§1. ...Братья человечества отказываются от Паранирваны... — Пара-нирвана (пара (санскр.) — букв. бесконечный и высший) — последний предел, то есть последняя предельная полная нирвана. У Е.П.Блаватской существует следующая характеристика Паранирваны: «Паранирвана (санскр.) — Абсолютное Не-Бытие, которое есть абсолютное Бытие, или «Бытийность», состояние, достигаемое человеческой монадой в конце большого цикла. То же, что Паранишпанна» («Теософский словарь», с.338). «Паранишпанна» есть Абсолютное совершенство, достигаемое всеми Жизнями, при заключении великого периода деятельности или Махаманвантары, в котором они отдыхают на протяжении следующего периода Покоя. В Тибете оно называется «Ионг-Дуп» (Yons-grub). До времени возникновения школы Йогачарья истинная природа Паранирваны преподавалась открыто, но затем это понятие стало совершенно эзотерическим; благодаря этому возникло столько противоречивых толкований. Лишь истинный идеалист может понять это. Все должно быть рассматриваемо в идеальном аспекте, за исключением Паранирваны, тем, кто хотел бы понять это состояние и усвоить, каким образом Не-Бытие, Пустота и Тьма суть Трое во Едином и лишь одни самосущи и совершенны. Паранирвана абсолютна, однако, лишь в относительном смысле, ибо должна быть оставлена возможность для дальнейшего абсолютного совершенствования, в соответствии с высшим уровнем превосходства следующего периода деятельности — именно, как совершенный цветок должен перестать существовать, как прекрасный цветок, чтобы вырасти в совершенный плод, если только подобный способ выражения допустим» («Тайная Доктрина», т.I, с.87). Считается наивысшей стадией просветления и реализации в буддизме, однако Агни Йога утверждает, что Паранирвану следует рассматривать как самую высокую точку в пределах данного цикла, а затем следует еще более высокая ступень совершенствования — Паннирвана. Отказ Братьев человечества от Паранирваны данного Цикла сходен с отказом буддийских Бодхисаттв входить в окончательную Нирвану во имя спасения человечества.
|