§128. ...Корень представления — глубокая основа Бытия... — В данном случае под представлением понимается образ, а под корнем представления — основа Мира, Высший Образ, Замысел Бога, живущий в глубине человеческого сердца и помогающий искателю совершенства устремиться к своему идеалу. По своей сути образ есть отображение того или иного предмета, его форма, двойник или знак. Учение об образе начали разрабатывать еще мыслители античности — Платон, Аристотель, Плотин, Прокл, Филон Александрийский. Библейская формула человека, сотворенного «по образу и подобию Божьему», вывела мысль человека об образе на новый этап. Осмыслением образа занимались гностики, раннехристианские мыслители Тертуллиан, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Иустин Философ, Ориген. Теория образа стала обоснованием складывающейся христианской эстетики и теории иконописания. Она же стала необычайно актуальной в связи со спорами, возникшими в лоне церкви по поводу некоторых сторон духовно-молитвенной практики, связанных с борьбой между тенденциями иконоборчества и иконопочитания (нужно ли молиться Богу в образе или же нет, поскольку это поклонение не Богу, а идолу), в конечном счете ставшими одной (пусть не самой главной) из причин, приведших к расколу единой церкви на западную и восточную. В оккультизме и эзотерических учениях проблеме образа уделяли также важное место. Е.П.Блаватская писала в связи с каббалистическим подходом к образу: «<...> оккультизм не допускает никакого иного образа, чем живущий образ божественного человека (символ Человечества) на земле. Каббала учит, что этот божественный Образ, копия возвышенного и святого верхнего Образа (Элохим) теперь переменилась в иное сходство из-за развития греховной природы человека. Только верхний божественный Образ остался тем же; низший (личность) изменился, и человек, ныне страшась диких зверей, стал носить на лице своем сходство со многими из них. В ранний период Египта образов не было; но позже, по словам Ленормана, «в святилищах Египта разделили свойства природы и, соответственно, Божества (Элохима, или многих Эго) на семь абстрактных качеств, характеризуя каждое эмблемой; это материя, слипание, течение, сгущение, накопление, положение и разделение». Это все были атрибуты, символизированные различными образами» («Теософский словарь», с.349). Учение уделяет понятию представления, или образа, большое место, с одной стороны, говоря о необходимости устремления к Высшему Образу Учителя, или к Первообразу, который человек носит в глубине своего сердца, с другой стороны, дают необходимую оккультную психотехнику для того, чтобы развить свое образное мышление (приветствуемые Агни Йогой упражнения в визуализации).
|