Мир Огненный ч.1, 231
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
| |
|
Страницы скан-копий первого издания (Париж, 1933 г.)
|
|
Исправления
В оригинале | В текущем тексте |
---|---|
Также следует | Так же следует |
Не будет неправильно | Не будет неправильным |
искусственных Голем'ов | искусственных големов |
Симфония Агни Йоги
§231. ...Чудовище Голем остался без Огня духа и потому саморазрушился... — Голем (евр. golem, «комок», «неготовое», «неоформленное») — в еврейских легендах и преданиях, подверженных более позднему влиянию каббалы, глиняный великан, оживляемый посредством магических заклинаний. Е.И.Рерих в своих письмах пересказала средневековую легенду о Големе, воспроизведенную в романе М.Шелли «Франкенштейн»: «Вот вкратце содержание «Голема». Один ученый раввин, алхимик, живший в Германии во время гонения на евреев, чтобы отомстить преследователям своих сородичей, задумал создать искусственного человека-гиганта, обладающего колоссальной силой, который находился бы в полной его власти, неуклонно исполняя его волю. При помощи своего большого знания ему удалось создать такого гиганта и вселить в него искру животной жизни. После ряда магических вызываний великая тайна формулы жизни была начертана раввином в форме звезды и прикреплена к груди гиганта, после чего гигант ожил и тотчас же был направлен своим творцом на разрушительную миссию. Голем шел, не зная преград, послушный единой воле своего создателя, все снося, все сокрушая на своем пути. Много бедствий и смертей причинил гигант в рядах преследователей евреев. Однажды, разрушив целое селение, гигант, выйдя в поле, увидел маленькую девочку, собиравшую цветы, и прельстился ею, ибо животная жизнь, внедренная в нем, дала ему и животные инстинкты; гигант поднял девочку на руки и не решился тут же задушить ее; девочка же, увидев на груди его блестящую звезду, ухватилась за нее и сорвала ее, в тот же миг жизненная искра покинула гиганта. По преданию, снять эту звезду или начертание великой формулы жизни могла лишь чистая рука» (Письма, 5.3.35). Представления о Големе выражают характерные особенности мифологии иудаизма. Прежде всего это традиционный сюжет о сотворении Первочеловека Адама со всеми подробностями. Во-вторых, это высокая оценка тех магических сил творения, которые заключены в именах Бога, особенно если они написаны, а не просто произнесены. Согласно средневековым рецептам «практической», или «операциональной», каббалы, чтобы создать Голем, необходимо, имитируя действия Бога, вылепить из красной глины фигуру человека, размер которой не должен превышать рост 10-летнего человека. Впоследствии эта фигура оживляется либо именем Бога, либо словом «жизнь», которое пишется на ее лбу. Несмотря на то, что подобный Голем не способен говорить и не обладает человеческой душой и сердцем, чисто физически он быстро растет и достигает невероятных сверхчеловеческих размеров и силы. До определенных пределов он послушен воле своих хозяев и слепо выполняет порученную ему работу, однако в один прекрасный момент он способен выйти из-под контроля собственного создателя и даже уничтожить его. С известной точки зрения Голем является символом современной цивилизации с ее разрушительными технократическими силами, заставляющими человечество подрубать сук, на котором оно сидит. В европейской литературе содержится немало упоминаний об этой легенде. К образу Голема обращались И.Рейхлин, Э.Т.А.Гофман и, наконец, Г.Майринк в своем одноименном романе. |