Шаблон:Symphony8324

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

§509. ...когда при перемещении оси откроются новые земли, теперь закрытые... — Речь идет о смене полюсов земной оси, происходящей в моменты глобальных геологических катастроф планеты, которые происходят при переходе от одной эволюционной расы к другой. Подобные пертурбации сопровождаются смещением материков (погружением в воду одних и выходом на поверхность других), а также изменением климата. В этом случае земли и целые континенты, покрытые льдом, тундрой, болотами и т.п., могут совершенно неожиданно предстать зоной цветущего климата (в чем-то вроде легендарной “Земли Санникова”), благодатной “новой землей” (согласно Иоанну Богослову), истоком будущей цивилизации и культуры. Е.П.Блаватская видела в геологических перемещениях земной оси причину многих глобальных катаклизмов:

“Эзотерическая Философия не может претендовать на иное знание, кроме знания путем аналогического вывода из того, что произошло перед новым появлением нашей Солнечной Системы и до последней Маха-Пралайи. Но она определенно учит, что после первого геологического перемещения оси Земли, которое закончилось потоплением в глубинах морей всего Второго Материка с его первобытными расами — из этих очередных Материков или “Земель” Атлантида была четвертым — произошло другое смещение в силу того, что ось заняла свой прежний градус уклона так же быстро, как изменила его перед этим. Воистину, Земля была еще раз поднята из Вод — как наверху, так и внизу, и vice versa” (“Тайная Доктрина”, т.1, с.457).

Развивая эту мысль, Блаватская излагает точку зрения Великих Учителей на развитие земного человечества, связанное со смещением земной оси:

“...земной шар подвержен семи периодическим и полным смещениям, которые сопутствуют pan dassu Расам. Ибо Сокровенное Учение говорит, что во время этого Круга должны произойти семь земных Пралай, вызванных изменением в наклоне Земной Оси. Это есть Закон, действующий в свое назначенное время, и вовсе не слепо, как может это предполагать наука, но в точном соответствии и согласованности с Законом Кармы. В Оккультизме этот Неумолимый Закон называется “Великим Уравновесием”. Наука признает свое неведение относительно причины, производящей климатические превратности, а также и изменений в направлении оси, которые всегда сопровождаются этими превратностями. В действительности наука, по-видимому, вовсе не уверена в смещениях оси. И, будучи не в состоянии объяснить их, она, скорее, готова вообще отрицать феномены смещения оси, нежели допустить мудрую руку Кармического Закона, который один лишь может разумно объяснить эти внезапные изменения и сопровождающие их результаты...

Таким образом, уже четыре подобных пертурбаций, связанных с наклоном оси, имели место со времени появления на этой Земле Человечества Вайвасвата Ману. Старые Материки — не исключая первого — были поглощены океанами, появились другие земли, и огромные горные цепи поднялись там, где раньше их не было. Поверхность Глобуса каждый раз была совершенно изменена, “переживание наиболее приспособленных” народов и рас утверждалось своевременной помощью; неприспособленные же — неудачные — уничтожались, будучи сметены с поверхности Земли, Подобный отбор и смещение не происходит между восходом и закатом солнца, как кто-то может подумать, но требует несколько тысячелетий, пока новый дом не будет приведен в порядок”. (“Тайная Доктрина”, т.1, с.412).

§537. ...Правильно сказано, что “сон подобен смерти”... — В древности сон называли “родным братом” смерти. Истоки этих представлений коренятся в мифах: согласно древнегреческим преданиям, крылатый юноша Гипнос, бог сна, был сыном богини ночи Ньюкте и братом-близнецом бога смерти Танатоса. Это представление бесчисленное количество раз находило свое воплощение в литературе и искусстве всех времен и народов. Например, много раз смерть уподоблена сну в стихах А.С.Пушкина: “могильный сон” (“А.Шенье”), “смерть коснулась к ним как сон” (“Какая ночь, мороз трескучий”), “заснула ты последним сном” (“Для берегов отчизны дальной...”), Ф.И.Тютчева — “смутен замогильный сон” (“На Новый 1855 год”) и многих других русских поэтов. Об этом же писал оригинальный русский мыслитель П.Я.Чаадаев:

“Вы часто слыхали, что сон есть образ смерти, мне кажется, что сон есть настоящая смерть, а то, что смертью называют, кто знает? — Может быть, оно-то и есть жизнь? Мое “я” прерывается сном, смертью — нет: иначе было бы ничтожество” (М., “Современник”, 1989, с.168).

Е.П.Блаватская с высоты оккультных знаний о природе сна критиковала буквальное понимание фразы “сон подобен смерти” и следующим образом комментировала смысл подобия этих состояний, отвечая на вопрос “чем отличается сон от смерти?”:

“Здесь, конечно, есть определенное сходство, но разница между ними очень велика. Во время сна существует связь, хотя и очень слабая, между низшим и высшим разумом человека, и последний более или менее отражается в первом, как бы сильно ни были искажены его лучи. Но когда тело мертво, тело иллюзии, майяви-рупа, становится кама-рупой, или животной душой, и отдается собственным стремлениям. Следовательно, между привидением и человеком такая же разница, как между грубоматериальным, но трезвым смертным и мертвецки пьяным человеком, неспособным разобрать, что его окружает; как между человеком, запертым в совершенно темной комнате, и человеком в комнате, освещенной, хотя и слабо, каким-то светом” (Е.П.Блаватская, “Сновидения”).

Если эти состояния понимать символично, то, образно говоря, бинерные пары “жизнь-смерть” и “бодрствование-сон” в миниатюре микрокосма отражают космическую смену великих циклов Манвантары и Пралайи.

Личные инструменты
Дополнительно