но люди так стремятся к материальным благам, что и в таком духовном указании ищут нечто физическое. Вообще, было бы поучительно увидеть, много ли последователей Иерархии останется, если скажем, что Иерархия заботится лишь о духовных ценностях. Можно наблюдать, как люди стараются усмотреть каждый намек, который, по их мнению, касается земного благополучия. Не будем очень винить этих людей, ибо большинство из них испытывает нужду, но встречаются и вполне обеспеченные люди, которые устремляются к Иерархии ради приумножения земных благ. Они не могут понять, что если земные блага и получаются на пути, то не в случае, когда ради них устремляются. Обратите внимание на людей, приближающихся ради земных благ (трио). Они будут самым ярким примером того, насколько может быть извращено духовное учение. Между тем, даже малейший контакт с Иерархией может разрешить многие жизненные проблемы. Но нельзя за чечевичную похлебку продать Высшее. Много раз Мы огорчались, что в основе устремления лежали поиски земных благ. Именно тогда они исчезают. Но лишь при сознании жертвенности может быть найдено сокровище Мира. Нужны и такие примеры, ибо люди часто избегают самого простого. Мыслитель просил учеников хотя бы несколько дней не думать о земных благах. Так могло складываться определенное мышление”.
Яркий пример такого ожидания земных благ был явлен нам трио. Предав дела всего Б[елого] Бр[атства], они лишили себя всего. Придет время, и они познают всю действительность пословицы “Близок локоть, да не укусишь”. Горечь утраты незаменимого отравит и все их дальнейшие жизни. Шлю Вам, родные, всю ласку, всю силу моей веры в Вас.
Шлю привет сердца и Инге. Сердцем и духом с Вами,
Е. Рерих.