§470. ...почему с незапамятных времен убит Озирис... — Эзотерический аспект Озириса, разворачивающийся в сакральной истории древнего Египта, подробно рассмотрен Е.П.Блаватской: «Озирис — величайший бог Египта, сын Геба (Сатурна), небесного огня, и Нейт, предвечной материи и беспредельного пространства. Это указывает, что он есть самосущий и самосотворенный бог, первое проявляющее божество (наш Третий Логос), идентичный с Ахура Маздой и другими «Первопричинами». Ибо, как Ахура Мазда един с Амешапентами, или является их синтезом, так и Озирис, всеобщее единство, при дифференциации и персонификации становится Тифоном, своим братом, Изидой и Нефтидой, своими сестрами, Гором, своим сыном, и другими своими аспектами. Он родился на горе Синай, Ниссе Ветхого Завета (см. Ис., 17: 15), и был погребен в Абидосе после того, как в возрасте двадцати восьми лет, согласно аллегории, был убит Тифоном. По Еврипиду, он — тот же Зевс и Дионис, или Дио-Нис, «бог Нисы», ибо, по его словам, Озирис вырос в Нисе, по-арабски «Счастливой». <...> Четырьмя главными аспектами Озириса были: Озирис-Птах (Свет), духовный аспект; Озирис-Гор (Разум), умственный, манасический аспект; Озирис-Лунус, «Лунный», или психический, астральный аспект; Озирис-Тифон, демонический или физический, материальный и потому полный страстей, буйный аспект. В этих четырех аспектах он символизирует двойственное эго — божественное и человеческое, космически духовное и земное. Среди множества верховных богов этот египетский образ является самым многозначительным и величественным, так как включает в себя весь диапазон физической и метафизической мысли. Как солнечное божество он имел двенадцать меньших богов ниже себя — двенадцать знаков Зодиака. Хотя его имя и «неизреченно», сорок два его атрибута носят каждый по одному из его имен, и семь его двойственных аспектов завершают сорок девять, или 7Ѕ7; первые символизированы четырнадцатью членами его тела, или 2Ѕ7. Таким образом, бог исчезает в человеке, а человек обожествляется в бога» («Теософский словарь», с.323-324). Мистерия боговоплощения и последующего обожения Озириса, на время побежденного в борьбе со злом, но затем воскресшего и восшедшего на небо в Обитель Бессмертных, несла в себе идею победы духа над плотью и смертью через исключительную жертву и потому подготовила почву для принятия человечеством христианского откровения. Агни Йога подчеркивает жертвенный аспект миссии Озириса, благодаря которому истина получает дополнительный импульс для распространения в мире.
|