§473. ...установим наше отношение к розенкрейцерам, масонам... — Розенкрейцеры — ученики и последователи великого мудреца и Адепта Христиана Розенкрейцера, жившего в Германии в период позднего средневековья. В юности он совершил паломничество на Восток, учился у арабских мистиков, по некоторым свидетельствам, был в главной твердыне Белого Братства Шамбале, после чего вернулся на родину и, по словам Е.И.Рерих, проповедовал полученную мудрость «в полухристианском обличьи». Здесь он основал Братство Розенкрейцеров (Орден «Креста и Розы»), которые возводили себя к традиции египетских мистерий, и сформулировал великие цели глобального просвещения человечества, в той или иной мере реализованные в дальнейшем его последователями. Если ранние цели розенкрейцерского ордена были чисты и благородны и были связаны с идеей улучшения человеческой душевной природы, то позднейшее розенкрейцерство, в особенности связанное с масонством, было далеко неоднозначным образованием. Члены розенкрейцеровского общества всегда сохраняли тайну, порой исчезали на длительное время, однако затем вновь обнаруживали свои следы, как это произошло в XVIII веке. Масоны (букв. «вольные каменщики») — представители масонства — тайного оккультного Учения, зародившегося в средние века в результате слияния бежавших от королевских преследований рыцарей-тамплиеров и членов цехов и корпораций, занимавшихся сохранением строительных тайн готической архитектуры. В начале масонство преследовало преимущественно нравственные и гностические, связанные с познанием мира, цели. Затем оно все более политизируется, приобретает антиклерикальную и антироялистскую направленность. Это привело к расслоению масонства на несколько направлений, среди которых можно выделить два основных: а) английское («шотландское», «иоанново») — духовно-ориентированное течение; б) французское (политизированное, называемое «Великим Востоком») движение. Ныне масонство либо выродилось во внешнюю бессодержательную бутафорию, либо превратилось в так называемое «парамасонство», полностью отказавшееся от мистики, но сохранившее мощную разветвленную организацию, преследующую мондиалистские (всемирные) политические цели. Рерихи положительно оценивали прежде всего некоторые направления раннего масонства.
|