28.06.1947 Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику
28 июня 1947 г.
Родные наши, пришли Ваши письма от 5, 6 и 12 июня со вложением очередной Пеглериады. Читая его галиматью, не знаешь, чему больше изумляться – бездарности, подлости или же невежеству? По правде, и того и сего отпущено щедро. Пока что ясно, что с таким типом лучше не встречаться, ибо, несомненно, он принадлежит к тем чудовищам, которых так красочно описывают индусы, побывавшие в Америке и восчувствовавшие на себе их прикасания. Вспоминается и прощание с Америкой леди Астор и ее крик сердца при виде собравшихся провожать ее журналистов: «Гудбай, Ю – Хоррорс!»[1] Ведь из них выработался особый вид двуногих, приближающихся к новому зоологическому типу. Конечно, нельзя снабжать их никакими сведениями, ибо Вы не можете знать, до какой степени все может быть искажено, до какой низости могут дойти подобные типы. Ведь ими руководят самые низкие инстинкты, потому они могут совершить любое вольте фас[1] и, подобно известному нам Франкенталлеру, неожиданно оказаться вместе с Хоршем защитником Уоллеса. Уже Пеглер отметил симпатичность Хорша и его практичность, которая не позволила ему явиться секкером[1]. Может быть, ему уже грезится или был показан «цвет денег» этого «симпатичного человека»? Вспоминается рассказ одного знакомого, к которому по прибытии в Нью-Йорк на пристани подошел один из таможенных чиновников и, отведя в сторону, сказал: «Я хочу видеть цвет ваших денег», и тут же с большой наглостью пояснил, какой цвет он предпочитает. Таким оружием сражаться мы не умеем и не можем. Так же, вероятно, и партнер их Эрнст не оставит их без доброго совета. Потому лучше не раздражать своры бешеных собак, пока у вас нет настоящего оружия. Когда срок придет, и стрела прилетит, и многие обстоятельства помогут. А теперь просто скажите – не могу дать вам новых данных, ибо с прискорбием убедилась, что вы не умеете писать согласно с данными вам фактами, без предупреждения. Вам нужно создать собственный мираж, приплести свою мистику, имеющую корень в слове «мист» – туман, но не в прекрасном значении этого слова в греческом языке, связанном с высшим просвещением.
Нам нужно привыкать ко многим выпадам и относиться к ним с распознаванием. Больно, когда несправедливые обвинения исходят от большого и хорошего человека, введенного в заблуждение, тогда, истинно, следует постараться встретиться с таким и поговорить от сердца к сердцу, но от представителей толпы нельзя ждать справедливого суждения. Великий Платон говорил: «Тот, кто считается с мнением или суждением толпы, никогда не подымется сам выше этой толпы». Так, при приближении сроков много мужества надо найти в себе перед всякими встречами и при всяких обстоятельствах. Но когда в сердце горит любовь к Великому Учителю, то и мужество становится не только легким, но естественным состоянием духа.
Итак, родные, как я уже писала, мы не утверждаем «культов», ибо в культах есть нечто застывшее и порождающее фанатизм, этот накип невежества легко уявляет звериные инстинкты. Мы сторонники непредубежденного и широкого понимания и изучения Жизни во всей ее вселенской сложности и красоте. Потому никогда не сможем удовлетвориться узким материалистическим трехмерным мировоззрением, которое наш русский философ Глеб Успенский[1], книгами которого зачитывалась Америка, называет вполне основательно миром собачьей психологии.
Дико представить себе, что человек, допущенный к заполнению столбцов наиболее распространенных газет, может оказаться таким невеждою, таким затхлым сознанием, что отваживается глумиться над областью Мысли, ибо осмеянная им Мистика не что иное, как именно область Высшей Мысли и Психологии. И наука уже приступила к изучению высших свойств в человеческом организме, которые все больше и больше становятся очевидными среди утонченных больших умов.
Читали ли Вы книгу Алексиса Карреля «Неизвестный Человек»? Люблю его мысль: «Человек, ослепленный стройностью наук о мертвой материи, упустил из виду, что его [живое тело и душа] подчиняются законам, гораздо более неизведанным, но столь же необходимым, как и законы Звездного Мира». Да, трехмерный Мир уже не может дать ответа и удовлетворить пробудившегося к высшему знанию. В этой же книге [произнесен] строгий приговор современному обществу, и всякие Пеглеры легко могут найти себя среди перечисленных носителей язв, разлагающих человечество.
Да, чистая физическая наука в своих последних открытиях уже перешагнула за пределы мира физики и вступила в область метафизики. Нахождение лучей и распадение атома нанесло смертельный удар материалистическому миру. Новый Мир энергий оказался вне времени и пространства, и сама материя растворилась в лучах и вибрациях.
Научные открытия, сделанные светилами современной науки, ясно и неопровержимо доказали, что основа всего сущего идеальна, но не материальна. Модели в Науке исчезают, их заменяют математические формулы, и это и есть именно то, чему учит идеалистическая философия.
Итак, позитивная наука от прежнего материализма пришла к известному идеализму. Нет больше инертной материи. Материя перешла в энергию, и энергия может вернуться обратно в материю. В ближайшее время Новая Психология, новая наука о Мысли и о скрытых свойствах человека, а также новая Астрономия расширят сознание самых ярых сторонников трехмерной собачьей психологии. Самое страшное – это тупик сознания, потому так приветствуем каждое непредубежденное отношение ко всему сущему и тех ученых, которые смело идут к необъятным возможностям, открывающимся им новым познанием Лучей и их воздействий на человека и на всю окружающую его Природу. Так и скажите – мы почитатели высшего Знания, и эпитеты, даваемые нам невеждами, не только не могут нас задеть, но мы гордимся стоять в рядах исследователей новых сил Природы и основателей новых наук. Все, касающееся метафизики и мистики, станет наукою дня, когда сознание новых поколений очутится под воздействием новых лучей.
27.VI. Прилетело Зиночкино письмо от 17-го с очередными вложениями. Бедная Зиночка, сколько тяжких переживаний обрушилось одновременно. Конечно, самое тяжкое было семейное недоразумение между братьями, и мы так счастливы, что все разъяснилось. Видно, нужно быть готовыми к уходу Софьи Михайловны, ведь годы ее немалые. Как хорошо, что она, видимо, не страдает от этих припадков. Думаю, что ввиду повторности таких припадков лучше, чтобы она находилась при вас. Во время припадков, конечно, нужно стараться облегчить их, если возможно, но я всегда против сильных насильственных мер оживления. Дух человека, и особенно в преклонном возрасте, знает свой срок, и возвращение ее в уже почти оставленное тело сопровождается иногда большими мучениями, как было в случае д-ра Лукина. Он так спокойно, благостно уходил, но врачи и домашние решили вспрыснуть ему какой-то сильный раствор для поддержания жизни и причинили ему жестокие страдания. Умиравший молил дать ему спокойно умереть, но врачи продолжали его спасать, несчастный промучился больше часу и умер. <...>[1]
Примечания