§48. ...но Шакти уже в существе своем содержит великое значение всеначальной энергии... — Шакти (др.-инд. Cakti — “сила”) в индуистской, большей частью шиваисткой, мифологии божественная энергия, персонифицированная в образе супруги Бога Шивы. Считается активной динамической энергией, через которую бог-супруг проявляет свои потенциальные свойства. Шакти может принимать самые разнообразные формы — от частных местных божеств до образа Матери-Богини, которая одновременно воплощается как супруга Шивы под многими именами (Дурга Деви, Кали, Сати Ума, Парвати). Существует два иконографических образа богини — молодая, благообразная красивая женщина и гневная, многорукая демоница с клыками и ожерельем из черепов. Шакти считается воплощением супружеской добродетели и верности (Сати) и одновременно олицетворением сексуальной оплодотворяющей страсти (потому женский орган — йони считается важнейшим символом Шакти). Е.П.Блаватская выделяет несколько разновидностей Шакти, понимаемой как первичные силы Природы: “1. Парашакти — буквально, великая или высочайшая сила или мощь. Она знаменует и включает силы света и тепла. 2. Джанапашакти — буквально мощь рассудка, истинной мудрости или знания. Она имеет два аспекта: 1) Нижеследующие суть некоторые из ее Манифестаций, когда она поставлена под влияние или контроль материальных условий: а) мощь нашего ума в истолковании наших чувствований; б) мощь вызывать прошлые представления (память) и вызывать будущие ожидания; в) мощь, проявляющаяся в том, что современные психологи называют “законами ассоциации”, и позволяющая устанавливать постоянную связь между различными группами ощущений и возможностями таковых, и, таким образом, порождать понятие или идею о внешнем предмете; г) мощь в сочетании наших представлений, посредством таинственного звена памяти, и зарождая, таким образом, понятие самости или индивидуальности. 2) Дальнейшее является перечислением некоторых из ее проявлений при ее освобождении из оков материи: а) ясновидение; б) психометрия. 3. Иччхашакти —буквально мощь воли. Самое обычное проявление ее есть порождение некоторых первых токов, которые приводят в действие мускулы, необходимые для выполнения желаемого намерения. 4. Крияшакти — таинственная мощь мысли, дающая ей возможность производить внешние, уловимые феноменальные следствия, посредством присущей ей энергии. Древние утверждали, что каждая мысль проявляется внешне, если внимание будет сильно сосредоточиться на ней. Также и напряженное желание вызовет желаемое следствие. Йог обычно совершает свои чудеса посредством Иччхашакти и Крияшакти. 5. Кундалини Шакти — мощь или сила, движущаяся змеевидно или извиваясь. Это есть всемирный жизненный принцип, всюду проявляющийся в Природе. Эта сила вмещает две великие силы притяжения и отталкивания. Электричество и Магнетизм есть лишь ее проявления. Это есть мощь, которая приносит то постоянное приноравливание между внутренними и внешними соотношениями, которое, по Герберту Спенсеру, есть сущность жизни и это, постоянное приноравливание между внутренними и внешними соотношениями, является основой трансмиграции душ, Пунар-джанман (перевоплощение) в доктринах древних индусских философов. Йог должен вполне овладеть мощью этой силы прежде, нежели он достигнет Мокша (освобождения). 6. Мантрикашакти — буквально сила, или мощь букв, речи или музыки. Все древние Мантры Шакти содержат эту силу или мощь во всех ее проявлениях при воздействиях на материю... Воздействие музыки есть одно из ее самых обычных проявлений. Мощь чудотворного, неизреченного имени является венцом этой Шакти. Современная наука лишь частично исследовала первую, вторую и пятую из вышеупомянутых сил или способностей, но пребывает в полной тьме в отношении оставшихся сил... Шесть сил в своем единстве представлены Астральным Светом (Дайвипракрити, седьмой, Свет Лотоса)” (“Тайная Доктрина”, т.I, с.361-362). Почитатели Шакти, шакты, желающие достичь единения в мистическом экстазе с богиней, медитируют на ее различных аспектах и формах, чтобы приблизиться к единой сущности.
|