11.08.1936 Рихард Рудзитис Елене Рерих
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Рихард Рудзитис Елене Рерих
Melluzi (Rigas Jormala)
11 августа 1936г.
Дорогая Елена Ивановна!
Ваше письмо от 20 июня принесло мне самое невыразимое словами и самое напряжённое. Сказать ли мне, что Слова Великого Владыки для меня были как бы прикосновением Высшего Огня? Также и то, что дало мне Ваше указание о Великом Владыке, хотя я это чуял уже давно. Моё единственное желание, чтобы я, хотя бы малейшим образом, оправдал это Высочайшее Одобрение.
Я хотел бы узнать Ваш совет по следующему поводу. Мы в прошлом году праздновали День Владыки 24 декабря, по традиции, начатой Феликсом Денисовичем. Он указал нам этот день как День Владык, не только рождения Христа. В этом году, по Вашему указанию, мы отпраздновали День Владыки 24 Марта и будем это делать и впредь. Теперь не знаем, как быть с празднованием 24 декабря? Вы знаете, что День Владыки для нас самый торжественный день в году. Тогда мы раздаём и Портрет Владыки тем, которые его не имеют и которые это заслужили. Это, как Вы, должно быть, уже знаете от Ф.Д., Портрет, известный в теософских кругах, с которого Ф.Д. имел прекрасную копию. Согласно завету Ф.Д., все отошедшие от Учения должны Портрет вернуть. К прошлому 24 декабря Александр Иванович послал два Портрета и в Литву, один – Серафинене, другой – Обществу.
Последний Знак я передал, согласно Вашему указанию, т-гае Крауклис. Конечно, её радость была велика. Она сообщила, что только что перед тем пережила существенное обновление в своей жизни.
Здесь же хочу Вам рассказать о двух наших активных членах – Аиде Виестур и Янисе Принцисе (конечно, не виндавском). Мать Виестур уже давно просила меня написать Вам об осложнениях в её семье, но я не хотел Вас обременять. Но так как Вы просили меня написать обо всех активных членах и так как этот случай в последнее время имеет отношение также к Знаку, то считаю теперь своим долгом осветить Вам это дело подробнее. Я уже писал Вам о молодой Аиде Виестур как о романтической, преданной душе. Между нею и Принцисом установилась взаимная симпатия. Будто бы её симпатия началась на основании каких-то видений, по которым она заключила о связи с ним из прошлых жизней. Я сам их когда-то познакомил, также и Ф.Д. вначале был хорошего мнения о нём. Он казался интересным и даровитым человеком, говорил о космической музыке, о своих излечениях магнетизмом, о своих видениях и пр. Но уже тогда проявлялась вялость и нерешительность его характера, которая с течением времени всё усиливалась. Родители А.В. (мать её тоже состоит в Обществе) не могли примириться с его характером, они не разрешали дочери выйти замуж за Принциса, пока тот не станет материально самостоятельным. Но всё же они вначале возлагали на него некоторые надежды, пособляли ему материально и помогли ему устроить магазин радиоаппаратов (он имеет неполное среднее образование, но умеет собирать эти аппараты). Но в магазине он хозяйничал на удивление безрассудно, брал деньги в долг у многих знакомых, под конец истратил для своего предприятия деньги, пару десятков тысяч латов, вскоре обанкротился, и, главным образом, отец А.В. теперь должен оплатить его векселя, которые подписал. Притом он проявлял слабость характера: постоянно забывал, что обещал. Друзья не могли понять, сознательно ли он врал или, скорее, находился под каким-то психозом. Нас поражало всё его слабоволие. Особенно и потому, что мы думали, что он человек не без некоторых духовных накоплений из прошлой жизни. Прошлой зимой он жаловался, что видел даже какие-то кошмарные видения, как будто в полуяви, а именно, что его мучит астрал Карла Ивановича и т. д. Также и А.В. когда-то имела некоторые видения астрала К.И. (А.В. вообще была способна к разным видениям и о своих видениях рассказывала уже Феликсу Денисовичу). При этом нужно заметить, что ей когда-то казалось, что К.И. немного ухаживал за ней. Может быть, отсюда и разъяснение видениям Принциса и её? В связи со всем этим А. Виестур и вся её семья были глубоко несчастны и умоляли нас помочь и разъяснить всё это. Мы старались понять, не являются ли эти видения Принциса отражением его собственных мыслей или астральными элементалами чужой личности, которая принимает образ Карла Ивановича. Наши советы избегать и не доверяться всему этому мало влияли. Отчасти влияло на Принциса и то, что он в последнее время, изнурённый всеми переживаниями, полученными упрёками, мало спал, причём он болеет в лёгкой форме туберкулёзом. Будучи очень импульсивной, малоопытной, А.В. совсем не умеет разобраться в своих отношениях с Принцисом, не способна также воспитать его характер и, конечно, много страдает. А.В. была последней из 7 членов, получивших Знак. Она также участвовала в торжественном собрании, о котором я уже писал Вам и куда были приглашены все получившие Знак. Там же прочли места из Ваших писем о Знаке, там же эти Знаки и были распределены. Но вот что случилось. Недавно А.В., взволнованная, призналась мне, что она – с одной стороны, из-за глубокой, внезапно охватившей жалости к Принцису, так как она раньше присоединялась к упрёкам своей семьи против него; далее, ввиду того, что она почувствовала, что он всё же старый дух и что она недостойна этого Знака, из-за своей неготовности; наконец, на том основании, что, кажется, имела перед тем какое-то видение, – охваченная внезапным чувством симпатии и внезапным решением, подарила этот Знак Принцису (тоже как будто торжественным образом). Я был воистину поражён этим её прискорбным поступком. Как она способна была отдать доверенное лишь ей! Оказывается, что А.В. всё же не восприняла всю сокровенность Знака Доверия, раз могла так поступить. Если даже А.В. не совсем владеет русским языком (наша ошибка, что мы не перевели ей лично по-латышски, выписки из писем мы передали членам лишь потом), то её сердце должно было подсказать истину. Ведь она писала так чутко о Ф.Д., также свои строки в День Владыки и пр. Конечно, я попросил её взять Знак от Принциса обратно (Знак там же у неё и находился). Я хотел также Вам писать. После этого она страдала. Потом, когда были переданы ей записи из Ваших писем, она как-то раз, очень взволнованная, вернула мне Знак обратно, считая себя недостойной, особенно же после всего случившегося. Я отдал ей Знак и попросил её сохранить его пока у себя. Сообщаю Вам это и прошу Вашего совета.
Я много думал о понятии психизма, о признаках психизма среди некоторых членов, какие видения можно отнести к психизму и т. д. Конечно, психист прежде всего тот, кто остаётся в своих астральных переживаниях и кто сознательно их не преодолевает и не транс-мутирует. Оказалось, что в группе Слётовой (одной из самых младших групп) собралось между прочими несколько членов, более склонных к разным видениям. И так как в группе Слётовой неоднократно велись разные беседы о видениях и пр. и чтобы не поддерживалась эта склонность, ибо и Слётова когда-то была склонна к астральным видениям и т. д., то мы желаем группу Слётовой осенью распустить и членов присоединить к другим группам.
Гаральд Феликсович, хотя и находится в самой младшей группе Буцена, приглашён также в старшую группу. Осенью намереваемся образовать ещё одну группу. Трудный вопрос, что делать с парой таких членов, которые хотя и являются в группу Учения, но совсем неаккуратно, самое Учение мало понимают и вообще обременяют весь темп группы. Так, одна пожилая дама (одна из тех, в глазах которых Ф.Д. увидел знаки) вечно досаждает своими просьбами и жалобами и т. д.
Водитель русской группы розенкрейцеров в Шанхае Сальников нам прислал запрос о высылке им 80 книг Учения для их группы. Он нам прислал также древнюю розенкрейцерскую книгу Тебе Я Дарую (могу и Вам выслать, если не имеете), автором которой розенкрейцеры считают кого-то из египетских фараонов более тысячи лет до Р. Хр. Эта книга по своему этическому содержанию и поэзии напоминает притчи Соломона. Буцен Вам уже упомянул о другой шанхайской книге – Пути и предначертания Божий Баженова. В этой книге, основывающейся на изданных Amork'oM книгах о пророчествах пирамид и на Библии, все пророчества в конце концов сводятся (как и А.Хейдоком) к 16 сентября – день, который Баженов сводит к гл. 14, ст.7 книги Захар («День Господа»). Но когда читаешь книгу, часто остаётся также впечатление, что автор сперва вычисляет день, а потом подыскивает событие...
Заодно я очень прошу Вас разъяснить мне пару мест из Учения. В присланном мне 12-м письме из Чаши Востока (глава XI), на 9-й странице манускрипта написано: «Совершенный человек, или существо, которое достигнет полного совершенства (при котором каждый из его семи принципов вполне созреет), не будет больше рождаться здесь. Его местный земной цикл закончен, и он или должен продвигаться дальше вверх, или – быть уничтоженным как индивидуальность». Как понять уничтожение – как слияние с Высшим Сознанием? Но здесь индивидуальность считается сосредоточенной «в трёх средних, или 3-м, 4-м и 5-м принципах». Значит, после уничтожения индивидуальности Дух пребывает ещё в 6-м и 7-м принципах, в Высшем Слиянии?
В 3-м параграфе Беспредельности говорится: «Человечество даже не представляет себе явление угасимости, но вы знаете, что всякое угашение вспышки огней зажигает надземные факелы». Понять ли это так, что, когда угасает пламя земного энтузиазма, возгораются Высшие Огни?
Получил, с истинной благодарностью, из Аума: §§ 1–200, 201– 327 для печатания. Для себя я получил §§ 1–93 (в отдельной посылке), 196–326 (вместе со второй посылкой для печатания). Не забыли ли послать недостающие страницы? Или, может быть, они посланы Буцену, я не успел ещё его об этом спросить?
Прилагаю при сём список опечаток в Общине и пошлю ещё экземпляр. Сам не знаю, как я мог допустить некоторые просто непростительные опечатки. Может быть, и оттого, что в мае я читал корректуру двух книг и пр. Но всё же это так печально.
Шлю Вам и Николаю Константиновичу всего-всего самого Светлого и Радостного, мои самые благоговейные и благодарные мысли.
Сердечно преданный Вам,
Р.Рудзитис
Кончая это письмо (12.VIII), я только что получил письмо Н.К. от 29 июня, с двумя статьями, и за эту новую радость шлю ему своё сердечное спасибо.
_______