Мир Огненный ч.1, 442
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
| |
|
Страницы скан-копий первого издания (Париж, 1933 г.)
|
Симфония Агни Йоги
§442. ...Пример Эсхила поучителен... — Эсхил (ок. 525-456 гг. до н.э.) — древнегреческий поэт, драматург, родоначальник жанра трагедии, который был превращен им из обрядового действия в собственно драматический жанр. Автор ряда пьес («Орестея», «Семеро против Фив», «Прометей Прикованный»). Тяготел к мистериям, но среди современников шли споры — можно ли считать его посвященным или нет. Сама Е.П.Блаватская считала Эсхила посвященным, легкомысленно повторившим в драматической форме то, что открывалось жрецам во время Мистерии Сабаса (празднества, представляющего вариант Митраистских мистерий, где аллегорически излагалась вся эволюция рас). Е.П.Блаватская со ссылкой на труды Цицерона («Tuscul Quaest») и Климента Александрийского («Strom», «Opera») писала следующее: «Последние писатели являются единственными, которые приписывают истинной причине тот факт, что Эсхил был обвинен афинянами в святотатстве и был присужден к побитию камнями на смерть. Они говорят, что, не будучи посвященным, Эсхил профанировал Мистерии, выдав их в своей Трилогии, представленной на публичных подмостках. Но он подвергся бы тому же осуждению, если бы и был посвященным; что по всей вероятности, и было в данном случае, ибо иначе, подобно Сократу, он должен был бы иметь Демона, который открыл бы ему тайную и сокровенную аллегорическую Драму посвящения. Во всяком случае, не «отец греческой трагедии» изобрел пророчество Прометея; ибо он лишь повторил в драматической форме то, что открывалось жрецам во время Мистерии Сабаена. <...> Переводчик драмы высказывает удивление, как мог Эсхил стать повинным в таком «противоречии между характером Зевса, каким он изображен в «Закованном Прометее», и тем образом, который представлен в остальных драмах». Именно потому, что Эсхил, подобно Шекспиру, был и навсегда останется интеллектуальным «Сфинксом» веков» («Тайная Доктрина», II, с.525). |