01.09.1944 (Письма Н.К.Рерих в Америку)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • Дата : 01.09.1944
  • Издание: Сфера

1.IX.44

 

Родные наши,

От Вас не было вестей, впрочем, последнее письмо было от 28-го июня – значит, и следующего еще не могло быть. Дни полны событиями. Развязка войны приблизилась. Значит, и новое будущее приблизилось. И в самые трудные дни будем твердо мыслить о светлом будущем. Мы всегда о нем знали. По-видимому, консул в Карачи даст invoice, и пакет будет Вам послан воздухом прямо из Карачи. Заказным пакетом я выслал Вам пять листов (декорации и костюмы) к “Весне священной” для Мясина. Прилагаю здесь копию моей декларации – может быть, она Вам потребуется. Вы писали, что менее ста долларов не нуждается в консульском invoice – значит, здесь invoice’а не нужно. На почте пакет приняли без возражений; будем надеяться – назад не вернется. Когда будете передавать Мясину “Весну [священную]”, напомните ему, что идея этого балета была моя и потому я получал в Париже гонорар не только как художник, но и как либреттист. Последний такой гонорар получил в Париже по моей доверенности Святослав. Как Вы знаете, “Весна [Священная]” посвящена мне – так значилось и на нотах. Все это любопытно, ибо впоследствии Стравинский где-то писал, что всю идею этого балета он задолго видел во сне. Вдова Нижинского где-то уверяла, что Нижинский видел ранее во сне этот балет. Итак, получилось какое-то таинственное царство “снов”. Вот как бывает! В моем записном листе “Зарождение легенд” я вспоминал эти житейские курьезы. Но не мешает напомнить истину Мясину – может быть он под каким-то ложным впечатлением. Само собой разумеется, что я тревожу старые воспоминания лишь ради истины, а вовсе не для гонорара либреттиста. Вероятно, Мясину для Мексики потребуются правильные биографические сведения, пожалуйста, дайте ему. Из Аллахабада сообщают, что они готовы немедленно издать “Himavat”, если только удастся достать разрешение на бумагу. В отчете АРКА можете помянуть, что в прессе Индии прошли мои следующие статьи, посвященные русскому народу: “Подвиг”, “Киев”, “Новгород Великий”, “Горький”, “Толстой и Тагор”, “Напутствие”, “Гоголь”, “Пушкин”, “Россика”, “Русская женщина”, “Талашкино”, “Державин”, “Мусоргский”, “Дягилев”, “Театр”, “Культура”, “Московский Художественный театр”, “Станиславский”, “Монголия”, “Любители искусства”, “Подземные сокровища”, “Крылья Победы”, “Сибирь”, “Слава”, “Русское искусство”. Все эти очерки появлялись в различных изданиях, а иногда по два-три раза, и таким путем множество читателей было осведомлено, и творились друзья русского народа. Ведь Культурная ассоциация должна проявляться повсюду. Пусть верные зерна дают добрый урожай! Посылаю Вам прекрасную статью Ильи Эренбурга (“Правда”) “Мысли о будущем”. Все мы порадовались. Тоже пригодилась бы она для АРКА. Вот нашей милой Валентине перевести бы ее. И в Америке, и в Индии такая статья принесет много пользы. Знают ли люди о постоянной выставке в АРКА? Новые друзья придут. Был ли Базыкин? Впрочем, у них теперь столько заседаний и комиссий! От Б[ориса] К[онстантиновича] по-прежнему ни слова. Неужели визит Д[утко] пропал без пользы? Как у Вас-то? Думаем и жалеем. Но события поспешают. Да, да, да, скажите друзьям наши душевные приветы.

Сердечно,

Н.Рерих.

 

Опять, за час до отправки, прилетело Ваше письмо от 23-го июля. Видимо, все адвокаты одинаковы и главное их занятие – портить дела! Хорошо, что Вы зорко следите за разными толками – все это нужно знать. Привет Мясину; его желание исполнено – эскизы уже в пути. “Благословенны препятствия – ими растем”.

Может быть, в Коннектикуте инкорп[орация] лучше пройдет.

Маленькой монографии Корона Мунди должно быть много – ведь ее было 5000.

ВОКС

“Издательство “Китабистан” в Аллахабаде к семидесятилетию академика Рериха выпускает 12-й том его сочинений под названием “Химават” в пользу Русского Красного Креста. В различных журналах и газетах Индии широко разошлись очерки академика. Среди них “Подвиг”, “Великий Новгород”, “Горький”, “Толстой и Тагор”, “Напутствие”, “Гоголь”, “Пушкин”, “Россика”, “Русская женщина”, “Державин”, “Мусоргский”, “Дягилев”, “Театр”, “Культура”, “Московский Художественный театр”, “Станиславский”, “Монголия”, “Любители искусства”, “Подземные сокровища”, “Русское искусство”, “Талашкино”, “Сибирь”, “Крылья Победы”, “Слава” и др[угие]. Все эти очерки появлялись в различных изданиях, а иногда по два, по три раза, и таким путем осведомлялось множество читателей и творились друзья. Из картин академика, приобретенных музеями Индии, целый ряд посвящен Руси: “Победа Александра Невского”, “Ярослав [Мудрый]”, “Борис и Глеб”, “Ранние звоны”, “Новая Земля”, “Новгородцы”, “[Спас] Нередица”, “И [мы] открываем [врата]”, “Победа” и др[угие]. На выставках прошли “Микула”, “Святогор”, “Настасья Микулишна”, “Мстислав Удалой”, “Богатыри проснулись”, “Великан” и др. Академик Рерих и его сын Святослав пожертвовали на Русский Красный Крест 500 англ[ийских] фунтов и 107000 рупий на военные нужды. Королевское Азиатское общество в Бенгалии в трудах своих издало исследование Юрия Рериха о Гессер-хане и сопроводило его воспроизведением картины академика “Меч Гессер-хана” (к юбилею Монголии). Так в Гималаях творится культурное русское дело. Индия отметила 70-летие академика изданием в Тривандруме (Траванкор) иллюстрированной книги “Гурудев Николай Рерих”. Текст П.Тампи. Предисловия больших художников Индии: Азит Кумар Халдар, Биреевар Сен, Рой Чаудхури.

Наш друг великий художник Николай Рерих всегда несет знамя красоты, даже тогда, когда мир, по-видимому, катится к варварству. Его мысли об искусстве летят так же, как и его мастерские образы, посвященные Гималаям, и мы благодарны ему за его колоритную эпику гималайских снегов. Он прирожденный художник... Рерих – первый русский посол Красоты, он принес в Индию бессмертный завет искусства, и мы признательны ему за его неустанное сотрудничество в сближении души России и Индии” – так писал недавно известный ученый Индии Калидас Наг.

“Ваша жизнь – посвященная, и я надеюсь, что Вы будете надолго сохранены, чтобы продолжить Ваше служение Культуре и Человечеству” – так кончает одно из последних писем к Рериху Рабиндранат Тагор.

 



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно