14.05.1945 Е.И.Рерих – В.Л.Дутко
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – В.Л.Дутко
14 мая 1945 г.
Другиня моя уявила волнение и огорчение, прочтя мое обращение к ней полным именем, – в данном случае оно уявилось случайным. Никакого умысла в таком моем обращении не было. Но разве отдельные слова важны? Важен общий тон письма. Кроме того, по природе я чужда фамильярности. Например, мне всегда очень трудно переходить на «ты», как-то не делаю разницы между «ты» и «вы». И часто привычное «Вы» мне дороже и ближе, чем новое «ты». Мою любимую Зиночку я до сих пор называю – Вы.
Конечно, Ваша чуткость к нюансам должна быть приветствуема, но в этом случае не следовало бы уявлять раньше прочтения всего письма огорчения, да еще «престиссимо»[1], «ажитато»[1]. Боль так близка обиде, что редко, когда она не переходит в мелкую обиду. Часто боль и обида живут в сердце, как сестры-близнецы. Великие Учителя уделяют много испытаний своим ученикам именно на ОБИДЕ, ибо из обиды рождаются самые пагубные последствия, все тяжкие качества под влиянием обиды усиливаются во много раз и могут довести даже до предательства. Борьба с обидою одна из самых трудных, ибо, даже если по природе своей человек незлобив, все же, хотя и на краткое время, он может почувствовать обиду и она уявит свои следствия. Потому, родная, пусть Ваше огорчение не выливается в обиду. Человек большого сознания не обижается. Кто может обидеть душу, живущую в трех мирах? Такая душа остро чувствует боль от грубости и несправедливости, но уже не будет обижаться, ибо понимает причину грубости и знает глубинуневежества обидчика. Только освободившись от чувства обиды, можно нести свой подвиг на благо неблагодарного человечества.
Между прочим, я согласна с Вами, что в именах, даваемых по вкусу и по разным соображениям родителей, нет смысла. Скажу больше того – часто значение и звучание имени противоречит всей природе носителя его. В Индии каждый имеет и тайное имя, принадлежащее ему на основании гороскопа рождения, и такое имя известно лишь брамину-астрологу и его родителям. Сам обладатель узнает его при последнем посвящении в свою касту, но в жизни и после посвящения он носит другое.
Вас радует мой русский энтузиазм и моя вера в русский народ. Но как им не быть, когда я знаю потенциал русской души и чую великую, сужденную ему судьбу. Я знаю, что в дружбе с Россией и другие народы обретут мир и благоденствие. Вы спросите: с какой Россией? Но с Россией Новой, пережившей страдания великие. Все чуждое, все ей навязанное уйдет в новом мощном строительстве. Народ до войны и народ после войны – две разные величины. Вы считаете меня немного пристрастной к моей стране и указываете справедливо, что [в] разные периоды бывали падения и среди русских. Несомненно, в разные периоды истории немало тяжкого было уявлено всеми народами, без исключения. Но если честно просмотреть и сравнить более или менее правдивую историю всех больших стран, то мы увидим, сколь мало захватной политики было проявлено русским народом. Русская Держава росла и ширилась часто самыми неожиданными путями и даже добровольными присоединениями к ней целых народностей. Сами поработители ее приобщались к ней уже не на правах победителей, но подданных. Правдивая история Финляндии и Польши обнаружит совсем иную картину, нежели та, которая сложилась в представлении многих иностранцев, еще и посейчас видящих в русских новых варваров.
Космическая справедливость взвешивает сейчас судьбы всех стран, и, конечно, такие Весы не могут ошибаться. Суровое осуждение Уявлено Германии, и справедливость его невозможно оспаривать. Правдивая история последней русской революции еще не написана во всей ее трагичности, но и это будет осуществлено в сужденное время. Много было в ней тяжкого, много безумств и зверских расправ, но не забудем, что палачами редко являлись русские люди, для этого были назначены особые международные карательные батальоны[1]. Русский народ не способен на такую систематическую холодную жестокость, какую обнаружили германцы и финны за ту войну. Но Армагеддон близится к концу, и можно ожидать начало светлой эпохи к пятидесятым годам. Вы правы, что «иногда не хватает мудрости для радости, видя ненависть, презрение и мщение в истории человечества». Но для меня самое страшное не в ненависти, но в лицемерии и невежестве, ибо корень ненависти именно в этих широко распространенных пороках человечества. Лицемерие страшно тем, что оно вошло как непременный признак цивилизации и культурности. Первые уроки так называемой воспитанности основаны на лицемерии.
Конечно, чувство единства, к которому настоятельно нас зовут все Водители Духа, не исключает ярко выраженного предпочтения в отношении тех или иных духов. Мать любит всех своих детей, но тем не менее чувство ее к каждому разнится и по качеству, и по силе. Чувство любви беспредельно в своих градациях. Христос и Будда и все другие Учителя имели своих любимых учеников.
Никакое слияние невозможно без личного переживания. Там, где нет личного переживания, там не может быть и очувствование его, ибо для каждого очувствования необходим центр сознания или осознания, наше Я. Но наше Я не может раствориться или исчезнуть, но может и должно расширяться и вмещать.
Задача Космоса не в том, чтобы слить все в однообразное Единство, но в том, чтобы уявить величайшее разнообразие на принципе общей солидарности. Именно, Космос есть великое Разнообразие в Единстве! К чему вся дифференциация, бесконечность разнообразных проявлений и накоплений, если в конечном итоге (Манвантары) все должно снова слиться в однообразном Единстве с утратою всех индивидуальных достижений. Нет, достижение яркой индивидуальности во всем есть великая цель Космического Созидания. Каждая Вселенная, каждый Мир, каждый человек должны стремиться к индивидуальному выражению на основе гармонии. Космос уявляется, именно, как созидатель Великой Симфонии, но не как разрушительный Унисон. Единство не предпосылает однообразия, но устремляет к высшей Гармонии. Единство в однообразии есть небытие, разрушение, конец сознательного существования.
Все чувства, оявленные сознательным человеком, должны быть утончены и сублимированы, но не уничтожены; все так называемые страсти в нас при трансмутации их являются залогом высших способностей. Так и чувство обиды должно утончиться в боль сердечную и трансмутироваться в любовь всепрощающую. Утончение чувств облагообразит и наши «мешки», и седьмая раса сможет предоставить нам новую внешнюю оболочку в виде уплотненного астрального тела, лишенного некрасивых функций плоти.
Мне очень хотелось бы знать, что именно отметили Вы себе как наиболее ценное сведение в книге «Эзотерическое Христианство». Миссия Безант была, конечно, иная, нежели миссия Блаватской. Она не должна была являть нового учения, но утвердить данное через Блаватскую среди широких кругов и не отступать от уявленной ей программы. Безант, несомненно, крупный дух, прекрасный оратор и неутомимая работница и организаторша. Но после ухода Блаватской контакт ее с Учителями затруднился. Приближение Ледбитера принесло много вреда развитию теософического движения в Европе, особенно во Франции. Влияние его внесло заблуждения и новые толкования. Культ Кришнамурти как грядущего[1] Мирового Учителя тоже утвердился с его приближением. Казалось бы, что ближайшие ученики должны были понять, что каждое Высокое Проявление Божественного Аватара должно соответствовать Эпохе, в которой Оно уявляется. Можно ли представить себе Величайшего Мирового Учителя, проповедующего или читающего лекции с платформы современного форума или цирка? Ясно, что при современном разложении всех религий, при отрицании всех духовных ценностей такое Великое Проявление должно уявиться совершенно иным путем. Путем, недоступным для кощунствующих и озверелых двуногих и для живых мертвецов, окостеневших в своих отрицаниях. Кришнамурти до войны жил в Калифорнии. По существу он чистый дух, но, по-видимому, не обладает сильным магнетизмом, ибо не смог создать своего движения или хотя бы возрождения Теософии.
Вместе с Вами скорблю, что теософы уявили столько гротесков и пошлых искажений Великих Обликов. Прискорбно, но большинство Духовных Обществ лишено чувства Красоты. Красота должна сопутствовать духовности, но, увы, она не только отсутствует, но, хуже того, она уявилась в каком-то нарочитом опошлении. В этом духовные Общества уявляют великое соревнование. Так, ни одно из имеющихся сейчас Изображений Великих Учителей не отвечает действительности. Даже те, которые были написаны немецким художником еще при жизни Блаватской[1], являют весьма отдаленное сходство, вернее, никакого. Но, может быть, это и лучше. Каждый имеет свой условный вкус, и самое прекрасное Изображение может не ответить его ожиданию. Потому пусть существуют многие Изображения по уровню сознания каждого. Пусть люди имеют свою радость.
Вы пишете: «Никак не могу понять, почему сокровенное знание, как скоро становится доступным для большинства, самым страшным образом мельчает и вырождается... это ведь жутко!» Что это жутко – это верно, но понять это легко. Все в Космосе держится на великом соответствии. Если человеческая природа еще настолько груба в своей массе, что ей ближе искажения и всякие разрушения, как же может она воспринять тончайшие вибрации высших мыслей, чувств, энергий? Высшие эмоции, высшее знание требуют воспитания и непрестанного утончения наших свойств и качеств для восприятия вибраций высших. А кто же заботится вообще о воспитании масс? Образование не есть воспитание. Образование без воспитания порождает преступников, больших и малых.
Вы хотите начать очерки о Блаватской, это очень ценно и по времени. Но, родная, не торопитесь и уявите тщательную подготовку и ознакомление со всеми ее трудами, их очень много, со всеми ее биографиями и ее перепискою. Также следует узнать и сотрудников ее, чтобы понять атмосферу, ее окружавшую, и всю жертвенность ее жизни. Вы прекрасно выразились, что Блаватская жила в четырех измерениях, и потому никогда не упускайте из внимания это Ваше осознание при оценке ее сложной натуры. Лучше всех написали о ней А.Безант и Ж.Мид, последний был известным ученым и лингвистом. Он перевелзнаменитый гностический памятник «Пистис София», много писал о Древних Мистериях. За все время ее пребывания в Лондоне Мид был ее сотрудником и секретарем. В своем посмертном очерке о Блаватской он отдал ей должное, признав ее гениальность и титаническую природу. Существует биография, написанная Синнеттом на основании свидетельств ее сестры Желиховской «Инсидентс ин ве Лайф оф Мадам Блаватски»[1]. Там имеются интересные подробности, но сама Блаватская не была довольна этой книгой, которая писалась при ее жизни; не был доволен и Учитель ее. Но всем известно изречение Христа: «Не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, в доме своем». Речение это столь же справедливо сейчас, как и тогда. Советую Вам прочесть том «Писем Махатм к Синнетту»[1] и том ее личной переписки[1]. Хорошо бы Вам достать первые два тома дневника Олькотта[1] и «Оккультный Мир» Синнетта[1]. Неплохо ознакомиться с ее книгой «В пещерах Индостана»[1]. Она удивительно передает атмосферу Индии, и прекрасно обрисован в ней Облик ее Учителя. Книга была написана по-русски, но имеется перевод ее на английский язык. Вторая – «Голубые Горы и племена Индии»[1] менее интересна. К столетию от ее рождения журналом «Вестник» в Женеве был издан Биографический очерк Е.Ф.Писаревой. Думаю, что этот очерк Вам очень пригодился бы, написан он по-русски. Напечатана эта книга в Ревеле, но возможно, что ее легче достать из Женевы от Председательницы Русского Теософического Общества г-жи А.А.Каменской. Как видите, нужно много прочесть, но такая гениальная душа заслуживает самого бережного к ней отношения, и тем более для уявления ее русскому народу, почти ничего не знающему о ней. Она была большой патриоткой и страдала, что ей придется жить и умереть на чужбине. Подвиг ее был велик: одинокая, всеми преследуемая, всеми и во всем подозреваемая, без средств, без знания языка прибыла она в Америку, чтобы явить миру прекраснейшее Сокровенное Учение, дать впервые религиозно-философский синтез всех веков и народов, создать международный Братский Союз, дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и Водителей нашего человечества и пути к Ним. Кто не преклонится перед нею, принявшей на себя такой подвиг среди бездны невежественных отрицаний, подозрений и гонений? Истинно, она была мученицей за уявленное ею новое спасение человечеству в эпоху удушающего и разлагающего материализма. Но это мученичество сплело ей новый прекрасный ВЕНЕЦ. Пошлем ей наше восхищение, нашу признательность и нашу любовь.
Храните Ваше редкое качество – «благоговейность не только ко всему сокровенному, Вами чтимому, но и ко всему, связанному так или иначе с чтимым», научите этому и Вашего Мишу. Это принесет ему сердечную радость и убережет от многих заблуждений в будущем.
Вашу простую фотографию буду ждать, но не думайте, что я противница современной гигиены и косметики. Я не люблю всего утрированного, но некоторую умелую прикрашенность и разумный уход за кожей и телом всегда приветствую.
Итак, не являйте никаких огорчений и гоните всякие обиды, откуда бы они ни являлись. Страшно устала стучать на машинке. Наступила жаркая погода, и мне тяжело, плохо переношу жару.
Всего Вам Светлого и радостного.
Сердцем и духом с Вами.
Примечания