04.08.1936 Рихард Рудзитис Николаю Рериху
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Рихард Рудзитис Николаю Рериху
Melluzi, 4 августа 1936 г.
Дорогой Николай Константинович!
Получил Ваши письма от 11 и 20 июля и приношу Вам свою сердечную благодарность. Ваши статьи Борьба с невежеством, Горький и Новая Эра присоединил к сборнику. Первая статья, как обычно, потерпела неудачу в редакции Сегодня. Знаю, что здесь ещё всё же есть настроение против Вас. Если что и напечатали, то лишь то, что писал их сотрудник, или в связи с ним. Статью о Горьком пошлю также в Эстонию и Литву. Хорошо было бы и в Швецию, но не знаю как. Нужно знакомого в высших кругах. О Швеции отвечу подробнее Владимиру Анатольевичу.
Получил также драгоценные посылки – Нерушимое и 200 параграфов Аума. Вашу книгу уже начинаем набирать.
Мы разослали, между прочим, также Врата в Будущее по Вашему списку. Врата в Будущее недавно мы начали Вам высылать и экземпляры брошюрованные, печатанные на другой бумаге, и также в переплёте. Оказывается, что первая, белая бумага всё же для чтения не так приятна, как вторая, которую мы считали немного более худшего качества.
Я получил от Е.Туркиной ответ на мой запрос о Священном Дозоре. Хотя здесь, должно быть, ничего нового для Вас не будет, всё же прилагаю для Вас копию этого письма. Послан ли Е. Тур-киной экземпляр Врат в Будущее»? Если нет, то мы вышлем.
Буцен в своём письме к Вам о своей поездке в Эстонию, между прочим, сердечно отзывался о m-me Ким из Таллина, в которой он видит будущую опору нашего Учения в Эстонии. Также и некоторые другие члены в восторге от неё. Хотя я не познакомился поближе, но и моё впечатление было благоприятным. Главным образом привлекает её большая энергия, её культурный ум и её чистое сердце. Но моё мнение, что первое условие для её дальнейшего продвижения – она должна освободиться от влияния Розендорфа, без этого она со всеми своими прекрасными планами останется на полпути. Она выступила также раз на нашем общем собрании, но нас неблагоприятно поразило её утверждение, которым она начала речь, что она имеет великое счастье быть ученицей Розендорфа и что последний получает непосредственные указания от Белого Братства (должно быть, через астральных проводников, подобно Балоду в Риге и многим другим, более или менее подверженным психизму). Одна из отличительных черт нашей эпохи, как Вы знаете, та, что в ней выступает множество различных пророков, основателей сект и пр., которых Учение хорошо охарактеризовало. Также и у нас в Риге их не мало. Главное, что все они открыто или тайно дают другим понять, что их учение единственное в своём роде, что они являются или высшими посланниками, или реформаторами, что единственно по их плану мир будет спасён. О Балоде, под влиянием которого находится виндавский Принц (как прекрасно они охарактеризованы в Мире Огненном, ч. III, 267!), Вам подробнее напишет Буцен, который сам когда-то краткое время состоял в его обществе. Хочу лишь здесь заметить, что Балод считает себя посвящённым, и даже псевдоним для себя выбрал «Рофант», т. е. Hierophant!
Буцен мне прочёл копию своего последнего письма к Вам. Меня удивило, что он между прочим сообщает, что Карл Иванович уклонялся от сотрудничества. Я уверен, что Буцен своё суждение сформулировал слишком резко. Я говорил с К.И., и уверился, что мы его привлечём вновь к более активному сотрудничеству на пользу Обществу, лишь только найдём подходящую форму сотрудничества, в которой он психологически мог бы участвовать с неподдельной радостью. Мы думаем, не предложить ли Карлу Ивановичу какую-нибудь почётную должность, например, в связи с Пактом и пр. Но это можем предложить ему лишь внутренним порядком, так как наши внешние статуты этого не предвидят, а изменить статуты в настоящее время, когда всё ещё закрываются общества, пока немыслимо. При последней встрече К.И. обещал мне просмотреть немецкий перевод Листов Сада Мории, он в принципе не был также против чтения рефератов и т. д. Мы решили предложить ему руководство новой группой Учения. Я хотел бы добавить к сообщению Буцена ещё и то, что он отнёс Карлу Ивановичу наше письмо – сердечную благодарность нашего правления за его труд на пользу Обществу и с приглашением и впредь нам пособлять своими сердечными советами и трудом.
Нас обрадовало, что в латышском журнале Sejejs[1] в трёх номерах помещена длинная статья Дуцмана, бывшего нашего посла, теперь международного судьи при Лиге Наций, – о «расширении сознаний». Дуцман был другом Феликса Денисовича, от него он получил также первые сведения об Учении, но наше Общество не посещал. Когда я послал ему свою книгу о Вас, он ответил мне с большим энтузиазмом, потом я писал ему дважды, послал книгу Клизовского, потом и книги Учения, но он не ответил. В этой статье растолковываются основы эзотерического христианства, но проводятся параллели с новым восточным Учением. Утверждается, что это новое Учение сменит Учение Христа как следующее откровение, приводятся цитаты из Учения, хотя и не упоминаются названия книг. Между прочим, интересно его заключение, что место в Евангелии, где Христос говорит: «Я буду с вами до конца мира», неправильно переведено и растолковано. Так, в шведской Библии вместо «до конца мира» переведено «до конца эпохи». При этом автор делает вывод, что Христос сам утверждал, что Его Учение предназначено только для данной эпохи, но после него появится новый Учитель. Особенно приятно, что эта статья появилась в официозе, где мы менее всего этого ожидали, и конечно, как принадлежащая перу дипломата, вызвала широкое внимание. Лишь в месте, где автор истолковывает понятие реинкарнации, редакцией поставлено особое примечание.
Шлю Вам и Елене Ивановне самые искренние и самые чистые мысли и пожелания моего сердца.
Сердечно преданный Вам,
Р. Рудзитис
_______
Примечания