Часть II, III, 18. ...После Августина... — Августин Аврелий (Блаженный, 354-430) — Христианский теолог и церковный деятель, представитель латинской патристики, один из родоначальников христианской философии и истории, где «земному граду» — государству он противопоставлял мистически понимаемый «Божий Град» — церковь. Развил учение о божественной благодати, без которой невозможно выбраться из оков греховной природы. Именно Августин, в молодости переживший серьезное увлечение гностическими и эзотерическими Учениями, но затем решительно занявший самую жесткую церковную позицию, внес в западное христианство идеи внеположенности Творца сотворенному Им миру. (Поэтому восточное христианство, в бульшей степени, нежели западное, сохранившее дух истины и первоначального откровения Спасителя, называет Августина не Святым Отцом, а Блаженным.) Проведя между Богом и Природой, между «Градом Небесным» и «Градом Земным» (понятия, введенные Августином) разделительную и непроходимую черту, этот деятель христианской церкви способствовал рождению тенденции десакрализации христианства, впоследствии достигший предельного выражения в учении средневековых схоластов и Фомы Аквинского. Слова Учения «Христос оказался запертым золотой преградой» относится к этим наихудшим сторонам средневекового богословия, не имеющего ничего общего с «высоким средневековьем» христианской мистики.
|