Агни Йога, 287
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
| |
|
Страницы скан-копий второго издания (Рига, 1937 г.)
|
|
Симфония Агни Йоги
§287. ...Махаяна так же относится к Хинаяне, как Буддизм к Веданте... — Махаяна (Большая Колесница) — северный буддизм, распространенный в странах, расположенных к северу от Индии (Китай, Тибет, Япония, Монголия). Идеалом Махаяны считается бодхисаттва — Мудрец, отказывающийся от Нирваны ради духовной помощи человечеству. Хинаяна (Малая Колесница) — южный буддизм, распространенный в странах и регионах, расположенных к югу от Индии (Вьетнам, Лаос, Кампучия, Бирма, Цейлон, Индонезия). Идеалом Хинаяны признается Архат — совершенный мудрец, полностью отрешившийся от мира во имя конечного освобождения и достигший Нирваны. Е.И.Рерих, написавшая, как известно, книгу о буддизме под псевдонимом Н.Рокотовой, утверждала по этому поводу следующее: «Махаяна и Хинаяна — две основные школы Буддизма. Дословный перевод«Большая Колесница» и«Малая Колесница». Махаяна, или Большая Колесница, распространена на всем Севере, как то: в Тибете, в Монголии, среди калмыков, бурят; конечно, последователи этой школы имеются и в Китае, и Японии. Хинаяна, главным образом, распространена на Юге — в Цейлоне, в Индокитае; также имеются отделения и в Китае, и в Японии. Махаяна получила начало свое на юго-западе Индии во втором веке по Р. Хр.; основателем ее был великий Учитель Нагарджуна. Почти одновременно, даже немного раньше, Учение это было введено на сев.-западе Индии Асвагошей, драматургом и отцом санскритской литературы. Главное отличие Махаяны от Хинаяны в том, что первая, кроме Готамы Будды, признает Иерархию Света, возглавляемую многими Бодхисаттвами и Тарами. Среди этих Бодхисаттв, кроме Майтрейи, особенно популярны Бодхисаттва Ченрези, или тибетский Авалокитешвара (Покровитель Тибета), и Бодхисаттва Манджушри (Покровитель буддизма); конечно, имеются еще многие другие. Среди Тар (женские Божества) самой высокой считается многоокая и многорукая Дуккар, ее отождествляют с Матерью Мира (Лакшми и Кали Индии), а иногда с Белой Тарой. Также почитаются и Тара Желтая, и Тара Зеленая, названные так по цвету их лучей. Второе отличие состоит в том, что, в то время как Архат Хинаяны стремится к индивидуальному, личному спасению, Бодхисаттва Махаяны ставит своей целью спасение мира, ради которого он дает обет не вступать в Нирвану до достижения этой цели. Учение о Парамитах, или достижении Высшей Добродетели, особенно характерно для Махаяны. Последователи Хинаяны, кроме Будды Готамы и одного Его Преемника — Бодхисаттвы Майтрейи, не признают никакой другой Иерархии. Само собой разумеется, они не признают и авторитета Далай Ламы и Таши Ламы. Имеются еще небольшие разницы, но они не так существенны. Также правильно, что Хинаяна есть школа экзотерическая, тогда как Махаяна — Учение Эзотерическое. Махаяна в Тибете подразделяется на две многочисленные секты: желтые шапки, или гелугпа, преимущественно распространенная в Тибете и Монголии, основателем ее был великий реформатор Цонг-Капа в 14-м веке, и другая, более древняя, секта красных шапок, или ньин-ма; дугпа одно из подразделений ее, они населяют весь Сикким и Малый Тибет; основана она была учителем индусом Падма-Самбхава. И Далай Лама, и Таши Лама, и все члены правительства в Тибете принадлежат к секте гелугпа. Кроме этих двух сект, в Тибете еще очень живуче самое древнее местное верование, известное под названием бонпо. Сейчас это древнее верование очень много заимствовало от буддизма. Но ламы бонпо, так же как и большинство лам красной секты, очень привержены к колдовству, самой грубой некромантии и тантризму» (Письма в Европу, 19.3.36). |